Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие в смешанный лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие в смешанный лес»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.
Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, интеллектуально-познавательная, двигательная.
Программное содержание
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе, как о зелёном доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представления детей о значимости леса; уточнить знания детей от правилах поведения в лесу.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением флоры и фауны смешанного леса; пособие на детей 5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.
Предварительная работа: отгадывание загадок про лес и его обитателей, рисование деревьев, беседа о правилах поведения в лесу,
Планируемый результат: дети знакомы с особенностями природных условий смешанного леса; имеют представления о взаимосвязях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; знают о правилах поведения в лесу.
Структура занятия
1.Вводная часть | Игра «Хищники и травоядные» Проблемная ситуация, затруднение | 3 мин |
2.Основная часть | Путешествие на поезде Работа с пособием Физкультминутка Работа с пособием на применение полученных знаний | 20 мин |
3.Заключительная часть | Подведение итога занятия. Вопросы по пройденной теме | 2 мин |
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия
1.Вводная часть
-Где вы мы с вами побывали вместе с Таней, Ваней и доктором Айболитом в прощлый раз? (в тайге)
-Что такое тайга? (хвойный лес)
Игра «Хищники и травоядные»
На доске два круга с символами хищников и травоядных. У детей – карточки с изображением животных смешанного леса. Дети подходят к тому или иному кругу и рассказывают про это животное.
-А кто питается растениями?
-Как назвать этих животных одним словом? (травоядные)
-Кто охотится на травоядных? (хищники)
-Как вы думаете, какого зайца легче поймать лисе – здорового или больного? Потому, что хищникам проще охотиться за слабыми, больными животными. И остаются в лесу сильные и здоровые травоядные.
Затруднение в игре возникает, когда очередь доходит до медведя – ребенок с карточкой изображением этого животного не знает, в какой круг ему встать.
Воспитатель помогает детям вместе прийти к решению.
2. Основная часть.
-Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит отправиться дальше
-Но на чем?
-Какими видами транспорта мы уже пользовались? (воздушными). Посмотрите на карту (физическая карта).
- О чём говорит большое количество зелёного цвета на карте нашей страны? О том, что это равнинная страна.
-Как вы понимаете это слово?
-Подумайте, какие средства передвижения удобны в таких местах?
-По равнинам удобно прокладывать шоссейные и железные дороги. А кА вы думаете, зачем тратить столько сил и времени, средств на постройку дорог, если есть самолёты? По многим причинам. Например, в нелётную погоду самолёты не летают, а поезда ходят всегда. Билеты на поезд всегда дешевле билетов на самолёт.
Итак, решили ехать на поезде. Представьте, что нам подали состав из очень маленьких вагонов, в каждом из которых может ехать только один человек.
-Сколько вагонов потребуется? (столько же, сколько и человек)
-Но интересно ли ехать в одиночестве?
-Сколько потребуется вагонов, если мы поедем по два человека?
-Как это узнать? Найти себе попутчика, т.е. встать парами, сколько пар, столько и вагонов понадобится.
-Давайте поедем все вместе! Сколько вагонов нам понадобится? (один)
-Скажите, почему поезда называют составами? ( их составляют из разного количества вагонов)
-А как вы объясните слово «попутчик»? Верно, это человек, с которым вам по пути.
И вот, мы готовы к отъезду. Прощаемся с обитателями тайги.
-С кем? ( с куницей, белкой, лосем, рысью, дятлом, филином, синицей, клестом)
-А почему мы не можем попрощаться с медведем? (он спит в берлоге)
-Садимся в поезд. Едем. Кто из вас ездил в поездах на большие расстояния? Как устроен вагон поезда? Он разделён на небольшие комнаты-купе, в каждом из которых едет по 4 человека. Хозяин вагона – проводница, проводник.
А помните, как называется хозяйка самолёта? (стюардесса)
-Проводница вам выдаст постельное бельё, угостит чаем.
-А чем можно заняться в пути? Можно почитать книгу, которую вы взяли перед отъездом в библиотеке, или поиграть в настольные игры.
Поезд сделал остановку. Прежде чем выйти, размяться, надо спросить у проводницы, сколько минут будет стоять поезд, иначе вы рискуете отстать от поезда. Стоянка окончена, едем дальше.
Вечереет. Ложимся спать.
Работа с пособием
Задание «Расскажи, что изменилось за окном»
Наступило утро. Мы проснулись и посмотрели в окно. Что изменилось? (появились не хвойные деревья)
-Как они называются? (Лиственные)
-Почему? Как вы догадались, что это лиственные деревья?
-Подумайте, почему стали появляться лиственные деревья?
-Зимы в этих местах не такие суровые и длинные, как в тайге, и лиственные деревья способны выдержать зимние холода.
Заходим в лес. Он называется смешанным. Как вы думаете, почему? В нем встречаются хвойные и лиственные деревья.
В таком лесу достаточно светло. Почему? Солнечный свет достаточно свободно проходит сквозь листву.
Вспомните хвойный лес, в котором всё время сумрачно.
Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями – в хвойном или в смешанном? Почему? Так как в смешанном лесу значительно больше света, то и растительности там больше.
В таком лесу различают несколько уровней растений . «Крыша» леса – это листья и ветки самых высоких деревьев - полог. Здесь живёт много насекомых, которые являются пищей для птиц. Многие птицы такие, например, как сойки, вьют гнезда в верхнем ярусе.
Невысокие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это уровень кустов – подлесок.
Вспомните, чем кусты отличаются от деревьев.
В самом низу – лесная подстилка.
-Из чего она состоит?
Чем она отличается от подстилки хвойного леса? Лесная подстилка смешанного леса – это огромное количество опавших листьев. Вы уже знаете, что в природе нет ничего лишнего, случайного. Значит и эти опавшие листья для чего-то нужны. Если внимательно рассмотреть землю в лесу, то можно увидеть торчащие из земли кучки. Это листья, которые дождевые черви затаскивают к себе в норки. Под микроскопом в верхнем слое земли можно увидеть множество червей и других организмов. Они очень важны, так как поедают опавшие листья, погибших животных. А бактерии и грибы перерабатывают все остатки, и тем, что получается в результате, питаются растения. Вот и выходит, что эти «мусорщики» не только наводят чистоту в лесу, но и кормят растения.
-А как назвать, например, медведя, который ест и ягоды и мёд, и рыбу, и небольших животных, тоесть всё. (всеядный)
-Как вы думаете, кого в лесу больше: хищников или травоядных? Зверей или травоядных? Всеядных или хищников?
Физкультминутка по выбору детей
Лес живёт своей жизнью. И если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось.
-Почему, это нужно делать?
-Почему говорят: Лес – это наше богатство?
- Лес- это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест листьев, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! Совсем другой воздух- говорим мы, входя в лес.
Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? Оно растёт, как и все живые существа, питается, спит, дышит, размножается. Дерево, и не только оно, а все растения на земле «вдыхают» тот воздух, который выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения «живой воздух», который называем кислородом, и которым мы дышим. Без растений мы бы просто задохнулись. Вот почему необходимо беречь каждое деревце., каждую травинку.
Работа с пособием на применение полученных знаний
Задание «Покажите стрелками, кто, где живёт»
Каждое животное живёт в своем ярусе. Покажите стрелками, кто где живёт, и назовите этот ярус.
Задание «Объясните, почему, говорят: «Лес – наше богатство»
-Рассмотрите рисунки и объясните, почему так говорят.
3.Заключительная часть.
Подведение итога занятия.
Объясните, зачем люди в городах сажают растения, деревья, разбивают парки, скверы.
-Зачем разводят дома комнатные растения?
-Почему ещё дорог нам лес? Это дом для птиц и животных. Не будь леса, не было бы их.
-Что ещё даёт нам лес? Лес – это строительный материал, топливо, бумага.
-Пройдите по группе и найдите предметы, которые не могли бы появиться здесь, не будь леса.
-Мы часто ходим в лес и просто погулять, и собирать грибы, ягоды, орехи. В лесу мы, как в гостях. И вести себя так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить дому. Вспомните правила поведения в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».
Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...
Конспект НОД "Познание" в подготовительной группе по теме "Путешествие в Антарктиду"
На данном занятии дети с помощью разных заданий в игровой форме отыскивают маму пингвиненка...
Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"
Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему:«Путешествие в город профессий»Автор: Титко В.В. воспитатель ГБДОУ № 7 г. Санкт-ПетербургЗадачи:Образ...
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие в тундру»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: познакомить детей с...