Индивидуализация образования ребенка с ОВЗ через включенность учителя-логопеда в детскую деятельность.
методическая разработка (подготовительная группа)

Овчаренко Марина Владимировна

Включенность учителя-логопеда в жизнь группы начинается с утреннего круга, на котором  я узнаю интересы детей и их предстоящую изучаемую тему или тему проекта, высказывания и пожелания детей фиксируем на листе наблюдения.

В соответствии с ними планирую среду в кабинете и разные задания для решения своих образовательных, коррекционных задач. К выбору заданий подхожу с точки зрения индивидуальных особенностей ребенка, его интереса.

В зависимости от подгруппы детей наполняю центры, открываю или закрываю их. Задания подобраны с учетом темы недели. Ребенок самостоятельно планирует свою деятельность, выбирает сколько заданий он выполнит и каких. Он анализирует свою деятельность обдумывает справится ли он с предложенными 5, например, заданиями или только 3 выполнит. Предлагаем несколько приемов выполнения задания. Например, гимнастика может быть по карточкам, шнуровке или деревянным фигуркам ребенок решает, как ему интересно его выполнить.

Также дыхательные упражнения дети выбирают самостоятельно, например дуйбол, паучки или надуй перчатку и другие.

Для работы со словом использую разные приемы выполнения звукового анализа, деления на слоги, определения места звука в слове. Работая с предложением я использую несколько приемов. Ребенок выкладывает количество слов камушками или составляет схему предложения.  

Очень сложно решать задачи по автоматизации звука с учетом лексической темы или проекта, трудно подобрать речевой материал. Но я нашла выход тем, что на занятии появляются разные герои, связанные с темой недели (проекта) и дети помогают им решить проблемную ситуацию. В этот момент ребенок проговаривает слова с четким выделением звука, происходит автоматизация, развивается связная речь.

Для устранения нарушения по ориентировки в пространстве я использую игровые поля, ларчик «Теремки Воскобовича» и имитацию лесенки-чудесенки.

Для коррекции речевых нарушений сейчас актуально использовать нейроигры. Для этого пополнила среду материалом изготовленным самостоятельно.

Для поддержания детского интереса использую прием выбора заданий для выполнения с помощью игрового барабана Поле Чудес. Детям выпадает конверт с заданием с учетом темы, которую проживают дети. Задания различные, практические и речевые. Отгадывают ребусы, загадки, составляют рассказы по схемами и т.п.

В конце занятия на доске выбора дети отмечают символами количество выполненных упражнений и анализируют свой результат. По такому же принципу используем прием фиксации результата штампами на индивидуальных листах.

Реализуя проект я решаю много своих коррекционных задач. Дети составляют слова, автоматизируют звуки, развивают связную речь, мелкую моторику и ориентировку в пространстве.

В рамках недели «Что там в небе голубом?», дети проживали Проект «Космос», и как то на утреннем круге Варя сказала, что есть герой Лунтик и он прилетел с Луны, я зафиксировала ее интерес. И от сюда уже сложила занятие в кабинете. Дети отправились на Луну, помогать Лунтику собирать кристаллы, чтобы расколдовать любимые вещи Лунтика. Так как по индивидуальному плану коррекционной работы мне нужно было отработать закрепление обобщающих понятий «овощи», «фрукты» с Кириллом и Егором, картинки по этим темам и были спрятаны. Так же исходя из плана коррекционной работы для подгрупп детей были предложены разные задания. Дети составляли слова РАКЕТА, мастерили ее из втулок, летели по игровому полю по стрелкам и строили маршрут на коврографе, раскапывали лунную пыль и расколдовывали (дефференцировали) слова по звукам. Затем вернулись на землю путем составления названия планеты и проводя звуковой анализ слов.

Во время работы над Проектом «Динозавры» дети превратились в археологов и раскапывали кости динозавра, составляли предложения, развивали связную речь, воображение и моторику. Провели веселую физминутку, придумали и показали своего динозавра.

Для поддержания интереса родителей к жизни ребенка в проекте предлагаем решить кроссворды, они отгадывают слово и узнают по нему информацию и презентуют друг другу.

Каждый четверг в нашей группе проходит час портфолио, время когда дети пополнят портфолио своими практическими наработками (фото из дома, рисунки, аппликации и т.п), мы помогаем детям составить и записать надписи, рассказы и их высказывания к стараничкам, отрабатывая в это время правильное произношение и правописание.  На странице учителя-логопеда, дети размещают свои практические успехи, которые можно посмотреть, рассказать, так же отмечают поставленные звуки (рисуют картинки на звук).

Во время работы с портфолио можно узнать, что интересно ребенку на сегодняшний день, что он хотел бы узнать или чем то поделиться с другими, исходя из этого уже планируем индивидуальные приемы для интересного выполнения заданий. И так же фиксируем в лист наблюдений.

Вот так я, как учитель-логопед включаюсь в деятельность детей и проживаю с ними темы недели, или проекта, решая при этом коррекционные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_deyatelnosti_logopeda.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуализация образования ребенка с ОВЗ через включенность учителя-логопеда в детскую деятельность. Овчаренко Марина Владимировна Горбачевская Елена Сергеевна

Слайд 2

«Утренний круг»

Слайд 3

Планирование детской деятельности в кабинете учителя-логопеда

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика

Слайд 5

Дыхательные упражнения

Слайд 6

Работа со словом

Слайд 7

Составление предложения

Слайд 8

Автоматизация звука

Слайд 9

Ориентировка в пространстве

Слайд 10

Использование лесенки

Слайд 11

Нейроигры

Слайд 12

Выбор заданий на барабане «Поле чудес»

Слайд 13

Задания из конверта

Слайд 14

Фиксация результатов

Слайд 15

«На помощь Лунтику » Запустили ракету. Дыхательные упражнения. Летели по построенному маршруту. Ориентировка по клетке. Искали лунные камни. Развивали моторику, умение действовать сообща

Слайд 16

«На помощь Лунтику » Расколдовали любимые овощи, фрукты, ягоды Лунтика . Закрепили обобщающие понятия. Расколдовали любимые вещи Лунтика . Дифференцировали звуки Ш-С Вернулись на свою планету, составив ее название. Провели звуковой анализ слова.

Слайд 17

Проект Динозавры Превратились в археологов и раскапывали кости динозавра, составляли предложения. Развивали связную речь. Провели веселую физминутку . Придумали и показали своего динозавра. Развивали воображение и моторику.

Слайд 18

Неделя «Чудесные превращения ненужных вещей»

Слайд 19

Работа с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"

В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...

Просветительская деятельность учителя-логопеда в МДОУ «Детский сад №3 «Дюймовочка»

Просветительская деятельностьучителя-логопеда в МДОУ «Детский сад №3 «Дюймовочка»...

Проект " Развитие ребенка с ОВЗ через включение в работу материалов М. Монтессори

Проект " Развитие ребенка с ОВЗ через включение в работу материалов М. Монтессори...

Повышение уровня компетентности родителей имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада.

Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь р...

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж], у детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда вусловиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж],у детей старшего дошкольного возраста...

Сообщение в рамках презентационной площадки ДОУ «Индивидуализация образования ребенка: создание условий в ДОУ».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида«Ручеёк» Сообщение в рамках презентационной площадки ДОУ«Индивидуализация образовани...