Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности "Свойство стекла"
материал (старшая группа)

Серкова Надежда Борисовна

Формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и происхождении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области

Технологическая карта конспекта непосредственной организованной образовательной деятельности

 с воспитанниками старшей группы общеразвивающей направленности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Формирование целостной картины мира»

Тема: «Свойства стекла»

Воспитатель:

Серкова Надежда Борисовна

Шарья

2025

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности

в старшей группе общеразвивающей направленности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Свойства стекла»

Дата проведения –

Педагог – Серкова Надежда Борисовна

Форма организации обучения: непосредственно организованная образовательная деятельность.

Форма организации деятельности:  совместная, самостоятельная, парная.

Цель: Формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и происхождении.

Задачи:

-  формировать умение получать сведения об объекте в процессе практического исследования;

-  расширять представление детей о свойствах стекла;

-  развивать любознательность и познавательную мотивацию, речь детей;

-  продолжать развивать умение договариваться друг с другом при выполнении задания;

-  воспитывать бережное и безопасное отношение к предметам, изготовленным из стекла, воспитывать уважение к труду взрослых.

Словарная работа: прочное, прозрачное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, звучащее, звонкое, известняк, сода.

Интегрируемые образовательные области:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа: беседы; познавательно-исследовательская деятельность с водой и предметами из металла, пластмассы, дерева, камня, стекла. Д/и «Из чего это сделано?», «Ассоциации», «Найди пару». Просмотр мини фильма про стекло и стеклодувов.

Демонстрационный материал: Снеговик, льдинки, стеклянные предметы;   контейнеры с мелом, содой, песком; иллюстрации; стеклянные камушки, опорные схемы «Свойства предметов».

Раздаточный материал: фартуки исследователей, бумажные полотенца, чашки, пластиковые стаканы, подносы, пластиковые бутылки с водой, салфетки, карандаши, цветные камушки, схемы для творческого задания.

Техническое оборудование: интерактивная панель, ноутбук, магнитофон.

Применяемые образовательные технологии: информационно-комуникационная технология; технология развивающего обучения; технология сотрудничества; технология исследовательской деятельности; личностно-ориентированный подход.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

Создание образовательной ситуации.

Цель: Заинтересовать, замотивировать детей на предстоящую деятельность.

Воспитатель приветствует детей.

«Добрый день» мы скажем дружно,

Улыбнуться миру нужно,

Чтобы каждый ощутил

Радость, свет и много сил.

Воспитатель сообщает детям, что они ждут гостя.

Раздается стук - заходит Снеговик. Здоровается с детьми и рассказывает, что пришел нам показать, какие красивые бусы он сделал для своей подружки Ани, которая его слепила. Так как скоро уже весна он хочет подарить ей их на память, чтобы девочка одевала их летом и вспоминала его. Воспитатель интересуется у детей: сможет ли Аня их носить летом.

Снеговик расстраивается, воспитатель его утешает и предлагает ему помочь сделать бусы из стекла. Снеговик отвечает, что не знает что такое стекло. Воспитатель спрашивает детей, а знают ли дети, что такое стекло и откуда берут его люди.

Дети приветствуют друг друга

Дети приветствуют гостя, рассматривают предмет – бусы. Делают предположения.

Ответы детей

Предположения детей.

Создать положительный психологический настрой, вызвать интерес

Поощрение детей за правильные ответы

Создание ситуацию успеха.

Закрепление знаний детей о стекле.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Воспитатель предлагает сесть на стулья перед интерактивной доской (напоминает о правилах правильной посадки, осанке; о технике безопасности, правилах пользования интерактивной доской).

Воспитатель предлагает посмотреть историю, о том, как люди обнаружили стекло:

Когда-то, давным-давно мореплаватели пристали к одному песчаному берегу и решили развести костёр, чтобы согреться и приготовить пищу. Обычно, они обкладывали костёр камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости не было, и тогда они обложили костёр камнями из соды и мела, которые у них были на корабле. А когда утром проснулись, то увидели на песке между камнями соды и мела блестящие камушки-капельки. Так впервые люди получили стекло.  

Воспитатель демонстрирует материал - соду, мел и песок, еще раз повторяет их названия и просит детей повторить за ней.

Люди, которые делают стекло, называются стеклодувами (иллюстрация).  На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь (также как вы дуете мыльные пузыри) Воспитатель проводит словарную работу.

Воспитатель предлагает побыть стеклодувами:

   Физ. минутка «Стеклодувы»  (автор Н.Б. Серкова)

Я стану стеклодувом

Чтоб выдуть из стекла.

Забавные фигуры

Деревья и кота.

Тут прозрачные цветки

Распускают лепестки.

Тут блестят бокалы

Чашки и пиалы.

Умелые руки

Не знают скуки.

Кто трудился от души?

Тому хлопать поспеши!

Воспитатель рассказывает, что на современных заводах используют этот материал, только расплавляют песок не на костре, а в печах при огромной температуре (идет демонстрация иллюстрации). Воспитатель просит детей помочь стеклодуву положить в печь нужный материал для изготовления стекла. Воспитатель проводит на интерактивной доске игру «Помоги стеклодуву».

После игры воспитатель делает совместно с детьми гимнастику для глаз.

Воспитатель предлагает детям и Снеговику пройти к столу и посмотреть на стекло и предметы из него. Но прежде чем взять в руки детям стеклянные предметы, воспитатель напоминает о правилах безопасности при работе со стеклом. Проходит демонстрация иллюстраций по безопасности.

1 опыт. Далее воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку место за столом. Воспитатель просит детей слегка ударить по нескольким стеклянным предметам карандашом и спрашивает, как звучит стекло? (Стекло звонкое)

2 опыт. Педагог просит легко сжать стеклянные чашки и пластмассовые стаканы. Спрашивает детей, какие они по сравнению с пластмассовыми стаканами? (Стекло твердое и плотное).

3 опыт. Воспитатель просит налить  в стеклянный стакан и в бумажный стакан по небольшому количеству воды из пластмассовых бутылок, демонстрируется детям, что стеклянный стакан не намокает как бумажный. (Стекло   водонепроницаемое)

4 опыт. Воспитатель просит положить в стеклянный стакан цветной камушек и спрашивает детей, какого он цвета. Воспитатель спрашивает, как они узнали (Стекло прозрачное). Воспитатель спрашивает, для каких предметов нужно прозрачное стекло.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они для чего нужно людям стекло?

Далее воспитатель обращает внимание, что ледяные бусы Снеговика растаяли, и напоминает, что  дети обещали ему  помочь  сделать бусы из стеклянных камешков и предлагает разбиться на пары, сделать бусы по заготовленному образцу-схеме.

Дети садятся напротив интерактивной доски, вспоминают правила посадки, правила пользования доской

Дети смотрят слайды, слушают рассказ воспитателя

Дети рассматривают блестящие стеклянные капельки

Дети рассматривают материал

Совместные и индивидуальные ответы детей.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Совместные и индивидуальные ответы детей.

Индивидуальная работа на интерактивной доске (Дети играют в игру «Помоги стеклодуву»)

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Дети рассматриваю различные изделия из стекла.

Ответы и рассуждения детей,

Работа за столом с объектами.

Дети исследуют предметы,

рассуждают

Дети выполняют действия, рассуждают, делают выводы

Дети выполняют действия, рассуждают, делают выводы

Дети выполняют действия, рассуждают, делают выводы

Отвечают на вопросы

Выполняют игровое упражнение в парах «Выложи бусы по схеме»

Поощрение детей за правильные ответы.

Создавать ситуацию успеха.

Создать положительный психологический настрой, вызвать интерес

Поощрение детей за правильные ответы

Поощрение детей за правильные ответы

Создавать ситуацию успеха.

Поощрение детей за правильные ответы

Создавать ситуацию успеха.

Создавать ситуацию успеха.

Поощрение детей за правильные ответы

Поощрение за правильные ответы. Вопросы к не активным детям, их поощрение

Подведение итогов деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности.

Воспитатель предлагает обозначить свойства стекла на магнитной доске с помощью опорных схем.

Воспитатель спрашивает о прошедшем занятии, что они узнали нового, что для детей было интересно, какие испытывали затруднения. Воспитатель предлагает взять детям в зависимости от их настроения, приготовленные стеклянные «камушки настроения». И интересуется у каждого ребенка, почему он сделал такой выбор.

Воспитатель от лица Снеговика благодарит детей и предлагает детям поиграть в стеклодувов мыльными пузырями.

Дети выбирают нужные схемы, рассказывая, к какому свойству стекла их подобрали.

Дети анализируют свое настроение, впечатления от деятельности.

Выход из деятельности

Создавать ситуацию успеха, словесное поощрение.

Поощрение от снеговика

сюрпризами – мыльными пузырями.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности

Конспект НОД с воспитанниками второй младшей группы общеразвивающей направленности.Образовательная область "Познавательное развитие" "Формирование элементарных математических представле...

Технологическая карта непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «На арене цирка».

Данная методическая разработка продолжает  знакомить детей с профессиями артистов цирка. В ходе занятия воспитывает у детей уважение к артистам цирка. Воспитатель помогает создавать  д...

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности по аппликации в младшей группе

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности по аппликации в младшей группе Цель:  развитие интереса детей к художественному творчеству, практическ...