Главные вкладки
Самообразование
материал (старшая группа)
Материалы по самообразованию: "Интеллект - карты в работе с дошкольниками"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»
Самообразование на тему:
«Интеллект-карты в работе с дошкольниками»
Воспитатель: Мяснянкина Е.А.
г. Курчатов
2022-2023 учебный год
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7 «Сказка»
Тема: «Интеллект-карты в работе с дошкольниками»
Ф.И.О. педагога: Мяснянкина Елена Алексеевна
Квалификационная категория: без категории.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 года.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 года.
г. Курчатов
2022-2023 учебный год
Актуальность
Основным принципом дошкольного образования, согласно ФГОС, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Старший дошкольный возраст — это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность), идет скачок в развитии мышления, умения синтезировать и анализировать знания. Наилучший вариант в возрасте 6-7 лет для усвоения, закрепления и систематизации полученных знаний является использование интеллект-карт. Одной из основных задач на 2022-23 учебный год в ДОУ стало содействие воспитанию у дошкольников социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма через электронные образовательные ресурсы. Чтобы достичь лучших результатов в этом направлении, в группе был создан проект «Атлас славы России», где предусматривалось систематическое использование интеллект-карт.
В условиях реализации ФГОС ДО метод интеллектуальных карт позволяет наиболее полно осуществлять интеграцию образовательных областей и решать образовательные задачи. Поэтому мною была выбрана именно эта тема.
Умелое использование интеллект-карт успешно поможет лучше усвоить большой объем информации, сгруппировать её по темам, неоднократно закреплять и дополнять её.
Цель самообразования
Изучение и систематизация материала по использованию интеллект-карт в работе педагога ДОУ во всех образовательных областях, разработка системы их применения на практике в работе с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
Задачи:
-изучить научную и учебно-методическую литературу по теме самообразования;
-применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей дошкольников;
-обосновать целесообразность использования интеллект-карт в работе по развитию индивидуальных способностей дошкольников;
-формировать устойчивый интерес детей с помощью интеллект-карт к образовательной деятельности.
Форма образования: индивидуальная.
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Перспективный план по самообразованию воспитателя МАДОУ «Детский сад №7» г. Курчатова
Мяснянкиной Елены Алексеевны.
Учебный год | Тема | Алгоритм работы. | Результативность этапов работы | Итог |
2022-2023 гг. | «Интеллект-карты в работе с дошкольниками». | 1.Этап подготовительный. Сентябрь-октябрь 2022г. | 1.Определение темы самообразования. Актуальность. Цели и задачи. 2.Составление перспективного плана по самообразованию на год. 3.Изучение информации из различных источников. -нормативно-правовые документы; - методическая литература; - интернет-источники и ресурсы. | Приложение 1. Приложение 2. Приложение3. |
2.Этап основной-практический. Ноябрь2022-май 2023 г. | 1.Перспективный план по проекту на 2022-2023 учебный год. Проект «Атлас славы России» 2.Открытое занятие на тему: «Люблю тебя, моя Россия!» 3. Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выступление на педсовете с презентацией на тему: «Интеллект-карта, как форма и метод патриотического воспитания дошкольников». | Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. | ||
3.Этап обобщающий. Апрель-май 2023г. | Анализ работы по самообразованию. | Приложение 7. |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Аннотации к изученному материалу и литературе.
1 http://ручеек.com/konkyrs/Poisk/metod_razrabotka_Ly%20govskaya.pdf (Методическая разработка поможет использовать метод интеллект-карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателем).
2. http://doshkolnik.ru/pedagogika/29046-tehnologiya-ispolzovaniya-intellektkart-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnom-processe-dou.html (Подтверждение результативности применения этого метода)
3.https://eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU4/1/SiteAssets/DocLib64/Методическая%20копилка/Как%20использовать%20интелект%20-карты%20в%20работе%20с%20детьми%20Консультация%20для%20воспитателей.pdf (Учит, как использовать интеллект-карты в работе с дошкольниками).
Предварительный просмотр:
Перспективный план подготовительной группы №8 «Звездочки на 2022-2023 учебный год по проекту «Атлас славы России»
Воспитатели: Мяснянкина Е.А.
Время проведения | Тема занятия. Форма проведения. | Цели и задачи | |
Сентябрь 2022г. | 3-я неделя | «Страна Россия на карте мира». Беседа. Рассматривание страны на карте мира и глобусе. Отметка столицы на карте. Знакомство с руководителем страны, президентом В.В.Путиным. | Расширение кругозора. Формирование представления о стране, как о части мира, столице и управлении государством. |
4-я неделя | «Русский народ. Обычаи и традиции» Ознакомительная беседа. Использование иллюстраций по теме. | Формирование представления о русском народе, о себе, как части его. | |
Октябрь 2022г. | Официальные символы России | ||
1-я неделя | 1.Полочка красоты «Флаг» 2. «Триколор». Практическое занятие. Д/и «Сложи правильно». Опорные слова значения цветов. | Активизация и закрепление знаний. Формирование глубинного понимания значений цветов. Воспитание любви к истории русского народа. | |
2-я неделя | 1.Полочка красоты «Герб России». 2. Просмотр видеопрезентации «Символы России». | Формирование представления о гербе, как символа России. | |
3-неделя | 1.Полочка красоты «Гимн России» 2.Прослушивание аудиозаписи гимна. Работа с пониманием значений слов. Заучивание нескольких строк.Знакомство с авторами гимна: поэтом С.Михалковым и композитором А.Александровым. | Воспитание патриотического духа, гордости за страну. Расширение кругозора. | |
4-я неделя | Практическое занятие. Просмотр видеопрезентации «Символы России». Составление интеллект карты «Символика России». | Активизация и закрепление полученных знаний. | |
Ноябрь 2022г. | Неофициальные символы. Народные промыслы России. | ||
1-я неделя | 1.Рукотворный мир русского народа. Познавательная беседа. Рассматривание иллюстраций альбома «Народные промыслы» 2.Полочка красоты. «Семеновская матрешка». 3. «История матрешки». Рассказ о появлении матрешки и ее символическом значении. Практическое занятие. Работа с раскраской. | Формирование представление о народных промыслах значимых для русского народа. Знакомство с Семеновской матрешкой, как знаменитой во всем мире сувениром из России. Воспитание любви к духовной и нравственной культуре, воплощающей в народных промыслах. https://www.youtube.com/watch?v=ZhDtFd7K88U | |
2-я неделя | 1.Полочка красоты «Тульский самовар». Отметка города основателя промысла на карте России. 2. «Самовар-символ русской жизни!». Демонстрация видеоролика «В гостях у Тульского самовара».https://www.youtube.com/watch?v=FMC4auGCXaQ 3.Организация чаепития с самоваром. | Знакомство народным промыслом. Формирование представление о самоваре, как символом традиции русского народа и его обычаи. Воспитание понимания особенностей душевных качеств русского народа. | |
3-неделя | 1. Полочка красоты «Хохлома» 2. Демонстрация образовательного видеоролика Хохломаhttps://www.youtube.com/watch?v=V7WP932Km6M 3.Организация выставки предметов хохломской росписи. Отметка города на карте России.Изодеятельность. | Формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении; учить видеть талантливые стороны русского народа; воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству. | |
4-я неделя | 1.Полочка красоты «Гжель» 2. «Сказочная гжель». Просмотр презентации. https://www.youtube.com/watch?v=OK3JoJCz9i8 Практическое занятие. Отметка города народного промысла на карте. | Познакомить ближе с видом декоративно-прикладного искусства; расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев; | |
Декабрь 2022 г. | Неофициальны символы России | ||
1-я неделя | 1.Полочка красоты. Картинка с изображением Кремля. 2.Кремль. История и объекты. Конструирование Кремля. https://www.youtube.com/watch?v=5pZjv2i2uRo | Дать представление о величии Кремля и его значении для страны. | |
2-я неделя | 1.Полочка красоты. Картинка с изображением народных символов. 2.Русская тройка, медведь и береза. https://www.youtube.com/watch?v=zYXnoqFu5ZY Изодеятельность. | Показать символическое значение образов. Воспитание любви к природе России и гордости за широту души русского народа. | |
3-неделя | Валенки и лапти. Просмотр познавательного видеоматериала «Русские народные промыслы» | Расширение кругозора. Обобщение и закрепление полученных знаний. | |
4-я неделя | Практическое занятие Оформление интеллект-карты «Символы русского народа» Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы» | Активизация и обобщение знаний. Формирование умения выкладывать картинки в общую схему коллективно. Закрепить знания самых знаменитых в мире предметов, связанных с Россией. Воспитание любви к своей Родине. | |
Январь 2023г. | Музыкальная слава России | ||
2-я неделя | История русской музыки. Ознакомительная беседа. | Расширение кругозора. Дать представление о музыкальных ценностях русского народа,влияние музыки на жизнь человека. | |
3-я неделя | 1.Полочка красоты. Р. н. музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты русского народа. Гармонь и балалайка-символ русско-народной музыки. Просмотр видеороликов со звучанием музыкальных инструментов. | Воспитание интереса к музыкальной культуре русского народа. | |
4-неделя | Композиторы мировой славы. Чайковский. Прослушивание музыкальных произведений композитора. | Знакомство с биографией великого композитора. Воспитание художественно-эстетических чувств и интереса к культурному наследию страны. | |
Февраль 2023 г. | Защитники земли русской | ||
1-я неделя | Три богатыря. Чтение былин. | Формировать представление о первых защитниках Руси. | |
2-я неделя | Великие полководцы. Просмотр презентации. | Расширение кругозора. Развитие патриотических чувств, воспитание интереса к истории России, её героям-защитникам. | |
3-неделя | Защитники России в наше время. Ознакомительная беседа с просмотром иллюстраций. Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать» | Показать актуальность и значимость уметь защищать Родину, учить ценить и уважать героизм людей, воспитывать желание быть защитником своей страны в трудное время. | |
4-я неделя | Практическое занятие. Составление интеллект-карты «Защитники земли русской» | Систематизация полученных знаний. | |
Март 2023 г. | Великие люди России | ||
1-я неделя | Литература. Русские литераторы. Мировая слава А.С.Пушкина. | Расширение кругозора. Дать представление о многоталантливости русского народа. Познакомить с выдающими именами в русской литературе. Отметить значимость имени А.С.Пушкина во всем мире. | |
2-я неделя | Искусство. Великие русские художники. Третьяковская галерея г. Москва. Краткая экскурсия по галерее. Просмотр видеоролика .Организации выставки. | Воспитание любви к искусству и творчеству русских художников. | |
3-неделя | Наука. Русские открытия и изобретения. Менделеев, Ломоносов и др. Познавательная беседа. Просмотр наглядной литературы. | Показать значимость открытий и изобретений русских ученых для всего мира. Воспитание гордости за свою страну и ее славу. | |
4-я неделя | Достижения. Первый человек в космосе. Россия-ведущая космическая держава. Просмотр познавательного видеоматериала. | Активизация знаний о первом полете человека в космос. Показать мощь страны в освоении космического пространства. | |
Апрель 2023 г. | Слава Соловьиного края | ||
1-я неделя | Моя малая родина. Курской области. Символика края. Консультация для родителей «Воспитание чувства любви к своей малой Родине» | Продолжить знакомство с картой малой родины и символикой края. Дать представление о символичности изображений на гербе Курской области. | |
2-я неделя | Народные промыслы Соловьиного края. Просмотр презентации. Оформление выставки «Умельцы Курского края» | Расширение представлений о родном крае и его умельцах. Знакомство с народным промыслом «Кожлянская игрушка» | |
3-неделя | Знаменитые люди малой родины. Рассматривание альбома. | Воспитание любви к родному краю. Дать прочувствовать чувство гордости за свою малую родину. | |
4-я неделя | Практическое занятие. Составление интеллект-карты «Слава Соловьиного края» | Активизация, систематизация и закрепление полученных знаний. | |
Май 2023 г. | Итоговое занятие: «Карта славы России» | Активизация и систематизация полученных знаний. Воспитание умения работать в коллективе. Помочь увидеть масштаб и многогранность славы России. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Использование интеллект-карты в работе с дошкольниками в нравственно-патриотическом воспитании.
Выступление подготовила и провела Мяснянкина Е.А.
План выступления
1.Метод интеллект-карт. Свойства и применение. 2.Требования к интеллект-карты. Виды карт в работе с дошкольниками. Последовательность составления. 3.Интеллек-карта в работе с дошкольниками в нравственно-патриотическом воспитании. 4.Преимущества и эффективность.
Выступление 1. Метод интеллект-карт. Свойства и применение. Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. Интеллект -карта -это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи(смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями и их частями. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Карты помогают ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, слово, предложение, текст. Интеллект-карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление. Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость. (картинка) Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт". Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
2. Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил: -Для создания интеллект-карт используются картинки по темам, фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея, тема, образ помещается в центре страницы. Можно использовать надпись, пишется только одно ключевое слово, печатными буквами, чтобы было читаемо. Центральный образ должен быть ярким, насыщенным.
- От темы рисуются несколько ответвлений, это могут быть ветви, прямые линии или стрелки, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Каждая линия имеет свой цвет.
- Пишутся ассоциации, мысли, образы около каждой ветви. Можно так же добавить ассоциацию – картинку. Это помогает лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки. Главные ветви, которые отходят от основной темы более толстые, чем ветви второго уровня. Их толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.
- В процессе моделирования И.К. могут добавляться новые понятия, для этого оставляется свободное место.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт можно добиться решения поставленных задач и получить ожидаемые результаты. (Демонстрация видов карт) 3. Интеллект-карта в работе с дошкольниками в нравственно-патриотическом воспитании: - перспективный план; раскрытие замысла «Чем славится Россия в мире?» - составление карт по каждому блоку: «Государственные символы России», « Народные промыслы», «Символы Русского народа», «Музыкальная слава России», «Защитники и герои земли русской» (от богатырей до наших дней), «Великие люди России» (литература, искусство, наука, достижения), «Слава соловьиного края» ; -итоговая работа: «Карта славы России» (четыре цвета блоков, расположение картинок на определенном цвете по их темам, составление общей картины Славы России). 4. Результативность и эффективность. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС их использование позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод является эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность , что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей. В результате применения интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Использование этого метода позволяет реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность. Такой метод эффективен и я думаю, что карта ума в будущем станет одним из направлений в работе с дошкольниками.
Предварительный просмотр:
Приложение №7
Анализ работы по самообразованию.
Работа по изучению интеллект-карт в работе с дошкольниками помогла мне раскрыть возможности этого метода в работе по нравственно-патриотическому воспитанию. Мною было изучено много информации по темам проекта «Атлас славы России», адаптирована для дошкольников и систематизирована в форме интеллект-карт. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС их использование позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод является эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей. В результате применения интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Использование этого метода позволяет реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность. Такой метод эффективен и я думаю, что карта ума в будущем станет одним из направлений в работе с дошкольниками. В дальнейшем мною планируется работа с использованием интеллект-карт по познавательно-речевому развитию в младшем дошкольном возрасте.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Список изученной литературы:
1.Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
2.Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2010.
3.Колотова К. В. Методическая разработка по теме: «Формирование навыков самопрезентации у дошкольников посредством использования интерактивных техник» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2016. – № 45.
4.Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.
5.Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста //
Изучение опыта педагогов через интернет-ресурсы.
1 http://ручеек.com/konkyrs/Poisk/metod_razrabotka_Ly%20govskaya.pdf (Методическая разработка поможет использовать метод интеллект-карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателем).
2. http://doshkolnik.ru/pedagogika/29046-tehnologiya-ispolzovaniya-intellektkart-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnom-processe-dou.html (Подтверждение результативности применения этого метода)
3.https://eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU4/1/SiteAssets/DocLib64/Методическая%20копилка/Как%20использовать%20интелект%20-карты%20в%20работе%20с%20детьми%20Консультация%20для%20воспитателей.pdf (Учит, как использовать интеллект-карты в работе с дошкольниками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...