Самообразование
материал (старшая группа)

Мяснянкина Елена Алексеевна

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»

            Самообразование на тему:

«Интеллект-карты в работе с дошкольниками»

                                     Воспитатель: Мяснянкина Е.А.

г. Курчатов

2022-2023 учебный год

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7 «Сказка»

Тема: «Интеллект-карты в работе с дошкольниками»

Ф.И.О. педагога: Мяснянкина Елена Алексеевна

Квалификационная категория: без категории.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 года.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 года.

                         

                             г. Курчатов

                     2022-2023 учебный год

               Актуальность

          Основным принципом дошкольного образования, согласно ФГОС, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Старший дошкольный возраст — это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность), идет скачок в развитии мышления, умения синтезировать и анализировать знания. Наилучший вариант в возрасте 6-7 лет для усвоения, закрепления и систематизации полученных знаний является использование интеллект-карт.                                                                      Одной из основных задач на 2022-23 учебный год в ДОУ стало содействие воспитанию у дошкольников социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма через электронные образовательные ресурсы. Чтобы достичь лучших результатов в этом направлении, в группе был создан проект «Атлас славы России», где предусматривалось систематическое использование интеллект-карт.

В условиях реализации ФГОС ДО метод интеллектуальных карт позволяет наиболее полно осуществлять интеграцию образовательных областей и решать образовательные задачи. Поэтому мною была выбрана именно эта тема.                                                                                                                        

 Умелое использование интеллект-карт успешно поможет лучше усвоить большой объем информации, сгруппировать её по темам, неоднократно закреплять и дополнять её.

             Цель самообразования

Изучение и систематизация материала по использованию интеллект-карт в работе педагога ДОУ во всех образовательных областях, разработка системы их применения на практике в работе с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

                                  Задачи:

-изучить научную и учебно-методическую литературу по теме самообразования;

-применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей дошкольников;

-обосновать целесообразность использования интеллект-карт в работе по развитию индивидуальных способностей дошкольников;

-формировать устойчивый интерес детей с помощью интеллект-карт к образовательной деятельности.

Форма образования: индивидуальная.

                                             



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                Приложение 2.

                     Перспективный план по самообразованию воспитателя МАДОУ «Детский сад №7» г. Курчатова

                                                  Мяснянкиной Елены Алексеевны.

Учебный год

Тема

Алгоритм работы.

Результативность этапов работы

                Итог

2022-2023 гг.

«Интеллект-карты в работе с дошкольниками».

1.Этап подготовительный.

Сентябрь-октябрь 2022г.

1.Определение     темы самообразования.   Актуальность. Цели и задачи.

2.Составление перспективного плана по самообразованию на год.

3.Изучение информации из различных источников.

-нормативно-правовые документы;

- методическая литература;

- интернет-источники и ресурсы.

          Приложение 1.

       Приложение 2.

        Приложение3.

2.Этап основной-практический.

Ноябрь2022-май

2023 г.

1.Перспективный план по проекту на 2022-2023 учебный год.

Проект «Атлас славы России»

2.Открытое занятие на тему: «Люблю тебя, моя Россия!»

3. Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выступление на педсовете с презентацией на тему: «Интеллект-карта, как форма и метод патриотического воспитания дошкольников».

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

3.Этап обобщающий.

Апрель-май 2023г.

Анализ работы по самообразованию.

Приложение 7.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 Приложение  №3

Аннотации к изученному материалу и литературе.

1 http://ручеек.com/konkyrs/Poisk/metod_razrabotka_Ly%20govskaya.pdf                          (Методическая разработка поможет использовать метод интеллект-карты  в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателем).

2. http://doshkolnik.ru/pedagogika/29046-tehnologiya-ispolzovaniya-intellektkart-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnom-processe-dou.html                                                  (Подтверждение результативности применения этого метода)

3.https://eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU4/1/SiteAssets/DocLib64/Методическая%20копилка/Как%20использовать%20интелект%20-карты%20в%20работе%20с%20детьми%20Консультация%20для%20воспитателей.pdf                         (Учит, как использовать интеллект-карты в работе с дошкольниками).



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                             

Перспективный план подготовительной группы №8 «Звездочки на 2022-2023 учебный год по проекту «Атлас славы России»

                                                                                                                               Воспитатели: Мяснянкина Е.А.

Время проведения

                           Тема занятия. Форма проведения.

                                     Цели и задачи

Сентябрь

2022г.

3-я неделя

            «Страна Россия на карте мира».

Беседа. Рассматривание страны на карте мира и глобусе. Отметка столицы на карте. Знакомство с руководителем страны, президентом В.В.Путиным.

Расширение кругозора. Формирование представления о стране, как о части мира, столице и управлении государством.

4-я неделя

           «Русский народ. Обычаи и традиции»

Ознакомительная беседа. Использование иллюстраций по теме.

Формирование представления о русском народе, о себе, как части его.

Октябрь

2022г.

                                                                                              Официальные символы России

1-я неделя

1.Полочка красоты «Флаг»

2. «Триколор». Практическое занятие. Д/и «Сложи правильно». Опорные слова значения цветов.

Активизация и закрепление знаний. Формирование глубинного понимания значений цветов. Воспитание любви к истории русского народа.

2-я неделя

1.Полочка красоты «Герб России».

2. Просмотр видеопрезентации «Символы России».

Формирование представления о гербе, как символа России.

3-неделя

1.Полочка красоты «Гимн России»

2.Прослушивание аудиозаписи гимна. Работа с пониманием значений слов. Заучивание нескольких строк.Знакомство с авторами гимна: поэтом С.Михалковым и композитором А.Александровым.

Воспитание патриотического духа, гордости за страну. Расширение кругозора.

4-я неделя

Практическое занятие. Просмотр видеопрезентации «Символы России». Составление интеллект карты «Символика России».

Активизация и закрепление полученных знаний.

Ноябрь

2022г.

Неофициальные символы. Народные промыслы России.

1-я неделя

1.Рукотворный мир русского народа. Познавательная беседа. Рассматривание иллюстраций альбома «Народные промыслы»

2.Полочка красоты. «Семеновская матрешка».  

3. «История матрешки». Рассказ о появлении матрешки и ее символическом значении. Практическое занятие. Работа с раскраской.

Формирование представление о народных промыслах значимых для русского народа. Знакомство с Семеновской матрешкой, как знаменитой во всем мире сувениром из России. Воспитание любви к духовной и нравственной культуре, воплощающей в народных промыслах.  https://www.youtube.com/watch?v=ZhDtFd7K88U 

2-я неделя

1.Полочка красоты «Тульский самовар». Отметка города основателя промысла  на карте России.

2. «Самовар-символ русской жизни!». Демонстрация видеоролика «В гостях у Тульского самовара».https://www.youtube.com/watch?v=FMC4auGCXaQ

3.Организация чаепития с самоваром.

Знакомство народным промыслом. Формирование представление о самоваре, как символом традиции русского народа и его обычаи. Воспитание понимания особенностей душевных качеств русского народа.

3-неделя

1. Полочка красоты «Хохлома»

2. Демонстрация  образовательного видеоролика Хохломаhttps://www.youtube.com/watch?v=V7WP932Km6M

3.Организация выставки предметов хохломской росписи. Отметка города на карте России.Изодеятельность.

Формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении; учить видеть талантливые стороны русского народа; воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

4-я неделя

1.Полочка красоты «Гжель»

2. «Сказочная гжель». Просмотр презентации. https://www.youtube.com/watch?v=OK3JoJCz9i8 Практическое занятие. Отметка города народного промысла на карте.

Познакомить ближе с видом декоративно-прикладного  искусства; расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев;

Декабрь

2022 г.

Неофициальны символы России

1-я неделя

1.Полочка красоты. Картинка с изображением Кремля.

2.Кремль. История и объекты. Конструирование Кремля. https://www.youtube.com/watch?v=5pZjv2i2uRo 

Дать представление о величии Кремля и его значении для страны.

2-я неделя

1.Полочка красоты. Картинка с изображением народных символов.

2.Русская тройка, медведь и береза. https://www.youtube.com/watch?v=zYXnoqFu5ZY    Изодеятельность.

Показать символическое значение образов. Воспитание любви к природе России и гордости за широту души русского народа.

3-неделя

Валенки и лапти. Просмотр познавательного видеоматериала «Русские народные промыслы»

Расширение кругозора. Обобщение  и закрепление полученных знаний.

4-я неделя

Практическое занятие

Оформление интеллект-карты «Символы русского народа» Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Активизация и обобщение знаний. Формирование умения  выкладывать картинки в общую схему коллективно. Закрепить знания самых знаменитых в мире предметов, связанных с Россией. Воспитание любви к своей Родине.

Январь

2023г.

Музыкальная слава России

2-я неделя

История русской музыки. Ознакомительная беседа.

Расширение кругозора. Дать представление о музыкальных ценностях русского народа,влияние музыки на жизнь человека.

3-я неделя

1.Полочка красоты. Р. н. музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты русского народа. Гармонь и балалайка-символ русско-народной музыки. Просмотр видеороликов со звучанием музыкальных инструментов.

Воспитание интереса к музыкальной культуре русского народа.

4-неделя

Композиторы мировой славы. Чайковский. Прослушивание музыкальных произведений композитора.

Знакомство с биографией великого композитора. Воспитание художественно-эстетических чувств и интереса к культурному наследию страны.

Февраль

2023 г.

Защитники земли русской

1-я неделя

Три богатыря. Чтение былин.

Формировать представление о первых защитниках Руси.

2-я неделя

Великие полководцы. Просмотр презентации.

Расширение кругозора. Развитие патриотических чувств, воспитание интереса к истории России, её героям-защитникам.

3-неделя

Защитники России в наше время. Ознакомительная беседа с просмотром иллюстраций.                                                     Консультация  «Есть такая профессия – Родину защищать»

Показать актуальность и значимость уметь защищать Родину, учить ценить  и уважать героизм людей, воспитывать желание быть защитником своей страны в трудное время.

4-я неделя

Практическое занятие. Составление интеллект-карты «Защитники земли русской»

Систематизация полученных знаний.

Март

2023 г.

                                                                                    Великие люди России

1-я неделя

Литература. Русские литераторы. Мировая слава А.С.Пушкина.

Расширение кругозора. Дать представление о многоталантливости русского народа. Познакомить с выдающими именами в русской литературе. Отметить значимость имени А.С.Пушкина во всем мире.

2-я неделя

Искусство. Великие русские художники. Третьяковская галерея г. Москва. Краткая экскурсия по галерее. Просмотр видеоролика .Организации выставки.

Воспитание любви к искусству и творчеству русских художников.

3-неделя

Наука. Русские открытия и изобретения. Менделеев, Ломоносов и др. Познавательная беседа. Просмотр наглядной литературы.

Показать значимость открытий и изобретений русских ученых для всего мира. Воспитание гордости за свою страну и ее славу.

4-я неделя

 Достижения. Первый человек в космосе. Россия-ведущая космическая держава. Просмотр познавательного видеоматериала.

Активизация знаний о первом полете человека в космос. Показать мощь страны в освоении космического пространства.

Апрель 2023 г.

                                                                                       Слава Соловьиного края                                                

1-я неделя

Моя малая родина.  Курской области. Символика края.

Консультация для родителей  «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Продолжить знакомство с картой малой родины и символикой края. Дать представление о символичности изображений на гербе Курской области.

2-я неделя

Народные промыслы Соловьиного края. Просмотр  презентации.

Оформление выставки «Умельцы Курского края»

Расширение представлений о родном крае и  его умельцах. Знакомство с народным промыслом «Кожлянская игрушка»

3-неделя

Знаменитые люди малой родины. Рассматривание альбома.

Воспитание любви к родному краю. Дать прочувствовать чувство гордости за свою малую родину.

4-я неделя

Практическое занятие. Составление интеллект-карты «Слава Соловьиного края»

Активизация, систематизация и закрепление полученных знаний.

Май 2023 г.

Итоговое занятие: «Карта славы России»

Активизация и систематизация полученных знаний. Воспитание умения работать в коллективе. Помочь увидеть масштаб и многогранность славы России.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование интеллект-карты в работе с дошкольниками в                          нравственно-патриотическом воспитании.

                             Выступление подготовила и провела Мяснянкина Е.А.

                               План выступления

1.Метод интеллект-карт. Свойства и применение.                                        2.Требования к интеллект-карты. Виды карт в работе с дошкольниками. Последовательность составления.                                                                       3.Интеллек-карта в работе с дошкольниками в нравственно-патриотическом воспитании.                                                                                                         4.Преимущества  и эффективность.

                                     Выступление                                                                                                                                                                                                                                                                                                  1. Метод интеллект-карт. Свойства и применение.                                                                                                                                                                                   Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.                                                          Интеллект -карта -это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи(смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями и их частями. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Карты помогают ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, слово, предложение, текст. Интеллект-карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление.                                                                          Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.    (картинка)                                                                                              Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.      Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".      Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

2. Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:                                                                                                                                          -Для создания интеллект-карт используются  картинки по темам, фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея, тема, образ помещается в центре страницы. Можно использовать надпись, пишется только одно ключевое слово, печатными буквами, чтобы было читаемо. Центральный образ должен быть ярким, насыщенным.
- От темы рисуются несколько ответвлений, это могут быть ветви, прямые линии или стрелки, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Каждая линия имеет свой цвет.
- Пишутся ассоциации, мысли, образы около каждой ветви. Можно так же добавить ассоциацию – картинку. Это помогает лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.  Главные ветви, которые отходят от основной темы более толстые, чем ветви второго уровня. Их толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.
- В процессе моделирования И.К. могут добавляться новые понятия, для этого оставляется свободное место.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт можно добиться решения поставленных задач и получить ожидаемые результаты. (Демонстрация видов карт)                                                               3. Интеллект-карта в работе с дошкольниками в нравственно-патриотическом воспитании:                                                                                   - перспективный план; раскрытие замысла «Чем славится Россия в мире?»       - составление карт по каждому блоку: «Государственные символы России»,    « Народные промыслы», «Символы Русского народа», «Музыкальная слава России», «Защитники  и герои земли русской» (от богатырей до наших дней), «Великие люди России» (литература, искусство, наука, достижения), «Слава соловьиного края» ;                                                                                                                  -итоговая работа: «Карта славы России» (четыре цвета блоков, расположение картинок на определенном цвете по их темам, составление общей картины Славы России).                                                                                                                        4. Результативность и эффективность.                                  Применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС их использование позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод является эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность , что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей. В результате применения интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Использование этого метода позволяет реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность. Такой метод эффективен и я думаю, что карта ума в будущем станет одним из направлений  в работе с дошкольниками.



Предварительный просмотр:

                                                                                             Приложение №7

                     Анализ работы по самообразованию.

Работа по изучению интеллект-карт в работе с дошкольниками помогла мне раскрыть возможности этого метода в работе по нравственно-патриотическому воспитанию. Мною было изучено много информации по темам проекта «Атлас славы России», адаптирована для дошкольников и систематизирована в форме интеллект-карт. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС их использование позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод является эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей. В результате применения интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Использование этого метода позволяет реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность. Такой метод эффективен и я думаю, что карта ума в будущем станет одним из направлений  в работе с дошкольниками. В дальнейшем мною планируется работа с использованием интеллект-карт по познавательно-речевому развитию в младшем дошкольном возрасте.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                          Приложение  №3

Список изученной литературы:

1.Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.

2.Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2010.

3.Колотова К. В. Методическая разработка по теме: «Формирование навыков самопрезентации у дошкольников посредством использования интерактивных техник» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2016. – № 45.

4.Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.

5.Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста //

          Изучение опыта педагогов через интернет-ресурсы.

1 http://ручеек.com/konkyrs/Poisk/metod_razrabotka_Ly%20govskaya.pdf                          (Методическая разработка поможет использовать метод интеллект-карты  в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателем).

2. http://doshkolnik.ru/pedagogika/29046-tehnologiya-ispolzovaniya-intellektkart-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnom-processe-dou.html                                                  (Подтверждение результативности применения этого метода)

3.https://eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU4/1/SiteAssets/DocLib64/Методическая%20копилка/Как%20использовать%20интелект%20-карты%20в%20работе%20с%20детьми%20Консультация%20для%20воспитателей.pdf                         (Учит, как использовать интеллект-карты в работе с дошкольниками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...