Индивидуальный план
материал
Индивидуальный план «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 169» г. Оренбург
Индивидуальный план
работы педагога,
обеспечивающий реализацию
образовательной программы
2024-2025 учебный год
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной
категории
Панкова Ольга Владимировна
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды
деятельности».
Цель: Повышение теоретического и педагогического уровня по вопросу: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, путем создания условий через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Совершенствовать предметно - пространственную развивающую среду группы;
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Задачи по самообразованию:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук (младшего возраста).
3. Повысить компетентность родителей в значимости развития мелкой моторики рук.
Предполагаемый результат:
1. Расположить к себе ребенка через тактильный контакт.
2. У детей развито воображение, логическое мышление, нормализовалась речевая функция.
3. У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Актуальность выбранной темы:
Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте, одно из наиболее важных элементов обучения. У детей с плохо развитой моторикой рук понижена работоспособность с мелкими предметами, будь то, ложка, карандаш либо мелкие предметы игрушек.
В следствии этого, у детей вырабатывается эмоциональная неустойчивость, которая в будущем может повысится и будет вызывать более высокий уровень трудностей.
Мелкая моторика — то способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
И именно поэтому, работа по развитию мелкой моторики рук очень важна и должна формироваться с самого младшего возраста. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышался, когда упражнения сопровождались чтением стихов, потешек.
- пальчиковый театр (использовала во время совместной и самостоятельной деятельности детей). Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером, постановщиком и актером.
- игры с мелкими предметами (мелкие игрушки, фасоль, крышки от пластиковых бутылок).
- игры с мозайкой.
- игры с прищепками.
- шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).
- работа с карандашом (обводка трафаретов, раскрашивание).
- игры с песком.
- нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе.
-лепка из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми.
- индивидуальная работа с детьми.
- самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2024/2025 учебный год
месяц | Формы работы |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме. |
Октябрь | Внедрить в работу с детьми массаж кистей. |
Ноябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика ежедневно. |
Декабрь | Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки. |
Январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа с цветными палочками. |
Февраль | Разучивание новых пальчиковых игр, повторение изученных ранее. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». |
Март | Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук. |
Апрель | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. |
Май | Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых. |
Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов на 2024-2025 учебный год
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Д/и «Построй пирамидку» | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
Самомассаж ладоней и пальцев рук «Весёлые пальчики» | Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. | |
Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленька» | Выполнять круговые движения по ладони левой руки указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого. | |
Конструирование из блоков «Поезд» | Развивать умение сооружать поезд, знакомить с геометрическими фигурами. | |
Д/и «Оденем куклу на прогулку» | Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. | |
Октябрь | Д/и «Чудесный мешочек» | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Упражнять в выполнении различных имитационных движений. | |
«Накорми Мишку фасолькой» | Формировать умения действовать по указанию педагога - брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | |
Д/и «Найди игрушку» | Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне» из фасоли. | |
Д/и «Ежик» | Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее. | |
Ноябрь | Пальчиковая гимнастика «Семья» | Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. |
Подвижная игра «Зайка маленький сидит» | Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. | |
Упражнение «Цветок для мамы» | Формировать умения детей выкладывать простейший узор из мозайки. | |
Самомассаж «Ручки» | Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. | |
Игра «Я рисую на песке» | Развивать умения рисовать пальцем на песке. | |
Декабрь | Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка» | Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. |
Конструирование «Башенка для котика» | Привлекать детей к конструированию башенки. Строим из кубиков. | |
Д/и «Рисуем на крупе снежинки» | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Настольная игра «Мозаика» | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. | |
Подвижная игра «Карусели» | Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. | |
Январь | Игра «Веселый карандаш» | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Конструирование из палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде» | Упражнять детей выкладывать из цветных палочек по образцу. | |
Игра «Лепим снежки» | Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | |
Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | |
Февраль | Д/и «Массажный мячик для пальчиков» | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков» | Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. | |
Самомассаж «Солим капусту» | Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. | |
Конструирование из палочек «Лесенка для зайки» | Упражнять детей выкладывать из цветных палочек по образцу. | |
Д/и «Кукла хочет спать» | Упражнять в закреплении навыков раздевания. | |
Март | Пальчиковое рисование «Цветы для мамы» | Развивать умения детей рисовать пальчиками, ладошкой. |
Пальчиковая гимнастика «Моя семья» | Формировать умения поочередно разгибать пальчики. | |
Конструирование «Машина из картонных коробок» | Развивать умение сооружать машину, И подобрать по размеру коробочки, из крышек колеса. | |
Самомассаж «Колобок» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. | |
«Одень юбочку на куклу Олечку» | Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. | |
Апрель | Рисование «Дорисуй дождь» | Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Построим шоссе для машин из картона и дерева» | Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. | |
Игра «Спрячь в ладошке мышку» | Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | |
Упражнение «Обведи рыбку» | Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. | |
Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. | |
Май | Игра «Собери бусы из крышек» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь? » | Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | |
Игра «Шарики - комарики» | Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. | |
Пальчиковая игра «Ёжик спит» | Развивать умения подражать движениям взрослого. | |
«Покормим поросенка» | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, с узким горлышком. |
Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
9. Кольцова М.М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Работа с детьми
Период | Цель | Содержание | Этапы |
Сентябрь | Повышение уровня знаний для работы с детьми. Развитие мелкой моторики у детей, координации движений пальцев рук. Развитие гибкости пальчиков, снижение тонуса рук. Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Развивать умение детей сооружать постройки из строительного материала. Учить детей скатывать маленькие шарики и колбаски из пластилина круговыми движениями между ладоней. Учить детей отличать на ощупь структуру предмета и описывать свои ощущения. Учить детей отличать предмет по виду, цвету, и на ощупь. Учить детей держать правильно предметы для рисования. | 1. Изучение литературы 2. Составление картотеки пальчиковых игр. 3. Пальчиковые игры с детьми: «Наша группа» | #1054;рганизационно-ознакомительный |
Октябрь | 1. Массаж ладошек «кормим птичек» 2. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» 3. Конструирование «домик для мишки» | 2. Основной | |
Ноябрь | 1. Дидактическая игра с прищепками 2. Лепка из пластилина «Гусеница» 3. Шнуровка | ||
Декабрь | #1048;гра на развитие тактильного восприятия «гладкий-шершавый» 2. Пальчиковая игра «капуста» 3. Настольная игра «пазлы» | ||
Январь | 1. Настольный театр «колобок» 2. Конструирование из палочек «окно», «домик», «флажок» 3. Разбор бобовых | ||
Февраль | 1. Изобрази фигуру пальчиками «очки», «домик», «замок» 2. Пальчиковая игра «где обедал воробей» 3. Изготовление подарка к празднику | ||
Март | 1. Изготовление подарка к празднику 2. Рисование «солнышко» 3. Пальчиковая игра «Машина каша» | ||
Апрель | 1. Конструирование из палочек «елочка», «заборчик» 2. Шнуровка 3. Сматывание ниток в клубок «Озорной котенок» | ||
Май | 1. Дидактическая игра «Пуговички» 2. Лепка из пластилина «капельки» 3. Пальчиковая игра «что принес нам почтальон?» | ||
Май | Проанализировать и подвести итоги работы | Выступление на итоговом педсовете Презентаци | 3. Заключительный |
Работа с педагогами
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» | Помочь воспитателям в работе по развитию моторики у дошкольников | Консультация |
Работа с родителями
Тема | Форма работы | Ответственный |
«Пальчиковые игры для детей» | Памятка | Панкова О.В. |
«Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» | Консультация | Панкова О.В. |
«Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?» | Анкета для родителей | Панкова О.В. |
«Потешки» | Создание картотеки | Панкова О.В. |
«Важные факторы в развитие мелкой моторики» | Консультация | Панкова О.В. |
«Книжки малышки» | Консультация и организация по созданию | Панкова О.В. |
Самореализация
Изготовление дидактических пособий, игр |
Пояснительная записка
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А.С. Макаренко
Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда привносилось первостепенное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения). Логика исследования предполагает рассмотреть суть ведущего понятия исследования и тех понятий, которые с ним взаимосвязаны.
В психологическом словаре «сенсорное развитие» трактуется как развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве), т.е. о сенсорных эталонах. А. В. Запорожец при разработке теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий, предложил термин «сенсорные эталоны», что означало выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цветы, формы, величины и т.д. Так же, «сенсорное развитие» является целенаправленным развитием ощущений и восприятий, благодаря которым дети начинают познавать окружающий мир.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия.
Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...
Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 1 год обучения
Индивидуальный план работы учителя- логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....
Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 2 год обучения.
Индивидуальный план работы учителя- логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....

Индивидуальный план: План программа коррекционной работы с детьми по устранению недостатков звукопроизношения.
Постановка и автоматизация звуков....

Индивидуальный план для работы с ребенком, с Синдромом Дауна. План составлен на весь учебный год. Материал составлен по лексическим темам, подоброны игры и упражнения.
Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.МесяцЗадачиСодержани...