Индивидуальный план
материал

Панкова О.В.

Индивидуальный план «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 169» г. Оренбург

Индивидуальный план

работы педагога,

обеспечивающий реализацию

образовательной программы

2024-2025 учебный год

Выполнила: воспитатель первой

квалификационной

категории

Панкова Ольга Владимировна

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды

деятельности».

Цель: Повышение теоретического и педагогического уровня по вопросу: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, путем создания условий через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Совершенствовать предметно - пространственную развивающую среду группы;

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Задачи по самообразованию:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук (младшего возраста).

3. Повысить компетентность родителей в значимости развития мелкой моторики рук.

Предполагаемый результат:

1. Расположить к себе ребенка через тактильный контакт.

2. У детей развито воображение, логическое мышление, нормализовалась речевая функция.

3. У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Актуальность выбранной темы:

Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте, одно из наиболее важных элементов обучения. У детей с плохо развитой моторикой рук понижена работоспособность с мелкими предметами, будь то, ложка, карандаш либо мелкие предметы игрушек.

В следствии этого, у детей вырабатывается эмоциональная неустойчивость, которая в будущем может повысится и будет вызывать более высокий уровень трудностей.

Мелкая моторика — то способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

И именно поэтому, работа по развитию мелкой моторики рук очень важна и должна формироваться с самого младшего возраста. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

- пальчиковая гимнастика, физкультминутки. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышался, когда упражнения сопровождались чтением стихов, потешек.

- пальчиковый театр (использовала во время совместной и самостоятельной деятельности детей). Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером, постановщиком и актером.

- игры с мелкими предметами (мелкие игрушки, фасоль, крышки от пластиковых бутылок).

- игры с мозайкой.

- игры с прищепками.

- шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

- работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).

- работа с карандашом (обводка трафаретов, раскрашивание).

- игры с песком.

- нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе.

-лепка из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми.

- индивидуальная работа с детьми.

- самостоятельная деятельность самих детей.

План работы на 2024/2025 учебный год

месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме.

Октябрь

Внедрить в работу с детьми массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика ежедневно.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».

Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки.

Рисование по трафаретам, штриховки.

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности.

Рисуем нетрадиционным способом.

Пазлы, мозаика, работа с цветными палочками.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение изученных ранее.

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности.

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых.

Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов на 2024-2025 учебный год

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

Д/и «Построй пирамидку»

Упражнять детей в нанизывании колец на

стержень. Развивать глазомер. Знакомить

с цветом.

Самомассаж ладоней и пальцев рук «Весёлые пальчики»

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук

подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленька»

Выполнять круговые движения по

ладони левой руки указательным пальцем

правой руки, по очереди загибать все

пальчики, кроме большого.

Конструирование из блоков «Поезд»

Развивать умение сооружать поезд,

знакомить с геометрическими фигурами.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и

раздевании кукол.

Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы,

развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных

имитационных движений.

«Накорми Мишку фасолькой»

Формировать умения действовать

по указанию педагога - брать большим и

указательным пальцем фасоль.

Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Найди игрушку»

Развивать умения находить мелкие

игрушки в «сухом бассейне» из фасоли.

Д/и «Ежик»

Способствовать формированию умений

пользоваться прищепками, держать

прищепку тремя пальцами, сжимать и

разжимать ее.

Ноябрь

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать

поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зайка маленький сидит»

Упражнять детей в выполнении движений,

согласно тексту.

Упражнение «Цветок для мамы»

Формировать умения детей выкладывать

простейший узор из мозайки.

Самомассаж «Ручки»

Развивать умения выполнять движения по

внешней стороне ладони.

Игра «Я рисую на песке»

Развивать умения рисовать

пальцем на песке.

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка»

Упражнять в поочередном соединении

большого пальчика с остальными левой

и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка для котика»

Привлекать детей к конструированию

башенки. Строим из кубиков.

Д/и «Рисуем на крупе снежинки»

Укреплять и развивать мелкую

моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений

пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Карусели»

Упражнять в выполнении движений,

согласно тексту.

Январь

Игра «Веселый карандаш»

Формировать умения раскатывать

карандаш между ладошками.

Улучшать координацию движений

кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде»

Упражнять детей выкладывать из

цветных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики

разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка»

Формировать умения проводить линию

от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик для пальчиков»

Развивать сгибательные и разгибательные

мышцы кистей рук. Отрабатывать

слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»

Упражнять детей в поочередном

касании пальчиков, начиная с большого,

запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Солим капусту»

Формировать умения энергично

растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка для зайки»

Упражнять детей выкладывать из

цветных палочек по образцу.

Д/и «Кукла хочет спать»

Упражнять в закреплении

навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Цветы для мамы»

Развивать умения детей

рисовать пальчиками, ладошкой.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Формировать умения

поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина из картонных коробок»

Развивать умение сооружать машину,

И подобрать по размеру коробочки, из крышек колеса.

Самомассаж «Колобок»

Развивать умения имитировать

скатывание колобков.

«Одень юбочку на куклу Олечку»

Формировать умения детей

просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй дождь»

Развивать умения правильно

держать карандаш.

Конструирование «Построим шоссе для машин из картона и дерева»

Развивать умения детей сооружать дорожку,

знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке мышку»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи рыбку»

Развивать умения детей левой рукой крепко

прижимать шаблон к бумаге, а правой

обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и

разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы из крышек»

Упражнять детей в нанизывании

крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь? »

Формировать умения детей соединять

поочередно пальчики одной ладони с другой,

начиная с большого пальчика.

Игра «Шарики - комарики»

Упражнять в соединении большого

и указательного пальцев на обеих руках.

Пальчиковая игра «Ёжик спит»

Развивать умения подражать

движениям взрослого.

«Покормим поросенка»

Формировать умения бросать

мелкие предметы в бутылочку,

с узким горлышком.

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Работа с детьми

Период

Цель

Содержание

Этапы

Сентябрь

Повышение уровня знаний для работы с детьми.

Развитие мелкой моторики у детей, координации движений пальцев рук.

Развитие гибкости пальчиков, снижение тонуса рук.

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Развивать умение детей сооружать постройки из строительного материала.

Учить детей скатывать маленькие шарики и колбаски из пластилина круговыми движениями между ладоней.

Учить детей отличать на ощупь структуру предмета и описывать свои ощущения.

Учить детей отличать предмет по виду, цвету, и на ощупь.

Учить детей держать правильно предметы для рисования.

1. Изучение литературы

2. Составление картотеки пальчиковых игр.

3. Пальчиковые игры с детьми: «Наша группа»

#1054;рганизационно-ознакомительный

Октябрь

1. Массаж ладошек «кормим птичек»

2. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

3. Конструирование «домик для мишки»

2. Основной

Ноябрь

1. Дидактическая игра с прищепками

2. Лепка из пластилина «Гусеница»

3. Шнуровка

Декабрь

#1048;гра на развитие тактильного восприятия «гладкий-шершавый»

2. Пальчиковая игра «капуста»

3. Настольная игра «пазлы»

Январь

1. Настольный театр «колобок»

2. Конструирование из палочек «окно», «домик», «флажок»

3. Разбор бобовых

Февраль

1. Изобрази фигуру пальчиками «очки», «домик», «замок»

2. Пальчиковая игра «где обедал воробей»

3. Изготовление подарка к празднику

Март

1. Изготовление подарка к празднику

2. Рисование «солнышко»

3. Пальчиковая игра «Машина каша»

Апрель

1. Конструирование из палочек «елочка», «заборчик»

2. Шнуровка

3. Сматывание ниток в клубок «Озорной котенок»

Май

1. Дидактическая игра «Пуговички»

2. Лепка из пластилина «капельки»

3. Пальчиковая игра «что принес нам почтальон?»

Май

Проанализировать и подвести итоги работы

Выступление на итоговом педсовете

Презентаци

3. Заключительный

Работа с педагогами

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Помочь воспитателям в работе по развитию моторики у дошкольников

Консультация

Работа с родителями

Тема

Форма работы

Ответственный

«Пальчиковые игры для детей»

Памятка

Панкова О.В.

«Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Консультация

Панкова О.В.

«Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?»

Анкета для родителей

Панкова О.В.

«Потешки»

Создание картотеки

Панкова О.В.

«Важные факторы в развитие мелкой моторики»

Консультация

Панкова О.В.

«Книжки малышки»

Консультация и организация по созданию

Панкова О.В.

Самореализация

Изготовление дидактических пособий, игр


Пояснительная записка

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра»
А.С. Макаренко

Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда привносилось первостепенное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения). Логика исследования предполагает рассмотреть суть ведущего понятия исследования и тех понятий, которые с ним взаимосвязаны.

В психологическом словаре «сенсорное развитие» трактуется как развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве), т.е. о сенсорных эталонах. А. В. Запорожец при разработке теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий, предложил термин «сенсорные эталоны», что означало выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цветы, формы, величины и т.д. Так же, «сенсорное развитие» является целенаправленным развитием ощущений и восприятий, благодаря которым дети начинают познавать окружающий мир.

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия.

Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 1 год обучения

Индивидуальный план работы учителя- логопеда с  ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....

Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 2 год обучения.

Индивидуальный план работы учителя- логопеда с  ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....

Индивидуальный план для работы с ребенком, с Синдромом Дауна. План составлен на весь учебный год. Материал составлен по лексическим темам, подоброны игры и упражнения.

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.МесяцЗадачиСодержани...