Методическая разработка "Система оздоровительной работы в дошкольном учреждении"
методическая разработка по физкультуре
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_sistema_ozdorovitelnoy_raboty_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 села Успенского муниципального образования Успенский район
Методическая разработка
"Система оздоровительной работы в дошкольном учреждении"
Подготовила
инструктор по физической культуре
Донченко Анна Владимировна
2022 год
Содержание
Введение .................................................................................................. 3
1. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.................................................................................................. 4-7
2 Взаимодействие с родителями по формированию физически и психически здорового ребёнка.................................................................... 7-9
Формы работы с родителями с целью эффективного оздоровления детей ….......................................................................................................... 9-10
Рекомендации для родителей по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста в домашних условиях…………………………... 10-11
Заключение............................................................................................. 12
Список литературы.............................................................................. 13
Введение
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Решающую роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье.
- Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях
Здоровье - это состояние любого живого организма, при котором он в целом все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Таким образом, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Среди значимых для человека ценностей занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Мы знаем, что именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможно развитие здорового ребенка.
Здоровье детей напрямую зависит от образа жизни семьи. Родители являются первыми педагогами и своим личным примером они формируют культуру здоровья у своих детей. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Основной задачей оздоровительной работы с детьми является воспитание физически и психически здоровой личности:
- Укрепление физического здоровья детей, формирование у них уверенной красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоровления;
- Формирования у детей положительных эмоций.
Для достижения этих целей используется:
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Релаксации
- Хромотерапия
- Музыкотерапия
- Кинезиологическкая гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Различные виды массажей, тренинги.
Рост числа заболеваний органов дыхания, пищеварения, зрения, нервной и сердечно-сосудистой систем среди детей связан с экологическими, социальными и наследственными факторами.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.
Главная задача дошкольного учреждения и родителей - выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию. Снижению риска развития хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей (отказ от курения и алкоголя, употребление здоровой пищи, обогащенной витаминами, увеличение физической активности, общение с природой). Индивидуальные отклонения в здоровье и физическом развитии так многочисленны, что переход из состояния, которое еще является нормой, в состояние патологии часто бывает незаметным.
Успеху мероприятий по укреплению и профилактике заболеваний способствует участие в этой работе родителей, детей и нас, сотрудников дошкольных учреждений, неформальное взаимодействие взрослых и детей.
Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного учреждения базируется на нескольких основных принципах:
• повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья;
• выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;
• учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания, влияющих на здоровье детей;
• организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;
• санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, витаминами, соками, коктейлями из овощей, ягод и фруктов, фито-чаи;
• использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни);
• профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика);
• организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.
- Взаимодействие с родителями по формированию физически и психически здорового ребёнка
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Задача педагога состоит в том, чтобы достичь с родителями доверительных, партнерских отношений, для того чтобы объединить усилия во благо наших детей.
Но особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.
Задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей.
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- установка на совместную работу с целью решения всех психолого - педагогических проблем развития ребёнка.
- вооружение родителей основами психолого - педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
- включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться положительных результатов в оздоровлении, воспитании и обучении детей, подготовки их к школе.
Опираясь, на все вышесказанное, работа педагогического коллектива ДОУ должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей по вопросам развития ребенка, формирования здорового образа жизни. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам.
В соответствии с ФГОС для более эффективного решения образовательных задач определила интеграцию областей:
- «Познавательное развитие» - расширение у детей кругозора в части представления о здоровье и ЗОЖ;
- «Социально - коммуникативное развитие» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в т. ч. здоровья;
- «Речевое развитие» - использование чтения художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Физическое развитие»;
- «Художественно - эстетическое развитие» - развитие навыков здорового образа жизни через музыкально-художественную деятельность.
- В рамках образовательной области «Физическое развитие» проводили целенаправленную систематическую работу с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни.
Для осуществления работы определили следующие направления:
- привитие культурно - гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела;
- формирование представлений о том, что полезно, а что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Формы работы с родителями с целью эффективного оздоровления детей
Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии, и одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Система тесного сотрудничества с семьей по ФГОС ДО является острой необходимостью. Поэтому необходимы современные и эффективные способы реализации данной задачи. Планируя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, мы используем в детском саду следующие формы работы:
- Наглядные уголки для родителей, папки-передвижки;
- Консультации специалистов, анкетировании;
- Проведение родительских собраний;
- Круглые столы с привлечением специалистов детского сада;
- Организация совместных дел;
- Беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам
- Изготовление коллажей «Как я провел лето», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой друг- мяч», «Мое спортивное лето»;
- Досуги, недели здоровья, спартакиады, сдача норм ГТО.
- Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.
Методы, используемые педагогами в работе:
- анкета для родителей;
- беседы с родителями;
- беседы с ребёнком;
- наблюдение за ребёнком;
- изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми; посещение семьи ребёнка.
Использование в режиме дня отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей:
1. Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья»; в летний период принятие воздушно-солнечных ванн и обливание водой; максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
2. Занятия по физическому развитию в зале;
3. Подвижные игры разной степени подвижности в течение дня. Динамические паузы: ежедневно, в процессе образовательной организованной деятельности детей и по мере необходимости, воспитателем проводится физкультминутка.
4. Образовательное направление по формированию представлений о здоровом образе жизни, упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед.
Рекомендации для родителей по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста в домашних условиях
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда совершенствуются все системы его организма.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) особенно важен в этом отношении. Это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Именно в этот период у детей формируются основные двигательные навыки, осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность.
Основные правила закаливания.
1. Приступить к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание нужно проводить систематически.
3. Основной принцип - постепенность.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Закаливающие процедуры надо проводить комплексно, сочетая общие (например, обливание) и местные (например, ножные ванны) воздействия.
6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.
Разумное воспитание немыслимо без закаливания. Закаленные дети меньше болеют, у них лучше аппетит, крепче сон, гармоничнее развитие. И детский сад, а потом занятия в школе он не пропускает, и мама "не сидит" на больничных!
Ориентировочная схема распределения закаливающих процедур в режиме дня дошкольника.
1. Зарядка. Упражнения выполняются в трусиках, босиком.
2. Умывание до пояса, температура воды 16-14градусов.
3. Полоскание горла.
4. После сна - контрастные ножные ванны.
5. Вечером - гигиеническая ванна с последующим обливанием.
В летнее время к этому добавляются световоздушные или солнечные ванны (от 5 до 15 минут, ванны с последующим душем или обливанием, купание в открытом водоеме от 3 до 7 минут). Приучайте ребенка ходить босиком. Это способствует профилактике плоскостопия.
Заключение
Таким образом, формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны, поскольку данные гигиены и охраны здоровья детей и подростков говорят о повышении количества детей с отклонениями в здоровье. В последнее время одним из приоритетных направлений дошкольного образования стала оздоровительная работа, цель которой сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения здоровья.
В дошкольных учреждениях выстраивается система оздоровительной работы, включающая в себя укрепление материально - технической базы ДОУ, работу с детьми, с педагогами и с родителями.
Дошкольный возраст - это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Поэтому очень важно, чтобы оздоровительную работу проводили не только педагоги ДОУ, но и родители. Только при тесном взаимодействии ДОУ и семьи можно добиться значительных успехов в укреплении здоровья подрастающего поколения.
Список литературы
- Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Вохмянина М.Н. Модель сохранения здоровья дошкольников. Научно-практический журнал «Управление ДОУ». №1, 2016.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
- Казакова, Ю. С. Рекомендации по закаливанию дошкольников в домашних условиях / Ю. С. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 247-249. — URL: (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Организация здоровьесберегающего педагогического процесса в детском саду. Предлагаемый опыт работы представляет собой планирование содержания тематических дней здоровья. Государственн...
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»
Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место в общей системе дошкольного образования и осуществляется в соответствии с научно разработанной и апробированной практикой систе...
Физкультурно-оздоровительнная работа в дошкольном учреждении
Консультация для начинающих специалистов...
консультация для родителей «СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
"система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учреждении"...
Формирование навыков самообслуживания, как один из аспектов оздоровительной работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
Статья содержит практические рекомендации для повышения эффективности процесса формирования навыков самообслуживания....
Организация летне-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенк...
Методические рекомендации «Организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении»
Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей.Длительное пребывание на свежем воздухе, имеет укрепляющее и оздоравливающее значение. Благоприятны и условия питания (в меню...