План по самообразованию на 2024-2025 учебный год Тема: «Использование инновационных технологий в познавательном развитии дошкольников"
материал
Развитие познавательной активности дошкольников в настоящее время является одной из самых изучаемых проблем в психологии и педагогике. По последним исследованиям педагогов и психологов познавательная активность детей, находящихся на пороге школьного обучения, заметно снизилась, так же, как и снизилась их заинтересованность в окружающей действительности, в познании окружающего мира.
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Целесообразно использовать инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» муниципального образования
города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
План по самообразованию на 2024-2025 учебный год
Тема: «Использование инновационных технологий
в познавательном развитии дошкольников"
Воспитатель: Борисова Анжела Николаевна
первая квалификационная категория
Чебоксары, 2024
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по вопросу развития познавательной активности дошкольников;
- внедрять в образовательный процесс ДОУ применение инновационных и развивающих технологий;
- взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ;
- создать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных образовательных технологий;
- разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы, методические рекомендации.
- оформить в группе центры познавательного развития детей
- взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы.
- обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании и на педсовете ДОУ.
Актуальность
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций.
Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:
- развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.
Развитие познавательной активности дошкольников в настоящее время является одной из самых изучаемых проблем в психологии и педагогике. По последним исследованиям педагогов и психологов познавательная активность детей, находящихся на пороге школьного обучения, заметно снизилась, так же, как и снизилась их заинтересованность в окружающей действительности, в познании окружающего мира.
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Целесообразно использовать инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми в зоне ближайшего развития;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей в пространстве детской реализации и поддержка детской инициативы.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы;
- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ).
Ожидаемые результаты:
- совершенствование насыщенности образовательной деятельности в зоне ближайшего развития и повышение познавательной активности в пространстве детской реализации;
- обогащение РППС, которая способствует развитию познавательного интереса у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих ожидаемых образовательных результатов в образовательной области "Познавательное развитие".
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, сообщения для воспитателей и рекомендации для родителей; проведение мастер-класса.
- Центры познавательного развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей; в центре экспериментирования (материалы для свободной познавательно-исследовательской деятельности).
- Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ.
- Распространение опыта работы.
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; - намечать план действий; - отбирать способы решения поставленной задачи; - добиваться результата и анализировать его. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов), наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса: 1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем; 2) в самостоятельной познавательной деятельности детей. Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий: -использования ИКТ технологий, -экспериментирования, - проектной деятельности, -проблемно-игровыми технологиями, -методами ТРИЗ, -знаково-символическими средствами - моделирование. I этап. Теоретический | |
Месяц | Методическая работа по теме самообразования |
Сентябрь | Анализ собственных затруднений. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах). Планирование работы с детьми на новый учебный год. |
II этап. Практический. Работа с детьми. см. Приложение | |
Октябрь | Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина. Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах в пространстве детской реализации. |
Ноябрь | Технология исследовательской деятельности. Экспериментирование. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творческие, развивающие ситуации. |
Декабрь | Технология проектной деятельности. Реализация краткосрочного проекта на тему: «Ах, ты зимушка-зима» |
Январь | Проблемно-игровые технологии. |
Февраль | Использование ИКТ технологий. Технология интерактивного обучения. |
Март | Технология моделирования со знаково-символическими средствами. |
Апрель | Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович. |
| III этап. Обобщающий |
Май | Отчет по самообразованию Выступление на педсовете ДОУ. |
В течение года | Сообщение для воспитателей "Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста" |
Работа с родителями
Месяц | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь | Включение в повестку дня сообщение для родителей. (возрастные особенности, выдержки из программы о задачах на учебных год) "Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Что мы знаем, что хотим узнать?" | Привести в соответствие с возрастными особенностями детей центры познавательного развития в группе. |
Октябрь | Памятки для родителей. "ТРИЗ -технология" Проведение индивидуальных бесед. Познакомить с книгой (предложить ознакомиться) Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или Развивающие игры». | 1.Создать картотеку игр по ТРИЗ -технологии. 2. Приобретение блоков Дьенеша, развивающих игр по технологии Б.П. Никитина.
|
Ноябрь | Создать тематическую папку "Экспериментируем дома с детьми". Советы родителям и картотеки опытов и экспериментов домашних условиях. | Оформить весь игровой материал, атрибуты, выполненные с помощью родителей (прописать дидактические задачи, расставить в центре экспериментирования). |
Декабрь | Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию в процессе реализации проектной деятельности. | Обогащение РППС атрибутами по теме проекта, создание условий для реализации проектной деятельности. Презентация продукта проекта. |
Январь | Предложить родителям активно использовать проблемно-игровые технологии в организации досуга детей. | Составить картотеку проблемных ситуаций для детей. |
Февраль | Внесение в повестку родительского собрания вопроса "Вред или польза от интерактивного обучения и использования ИКТ -технологий в образовательном процессе" | В РППС создать аудио, медиатеки. Создать электронную библиотеку развивающих материалов для детей. |
Март | Консультация "Технология моделирования со знаково-символическими средствами " | Создать условия в РППС для полноценного внедрения технологии в группе. |
Апрель | Выставка в приемной группы игр и пособий по | Приобрести пособия по данной технологии. |
Май | Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе. | Оформление опыта работы «Инновационные технологии в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста» |
Используемая литература
1. Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы", издание 6, дополненное. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой
2. Ресурсы Сети Интернет. Точка Доступа https://ipk74.ru/upload/iblock/e41/e41b52de9b7d54ccb14af25f18bcb083.pdf
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина; Москва, 2004
4. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю.М.
5. Коноваленко С.В. Как научится думать быстрее и запоминать лучше.
6. Практикум по развитию познавательной деятельности. / С.В. Коноваленко ; – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
8. Корзун А.В., Веселая дидактика, / А.В. Корзун; г.Ульяновск, 2000.
9. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Программа развития творческого мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. / С.В Лелюх., Т.А Сидорчук., Н.Н Хоменко;– Ульяновск: ИПКПРО, 2003.
10. Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников, / Н.В. Макарова; Москва,2009.
11. Новоселова С.Л., Габдулисламова Л., Каримова М. Компьютеры в подготовительной к школе группе. Дошкольное воспитание. № 5.2002.
12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помогите принцу найти Золушку:
13. Занимат. дидакт. задания для детей ст. дошк. возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. / Г.А Урунтаева., Ю.А Афонькина; М.: Просвещение, 1994.
14. Шипицына Л.В. Азбука общения, / Шипицына Л.В.; «Детсво-Пресс», г. Санкт_Петербург, 2004.
15. Шолохович Ч.В. Информационные технологии обучения: дидактические основы, проблемы разработки и использования; / Ч.В Шолохович; Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...

Индивидуальный план профессионального самообразования на 2024-2025 учебный год
План по самообразованию...
План по самообразованию на 2024-2025 учебный год « Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»
План по самообразованию...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год ТЕМА: «Использование Су-джок терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста».
План по самообразованию ТЕМА:«Использование Су-джок терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста»....

План работы самообразования воспитателя Окасовой Ж.Ж. по теме «Современные инновационные технологии и педагогические методики в работе с детьми с ОНР» 2024-2025 учебный год
План работы самообразования воспитателя Окасовой Ж.Ж. по теме «Современные инновационные технологии и педагогические методики в работе с детьми с ОНР»...
План по самообразованию на 2024 – 2025 учебный год Тема: «Нравственно–патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
План по самообразованиюна 2024 – 2025 учебный годТема: «Нравственно–патриотическое воспитание детейдошкольного возраста»...