План по самообразованию на 2024-2025 учебный год Тема: «Использование инновационных технологий в познавательном развитии дошкольников"
материал

Борисова Анжела Николаевна

Развитие познавательной активности дошкольников в настоящее время является одной из самых изучаемых проблем в психологии и педагогике. По последним исследованиям педагогов и психологов познавательная активность детей, находящихся на пороге школьного обучения, заметно снизилась, так же, как и снизилась их заинтересованность в окружающей действительности, в познании окружающего мира.

Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Целесообразно использовать инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2024-2025.docx54.48 КБ

Предварительный просмотр:

1667840355600.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» муниципального образования

города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

План по самообразованию на 2024-2025 учебный год

Тема: «Использование инновационных технологий

в познавательном развитии дошкольников"

                                Воспитатель: Борисова Анжела Николаевна

                     первая квалификационная категория

Чебоксары, 2024


Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по вопросу развития познавательной активности дошкольников;
  • внедрять в образовательный процесс ДОУ применение инновационных и развивающих технологий;
  • взаимодействовать с родителями и педагогами ДОУ;
  • создать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных образовательных технологий;
  • разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы, методические рекомендации.
  • оформить в группе центры познавательного развития детей
  • взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы.
  • обобщить опыт работы, презентовать отчет на родительском собрании и на педсовете ДОУ.

Актуальность

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций.

Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Познавательное развитие» предполагает: 

-      развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.

Развитие познавательной активности дошкольников в настоящее время является одной из самых изучаемых проблем в психологии и педагогике. По последним исследованиям педагогов и психологов познавательная активность детей, находящихся на пороге школьного обучения, заметно снизилась, так же, как и снизилась их заинтересованность в окружающей действительности, в познании окружающего мира.

Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Целесообразно использовать инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников.

Формы работы с детьми:

-      совместная деятельность воспитателя с детьми в зоне ближайшего развития;

-      индивидуальная работа с детьми;

-      свободная самостоятельная деятельность детей в пространстве детской реализации и поддержка детской инициативы.

Формы работы с родителями:

-      консультации;

-      индивидуальные и групповые беседы;

-      оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);

-      привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы;

-      проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ).

Ожидаемые результаты:

-      совершенствование насыщенности образовательной деятельности в зоне ближайшего развития и повышение познавательной активности в пространстве детской реализации;

-      обогащение РППС, которая способствует развитию познавательного интереса у детей;

-      достижение намеченных в ФГОС соответствующих ожидаемых образовательных результатов в образовательной области "Познавательное развитие".

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

-      повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

-      пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

-      повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

-      Буклеты, памятки, брошюры, сообщения для воспитателей и рекомендации для родителей; проведение мастер-класса.

-      Центры познавательного развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей; в центре экспериментирования (материалы для свободной познавательно-исследовательской деятельности).

-      Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ.

-      Распространение опыта работы.

 

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

 Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

 Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

 - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

 - намечать план действий;

 - отбирать способы решения поставленной задачи;

 - добиваться результата и анализировать его.

 В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов), наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.

   В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

 Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

 Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:

 1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

 2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

 -проблемно-игровыми технологиями,

 -методами ТРИЗ,

-знаково-символическими средствами - моделирование.

I этап. Теоретический

 

Месяц

Методическая работа по теме самообразования

Сентябрь

Анализ собственных затруднений.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах).

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

II этап. Практический. Работа с детьми. см. Приложение

Октябрь

Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера

Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина.

Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах в пространстве детской реализации.

Ноябрь

Технология исследовательской деятельности. Экспериментирование.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности: 

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие, развивающие ситуации.

Декабрь

Технология проектной деятельности.

Реализация краткосрочного проекта на тему: «Ах, ты зимушка-зима»

Январь

Проблемно-игровые технологии.

Февраль

Использование ИКТ технологий. Технология интерактивного обучения.

Март

Технология моделирования со знаково-символическими средствами.

Апрель

Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

 

III этап. Обобщающий

Май

Отчет по самообразованию

Выступление на педсовете ДОУ.

В течение года

Сообщение для воспитателей

"Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

 

Работа с родителями

Месяц

Работа с родителями

РППС

Сентябрь

Включение в повестку дня сообщение для родителей.

(возрастные особенности, выдержки из программы о задачах на учебных год)

"Познавательное развитие детей дошкольного возраста.  Что мы знаем, что хотим узнать?"

Привести в соответствие с возрастными особенностями детей  центры познавательного развития в группе.

Октябрь

Памятки для родителей.

"ТРИЗ -технология"

Проведение индивидуальных бесед.

Познакомить с книгой (предложить ознакомиться)

Бориса Павловича Никитина

«Ступеньки творчества или Развивающие игры».

1.Создать картотеку игр по ТРИЗ -технологии.

2. Приобретение блоков Дьенеша, развивающих игр по технологии Б.П. Никитина.

 

Ноябрь

Создать тематическую папку

"Экспериментируем дома с детьми". Советы родителям и картотеки опытов и экспериментов домашних условиях.

Оформить весь игровой материал, атрибуты, выполненные с помощью родителей (прописать дидактические задачи, расставить в центре экспериментирования).

Декабрь

Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию в процессе реализации проектной деятельности.

Обогащение РППС атрибутами по теме проекта, создание условий для реализации проектной деятельности.

Презентация продукта проекта.

Январь

Предложить родителям активно использовать проблемно-игровые технологии в организации досуга детей.
Составить консультацию " Проблемно-игровые технологии в развитии познавательной активности детей"

Составить картотеку проблемных ситуаций для детей.

Февраль

Внесение в повестку родительского собрания вопроса "Вред или польза от интерактивного обучения и использования ИКТ -технологий в образовательном процессе"
Взять выдержки из действующего САНПин о нормах и рекомендациях.

В РППС создать аудио, медиатеки. Создать электронную библиотеку развивающих материалов для детей.

Март

Консультация "Технология моделирования со знаково-символическими средствами "

Создать условия в РППС для полноценного внедрения технологии в группе.

Апрель

Выставка в приемной группы игр и пособий по
педагогической технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

Приобрести пособия по данной технологии.

Май

Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе.

Оформление опыта работы «Инновационные технологии в познавательном  развитии детей младшего дошкольного возраста» 

  

Используемая литература

1.    Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы", издание 6, дополненное. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой

2.    Ресурсы Сети Интернет. Точка Доступа https://ipk74.ru/upload/iblock/e41/e41b52de9b7d54ccb14af25f18bcb083.pdf

3.    Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина; Москва, 2004

4.    Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю.М.

5.    Коноваленко С.В. Как научится думать быстрее и запоминать лучше.

6.    Практикум по развитию познавательной деятельности. / С.В. Коноваленко ; – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

8.    Корзун А.В., Веселая дидактика, / А.В. Корзун; г.Ульяновск, 2000.

9.    Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Программа развития творческого мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. / С.В Лелюх., Т.А Сидорчук., Н.Н Хоменко;– Ульяновск: ИПКПРО, 2003.

10. Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников, / Н.В. Макарова; Москва,2009.

11. Новоселова С.Л., Габдулисламова Л., Каримова М. Компьютеры в подготовительной к школе группе. Дошкольное воспитание. № 5.2002.

12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помогите принцу найти Золушку:

13. Занимат. дидакт. задания для детей ст. дошк. возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. / Г.А Урунтаева., Ю.А Афонькина; М.: Просвещение, 1994.

14. Шипицына Л.В. Азбука общения, / Шипицына Л.В.; «Детсво-Пресс», г. Санкт_Петербург, 2004.

15. Шолохович Ч.В. Информационные технологии обучения: дидактические основы, проблемы разработки и использования; / Ч.В Шолохович; Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема:  «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма  у детей дошкольного возраста». Цель:·...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год ТЕМА: «Использование Су-джок терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста».

План  по самообразованию ТЕМА:«Использование  Су-джок терапии в работе  с детьми  раннего дошкольного возраста»....

План работы самообразования воспитателя Окасовой Ж.Ж. по теме «Современные инновационные технологии и педагогические методики в работе с детьми с ОНР» 2024-2025 учебный год

План работы самообразования воспитателя Окасовой Ж.Ж. по теме «Современные инновационные технологии и педагогические методики в работе с детьми с ОНР»...

План по самообразованию на 2024 – 2025 учебный год Тема: «Нравственно–патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

План по самообразованиюна 2024 – 2025 учебный годТема: «Нравственно–патриотическое воспитание детейдошкольного возраста»...