Мастер-класс по теме: «Использование инфографики в познавательном развитии дошкольников»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_infografika_kak_priem_v_poznavatelnom_razvitii_doshkolnikov_vaskovskaya_ior.pdf | 1.64 МБ |
master-klass_vaskovskaya.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Окружной конкурс педагогического мастерства
«Воспитатель года Ямала - 2021»
Конкурсное испытание «Мастер-класс»
по теме: «Использование инфографики в познавательном развитии дошкольников»
Воспитатель
Васьковская Виктория Денисовна
2021г.
Тема: «Использование инфографики в познавательном развитии дошкольников».
Цель: ознакомление педагогов с возможностями использования инфографики в познавательном развитии дошкольников, с алгоритмом разработки инфографики.
Задачи:
1. Познакомить с возможностями использования инфографики в детском саду.
2. Проработать алгоритм создания инфографики в практической деятельности.
3. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
Оснащение: энциклопедии, журналы, карточки с информацией о природе Севера, картинки о животных, растениях, природных и погодных явлениях Арктики и Антарктики, о транспорте и о деятельности человека на Крайнем Севере.
1. Введение.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Психологи доказали, что разные люди видят на картинке разные вещи. Наш мозг, слушая подсознание, выбирает самое важное для нас. И я предлагаю пройти вам небольшой психологический тест. Если вы увидели:
1. Фламинго. Этот ответ в тесте указывает на романтичность и мечтательность. Такие личности обладают творческим потенциалом, который при правильном подходе перерастает в настоящий талант.
2. Женщина обращает на себя внимание внимательных и сконцентрированных людей. Это выбор целеустремленных, уверенных в себе, оптимистично настроенных.
Подобные тесты я часто использую в работе с педагогами и родителями, чтобы показать насколько наше восприятие и внимание может различаться. (2 слайд)
Как организовать эффективную работу по применению инфографики в образовательной деятельности с детьми, если все они индивидуальны, у каждого свое восприятие и мышление? Об этом я расскажу вам в своем мастер-классе по теме «Использование инфографики в познавательном развитии дошкольников». (3 слайд)
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Наш век – век информации. Ребенку сложно ориентироваться в этом колоссальном потоке. И перед педагогом встает задача – развитие умения у ребенка оперировать любой информацией.
В работе с детьми использую инфографику не только как готовый наглядный материал, а как продукт исследовательской деятельности детей. Изучение, анализ и обобщение информации с дошкольниками помогает им запомнить сложный и объемный материал. Главной особенностью является мотивация детей, они хотят найти, узнать – это сильная сторона инфографики. И конечно само создание нового продукта сделает успешным каждого ребенка. (4 слайд)
2. Основная часть.
Педагог может использовать инфографику в двух направлениях:
Первое - это анализ дошкольниками созданной воспитателем инфографики;
Второе - создание инфографики детьми под руководством педагога на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).
В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Детям перелагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации. (5 слайд)
Но в своей деятельности я чаще использую создание инфографики совместно с детьми. Преимущество инфографики в том, что с её помощью можно представить информацию понятной и увлекательной. Тем не менее, изготовить инфографику довольно таки сложно, так как необходимо собрать много информации и необходимо её оформить. (6 слайд)
Для организации самостоятельного исследовательского процесса по изучаемой теме или проблеме для детей мною разработан алгоритм создания инфографики.
На первом этапе перед ребенком ставится проблема и создаются условия для поиска ребенком решения проблемы, поиска информации. Ребенок формулирует вопросы, на которые нужно ответить в ходе исследования. Например, Что такое Арктика? (Где расположена Артика? Каков её животный и растительный мир? Природные и погодные условия Арктики) (7 слайд)
На втором этапе в процессе решения этих вопросов дети анализируют информацию из разных видов деятельности и источников (беседы, наблюдения, видео, рассказы, журналы, энциклопедии). То есть находятся в поиске ответов на вопросы. Здесь ребенок анализирует, размышляет, сопоставляет информацию. (8 слайд)
Следующий этап – это обработка информации, обсуждение с детьми, как можно представить ответы на вопросы графически (обсуждение с воспитателем как будет располагаться информация, в виде таблицы, блок-схемы, таймлайна, плаката с проблемой в центре). Далее идет сбор кейсов по направлениям. Например, кейс животные. Здесь помощь могут оказать родители в поисках необходимой информации. (9 слайд)
Последний этап – создание инфографики. Здесь информация должна кратко обозначать ответ на вопрос, но в то же время, чтобы ребенок смог сопоставить символ (карточку) с полученной информацией. (10 слайд)
Сейчас я предлагаю вам на практике применить алгоритм создания инфографики и для этого я приглашаю 3 участника для фокус-группы.
У вас на столах, кейсы «Северный полюс» и «Южный полюс», 2 вида инфографики, вам нужно выбрать одну и оформить ее. Подробная инструкция у вас на столе. Вам дается 3 минуты на разработку инфографики.
Посмотрите пожалуйста на слайд. Здесь предложена одинаковая информация о Ямале, но в разных формах: просто текст и инфографика. Какая форма воспринимается легче и какая из них вам интереснее для изучения? Поднимите пожалуйста руку те, для кто выбрал инфографику. Большинство!
Современный мир – это поток информации, который постоянно растет. Исходя из этого образ мышления у человека меняется, оно становится «клиповым». Люди видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа, а не анализируют ее. В этом случае инфографика, действительно является находкой для воспитателя. Ведь основные принципы инфографики – это содержательность, смысл, легкость восприятия. (12 слайд)
Эффективность данного метода доказывает и опыт моей работы с родителями по организации тематических недель по питанию в группе.
В течение первой недели по теме «Питание в детском саду» размещалась текстовая информация с иллюстрациями в уголках для родителей (папки-передвижки, консультации, нормативно-правовые акты). Проведенный опрос показал, что большая часть родителей удовлетворены питанием в ДОУ, но особенностей его не знают. (13 слайд)
На второй неделе мною размещалась информация по этой же теме, но в виде графической таблицы, где необходимая информация представлена сжато. И результаты опроса показали, что данный прием действительно родителями воспринимается лучше. (14 слайд)
Инфографику можно создать практически в любом редакторе, который есть под рукой. Но для людей, не знакомых с принципами дизайна и инфографики это бывает довольно сложно.
В Интернете представлено множество сервисов, позволяющих создавать разные виды инфогафики как по шаблонам, так и с чистого листа. Но я в своей деятельности применяю графический редактор Canva. (15 слайд)
Показ скринов сайта с объяснением принципов работы с приложением. (16-17 слайд)
3. Рефлексия.
Уважаемые участники, если вы справились с заданием, прошу вас представить результаты, выберете одного представителя (представление результатов). Какой макет для инфографики вы выбрали? Почему именно его? Какие возникли трудности при составлении инфографики? (Выступление фокус-группы)
Свои разработки по использованию инфографики размещаю на персональном сайте. Если вас заинтересовал мой опыт с радостью поделюсь им с вами. Мой мастер-класс завершён. Спасибо всем за внимание! (18 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».
Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....
КОНСПЕКТ мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития элементарных математических представлений дошкольников».
Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.Задачи: ·...
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Использование нетрадиционных приёмов в развитии музыкальности дошкольников»
Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников....
План - конспект мастер - класса для педагогов Тема : " Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста ".
План - конспект мастер - класса....
Мастер-класс для педагогов Тема: "Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности"
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.Способствовать развитию интереса к данной м...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Цель: подвести коллег к пониманию практической ценностимнемотехники в развитии речи детей.Познакомить коллег со структурными единицами технологии «мнемотехника».Вовлечь педагогов в совмест...
Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...