План по самообразованию на 2024-2025 учебный год « Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_uchitelya-defektologa_25g.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Нэбзый»

План по самообразованию на 2024-2025 уч. год

«Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»

Учитель-дефектолог:

 Зазий Р.К..

 пгт Яблоновский

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»

 

 Пояснительная записка.

 Цель: Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.

Задачи:                                                                                                 1.Выявлять неблагоприятные варианты развития и определять учебных трудностей ребенка.

 2.Составлять индивидуальные комплексные программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПК.

 3.Выявлять детей с ЗПР, УО, ОВЗ, нуждающихся в специальном взаимодействии специалистов.

 4.Выявлять детей, не подлежащих обучению в системе КРО (коррекционно-развивающие обучение).

 5.Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия.

 6.Отслеживать соответствие выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

7.Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков учебную деятельность воспитанников .

 8.Консультировать педагогов и родителей.

 9.Активизировать участие детей с ОВЗ в различных мероприятиях, различных форм и уровней организации.

10.Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогике и психологии.

11.Работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

 Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, районные методические объединения, мастер-классы.

 Формы самообразования:

 1. Индивидуальная – через индивидуальный план,

 2. Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

 Ожидаемые результаты:

повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей; ·

 реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ

 разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов воспитанников . ·

 проведение  мастер-классов,

 продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем методических материалов. , повышение уровня учебной мотивации.

 Направления самообразования:

 1.Диагностическое, аналитическое

деятельность

период

Проведение обследования воспитанников с ОВЗ. Применение ранее не использованных диагностических материалов

Сентябрь-май, в течении года, по запросу

Изучение и анализ, динамическое обследование учащихся, прошедших ПМПК.

Ежегодно, по запросу

 Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ

Ежегодно, по запросу

Коррекционное, аналитическое

деятельность

период

Знакомство с нормативной базой и информирование родителей детей с ОВЗ, помощь в их обеспечении и защите, в вопросах обучения и защите

Регулярно

Профилактика нарушений развития у детей с ОВЗ

Ежегодно, по запросу

Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение их знаний (выступления на МО, индивидуальные консультации, участие в вебинарах).

По запросу, регулярно  

4. Организационно-методическая деятельность

деятельность

период

Участие в работе районного МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Выступление с докладом по теме самообразования. Выступление на родительских собраниях по проблемам и особенностям в развитии детей

 по запросу

Выступление на родительских собраниях по проблемам и особенностям в развитии детей

Регулярно, по запросу

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте ДОУ

регулярно

Разработка памяток направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению.

регулярно

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся

регулярно

Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

регулярно

Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования

регулярно

 

Литература для коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога 

1. ФГОС ДО - Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно - развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО. / под ред. Лавровой Г.Н., Яковлевой Г.Н. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 124 с. + CD диск.                                                

  - Документация педагогов дошкольной образовательной организации компенсирующего вида в условиях введения ФГОС ДО. / под ред. Лавровой Г.Н., Яковлевой Г.Н. Челябинск: Цицеро, 2014. - 164 с. + CD диск.                                                                                                                   2. Образовательная область «Познавательное развитие" – Агранович Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания ( зрительного гнозиса) у дошкольников.                                               З. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.                                                                                                                          4. Образовательная область «Речевое развитие» - Алябьева Е.А.

5. Задержка психического развития. Интеллектуальные нарушения

- Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду  Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

В плане предусмотрено полное календарное планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудн...

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье даны рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных психических процессов...

Выступление на конференции "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...

"Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможн...