Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе. «Магнит и его свойства»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе.

«Магнит и его свойства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit_i_ego_svoystva.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе.

«Магнит и его свойства»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические».

2. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

3. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Ход НОД:

Организационный момент

Ребята, сегодня я принесла вот такую красивую коробочку, а в ней – перчатка. (показывает детям). Это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я покажу, что она умеет делать (Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками) Вот так чудо! Перчатка поймала все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло? Может кто-нибудь из вас может разгадать?(Ответы детей)

Воспитатель: в моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимает перчатку и показывает магнит)

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с магнитом и его свойствами.

Воспитатель: Для начала давайте узнаем, откуда он взялся.?

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные чёрные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Магнит – это природный камень, который имеет свойства притягивать к себе предметы из железа. Это явление называется - магнетизмом. Магнит широко используется в медицине, в науке, в быту.

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, что же это за предмет такой магнит, рассмотрим его.

Какой он, холодный или теплый, (дети-холодный), твердый или мягкий. (дети - твердый). Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?

Так какой же вывод мы сделаем - магниты холодные, без запаха, твёрдые, не ломаются.

Опыт №1 «Магнитные полюса».

Воспитатель: У магнита есть 2 полюса: южный и северный. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет. Что происходит?

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже. Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.

Опыт №2. «Всё ли притягивает магнит?»

Ребята, посмотрите, что вы видите на столе (Ответы детей – бумага, скрепки, болт, шайба, ластик, карандаш, счетные палочки,ножницы…) Здесь лежат предметы из разных материалов. Можете назвать, из каких материалов они сделаны? Дети: ( ответы детей)

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». (Дети выполняют задание)

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» (Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

«Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, монетка – они называются магнетическими).

«А какие не притянул?» ( игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, – они называются немагнетическими)

Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это свойство называется -магнетизмом, а предметы магнетическими.

Вывод: свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм, магнит притягивает только железные предметы, они называются магнетическими.

Опыт №3 «Преграда картон»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сила магнита проходя через картон, притягивает металлические предметы?(Ответы детей) Давайте положим скрепку на лист картона, магнит под картон. Сила магнита вынуждает скрепку двигаться по картону. Это значит, что сила магнита действует через преграду. - Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнит сохраняет своё свойство и действует через преграду – картон.

Опыт № 4 «Цепочка из скрепок»

Ребята, а металлические предметы находясь рядом с магнитом могут намагнитится и стать магнитами? (Ответы детей). Давайте проверим! Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным. Дети повторяют опыт - Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «Притягивает – не притягивает»

Я большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте. Стали в круг. (игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо)

Опыт №5 «Кладоискатели»

Ребята, как вы думаете через преграду песок действует магнит? (Ответы детей) Я предлагаю вам поиграть в кладоискателей. С помощью чего мы можем отыскать клад? (ответы детей). Просеять, на ощупь, или с помощью магнита.

Что было спрятано в песке?(Ответы детей.)

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - песок.

Опыт № 6 «Преграда вода»

- А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду. Давайте представим, что перед вами пруд. Который необходимо очистить от мусора. Роль мусора будут играть металлические предметы – скрепки, болтик, гайки. Наша с вами задача, попробовать очистить этот пруд от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду. Я беру магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?

Ответы детей (Предметы примагничиваются через воду…)

Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.

Итог опытно-экспериментальной деятельности.

Давайте вспомним: - С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?

(Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит?

(Металлические) –

Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

- Какие свойства магнита вы запомнили? (Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду. Сколько полюсов у магнита? (Два - северный и южный)

Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните.. Спасибо, вам, за вашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе: «Песок и его свойства».

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе: «Песок и  его свойства».Программное содержание:  Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить о...

Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования в средней группе " Магнит и его свойства".

Конспект интегрированной НОД с  элементами  экспериментирования в средней группе " Магнит и его свойства"....

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе «Металл, его качества и свойства»

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе «Металл, его качества и свойства»...

НОД с элементами экспериментирования в средней группе Магнит и его свойства

Конспект НОД с элементами экспериментирования в средней группе«Магнит и его свойства» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: «Ветер»

Познакомить детей с причиной возникновения ветра;- Расширить представления о свойствах воздуха (горячий поднимается вверх, холодный опускается вниз);- Расширить представления о явлениях не живой приро...