Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: «Ветер»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с причиной возникновения ветра;
- Расширить представления о свойствах воздуха (горячий поднимается вверх, холодный опускается вниз);
- Расширить представления о явлениях не живой природы –ветер;
- Закрепить правила безопасного поведения с огнем;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему:
«Ветер»
Задачи:
Образовательные
- Познакомить детей с причиной возникновения ветра;
- Расширить представления о свойствах воздуха (горячий поднимается вверх, холодный опускается вниз);
- Расширить представления о явлениях не живой природы –ветер;
- Закрепить правила безопасного поведения с огнем;
- Продолжать закреплять навык вырезать по линиям.
Развивающие задачи
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные задачи
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Предварительная работа:
- наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявления наличия и свойства воздуха, беседа о роли воздуха в жизни человека, растений и животных
Словарная работа: смерч или вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду, песок и тд.
Оборудование
- проектор
- 2 свечки, спички, подсвечники
- стеклянная бутылочка, разноцветные воздушные шарики
- емкости с горячей и холодной водой
- ножницы, цветная бумага
Ход занятия
Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы с вами будем беседовать:
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, насвищу,
А меня не видать.
Кто я? Можешь угадать?
Мы с вами уже много раз говорили о ветре. Наблюдали за ветром на прогулке. А сегодня я хочу вам рассказать откуда берется ветер. Для этого я приглашаю вас провести интересные опыты. Для них нам понадобятся свечи и спички.
Ребята, напомните мне, а можно ли детям самостоятельно, без взрослых, брать спички? А зажигать свечи?
Да, вы правильно все говорите, поэтому опыт проведу я, а вы внимательно смотрите, что вы увидите? Одну свечку я поставлю на пол около приоткрытой двери. Я заранее открыла в столовой окно, как будто за дверью находится уже улица. А другую свечку я подниму. Что вы видите? Куда наклоняется пламя свечи, которая внизу? А вверху? Пламя на нижней свече направленно в группу, внутрь, а пламя на верхней свече направленно наружу, за дверь. Почему же так происходит? У нас в группе теплый воздух, он легкий, любит путешествовать, летать. В комнате теплый воздух поднимается и убегает через щель вверх. Ему хочется вырваться наружу и погулять на свободе.
А с улицы к нам вползает холодный воздух, он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому любит находиться у земли, внизу.
Получается, что один воздух-теплый, движется вверх, а на встречу ему, внизу, ползет другой, холодный. Там, где двигается и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
Ветер, ребята – это движение воздуха!
А теперь, ребята, поставим следующий опыт:
На бутылочку мы надели шарик и поставим эту бутылочку в тазик с горячей водой. Что мы видим? Правильно. Шарик надувается. А кто мне скажет в какой сказке, которую мы с вами читали, мы уже слышали про такой шарик? Молодцы. А какие сказки про ветер вы еще знаете? (ответы детей)
А теперь мы поставим нашу бутылочку в тазик с холодной водой.
Что происходит?
А как вы думаете, почему наш шарик сначала надулся, а потом сдулся?
Правильно. Потому что воздух нагрелся внутри бутылочки, стал легким и поднялся вверх. А потом остыл, стал тяжелым и спустился вниз.
Этот опыт еще раз нам показал, что теплый воздух движется вверх, а холодный держится внизу.
Ребята, как мы уже с вами говорили, что ветер-это движение воздуха. Но воздух в атмосфере нагревается по-разному. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.
А ветер бывает разный.
Кто ни будь знает, как называется самый тихий ветер?
Это ребята штиль, самая безветренная погода. В такую погоду корабли с парусами не могут идти по воде. Это сейчас у современных парусников есть еще и мотор, а раньше им приходилось по долгу ждать в открытом море, когда появится ветер.
А какие ветры вы еще знаете?
Ураган
Ураган, шторм, буря-это ливень, сопровождающийся сильным ветром.
Смерч – вертикальный крутящийся столб в воздухе, который зарождается под тучей и поднимает с земли все, что встречает на своем пути. Своей мощью он вырывает из земли деревья, бетонные опоры, телеграфные столбы, срывает с домов крыши и вместе с крышей всасывает в себя предметы мебели, передвигает автомобили.
А какой еще вред ветер может нанести человеку?
Ветер может занести в глаза песок, от ветра может шелушиться лицо.
Кто-нибудь может сказать какую пользу поносит ветер?
Ветер помогает летать воздушному змею.
Ветер помогает молоть зерно на ветряной мельнице.
Если не было бы ветра, то нельзя плавать на парусной лодке.
Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами и чуют носом то, что находится перед ними. Если бы не было ветра, то там, где вода, стало бы больше воды. А там, где земля, то земля бы пересохла.
Ребята, а еще существует ветрогенератор или в народе ветряк. Это устройство, которое способно перерабатывать энергию скорости ветра в электрическую. Такое устройство позволяет экономить природные ресурсы и защищать окружающую среду. Это экологически чистое устройство. Если человечество станет пользоваться только такими ветряками, то не надо будет строить электростанции.
Ребята, скажите, как можно узнать есть ли на улице ветер? (посмотреть на вертушку)
Я предлагаю всем вам попробовать самостоятельно сделать вертушку, которая нам покажет есть ли ветер на улице. Давайте пройлем и сядем за наши столы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Знакомство с камешками»
Тема. " Знакомство с камешками»Цель:- познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)- развивать наглядно-действенное мышление- воспитывать аккуратность, умение ...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе дошкольного отделения «Этот удивительный песок»
Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самар...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе дошкольного отделения «Этот удивительный песок»
Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самар...
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Свойства камней».
Конспект познавательного занятия по изучению свойств камней....
Конспект открытого познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе по теме «Семь цветов радуги»
Цель:Познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположенияРазвивать речь, использовать приобретенный словарный запас в связной и выразите...
Конспект занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему «Почему надо чистить зубы?»
Цель: для чего нужны зубы и как за ними ухаживать.Задачи:- Формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении.- Продолжать знакомить с правилами личной ...