Статья для музыкальных руководителей и воспитателей в ДОУ «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-образного мышления детей дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

Музыкальный руководитель МАДОУ  " ЦРР- детский сад №9", г. Саранск

Модуль - унифицированный, функционально законченный узел, оформленный, как самостоятельное изделие.

Работа на модульной основе - это:

  • - выполнение цели и задач, предусмотренных образовательной программой дошкольного образования;
  • -занятия являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей;
  • - отсутствие «прямого обучения».
  •  
  • Выбор цели,
  • Постановка задач,
  • Планируемые методы обучения,
  • Выбор ведущего вида деятельности,
  • Конкретизация основных направлений воспитательно-образовательного процесса,
  • Выбор сюжета модуля,
  • Описание модуля,
  • Дополнительный справочный материал.

Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.

Созданная среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей.

При создании музыкальных модулей в ДОУ учитывалось:

  1. Целесообразность размещения модуля, доступность оборудования для детей, хранение.

  2. Разнообразие оборудования.

  3. Возрастные особенности детей.

  4. Эстетическое оформление музыкального модуля и пособий, находящихся там.

  5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных модулей:

  1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

  2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

    • С хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, флейта, и др.)

    • С фиксированной мелодией (шарманки, органчики).

    • С одним фиксированным звуком (дудки).

    • Шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.).

  1. Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н.А.Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

  2. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео кассеты, видеодиски).

 

Примерное наполнение музыкальных модулей по возрастным группам.

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы)

 

    • Куклы-неваляшки;

    • Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

    • Музыкально-дидактические игры: «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай на чем играю» и др.;

    • Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.п.)

    • Атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т.д.;

    • Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

    • Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада)

 

К музыкальному модулю для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно к этому:

    • Металлофон;

    • Шумовые инструменты для детского оркестра;

    • Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «Наш оркестр», и др.;

    • Атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», и др.;

    • Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону);

    • Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей Тема: «Загадка, как средство развитиясловесно - логического мышления детей дошкольного возраста»....

Синквейн как средство развития речи и мышления детей дошкольного возраста

Синквейн--Это стихотворение, состоящее из пяти строк.-У него есть свои правила написания и нет рифмы....

Изобразительная деятельность- одно из средств развития эмоционального восприятия у детей дошкольного возраста

Бесспорное воздействие на личность ребенка – дошкольника оказывает изобразительная деятельность. С помощью  искусства у детей активизируется творческий потенциал,  накапливаются положи...

Изобразительная деятельность- одно из средств развития эмоционального восприятия у детей дошкольного возраста

Бесспорное воздействие на личность ребенка – дошкольника оказывает изобразительная деятельность. С помощью  искусства у детей активизируется творческий потенциал,  накапливаются положи...

Памятка для воспитателей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста".

      Памятка для воспитателей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста.   ...