Памятка для воспитателей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста".
консультация по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пышина Александра Алексеевна

        

Памятка для воспитателей

 

Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста.

 

   

      Одним из средств формирования и развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста является загадка. Загадки - вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Существует несколько определений загадки. В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Ю.Г. Илларионова определяет, что « загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса». Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т.д.

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_pedagogov_zagadka_kak.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

определяться объектом, на который оно направлено и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития.

      Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. Мыслить здесь ребенка заставляет ситуация затруднения. Однако, если с одной стороны решение проблемы не должно быть очевидным, то с другой «зона трудности» должна быть доступна решающему. На дачном этане развития мышления детям предлагаются задания на анализ и сравнение зрительных образов, детей учат работать со свойствами предметов.

      Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно - действенного мышления при наглядно- образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. На данном этапе ребенка учат узнавать объект на основе описания отдельных признаков, сочетать признаки разных предметов,

наводить общие и различающиеся признаки объектов по описанию возможных действий с ним, учат искать альтернативные способы действия.

     Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Основными логическими приемами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств отношении), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составляющие части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. Следовательно, для формирования понятийного аппарата ребенку придется овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы и виды отношений между понятиями.

      Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте. Главные линии развития мышления в дошкольном

детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти. Начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи, как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

      Одним из средств формирования и развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста является загадка. Загадки - вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Существует несколько определений загадки. В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Ю.Г. Илларионова определяет, что « загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса». Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т.д.

Подготовила: педагог-психолог Пышина А.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3

ГОРОДА КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

ИНН 2313012819 ОГРН 1022302300833

352380 РФ, Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин,

ул. Пролетарская / пер. Лосевский, № 118 / 27 тел.,факс (86138) 6-18-67 mail:

DOU3KRO@yandex.ru                   

Памятка для воспитателей

Тема: «Загадка, как средство развития

словесно - логического мышления детей дошкольного возраста.

      Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений, Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества. Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большей степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Загадка, как средство развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей Тема: «Загадка, как средство развитиясловесно - логического мышления детей дошкольного возраста»....

Синквейн как средство развития речи и мышления детей дошкольного возраста

Синквейн--Это стихотворение, состоящее из пяти строк.-У него есть свои правила написания и нет рифмы....

Развитие предпосылок логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий.  игра – ...

Загадка как форма развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста

В энциклопед[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25781297","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: right;"}}]]ии загадка трактуется как замысловатое поэтическо...

Использование игр и пособий Воскобовича для развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста «Полёт на воздушном шаре»

Использование игр и пособий Воскобовича для развития элементов логического мышления детей дошкольного возраста«Полёт на воздушном шаре»...