Конспект самостоятельной двигательной активности детей на прогулке
план-конспект занятия (средняя группа)

Арсланова Альфия Фанзялевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение  детский сад №30 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

 

«Самостоятельная деятельность двигательной активности детей на прогулке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                            Подготовил: воспитатель д/с №30

                                                                                                                                    Арсланова Альфия Фанзялевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021год

 

 

Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Что означает двигательная активность? Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня. Сущность и значимость двигательной активности для детей:

- развитие нервной системы

- психики

- интеллекта

- физических качеств

- формирование личностных качеств

- здоровье

- психолого-эмоциональное состояние

Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации - малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода!  Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

 В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время.

 

Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является прогулка.

 

 

 

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма

 

Задачи:

 - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

- способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

 - оптимизировать двигательную активность детей;

 - способствовать познавательному, речевому, художественно–эстетическому, социально – коммуникативному развитию детей.

 

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:  

 - удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;                                                               - обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;                                                

- сформировать навыки в разных видах движений;

   - способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;      

- стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;          - создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

 

Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке  возникает по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.                                   

 

 

 

                           

 

 

Личностно-ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

 

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности.

С возрастом у детей меняются интересы: начиная со старшего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая.

Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни.                                                                                                  

 

 

 

 

                      

Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр. Поэтому интерес к  самостоятельной деятельности у детей поддерживаем целесообразным подбором выносного материала. Это вожжи, вертушки, каталки, грузовые машины, сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки и т.д.), куклы в зимней одежде, коляски, сумочки, корзиночки, мелкие и крупные физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки, кегли и т.д.), чтобы все желающие дети смогли в них поиграть. На веранде в ведерках хранятся шишки, желуди, разноцветные камушки и т. д.;  оборудование для выполнения совместных со взрослым трудовых действий: ведерки, лопатки, совки, грабли, венички.     

На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им предоставляется  вся площадь участка.

            

Зимой для более содержательной самостоятельной двигательной деятельности делаем снежные постройки: горки (в виде большой черепахи, кита, крокодила и т. п.), с которой дети съезжают, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снежный лабиринт, снежные фигуры, цели для метания снежков (пароходы, часы с циферблатом, машины, ракеты, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п.). Около снежных построек дети играют в прятки или просто перебегают, например, от снеговика к сказочному медведю, а от него - к матрешке, печке, машине и т. д. Посильное участие в создании снежных построек, в расчистке участка от снега принимают дети.    

                                                                                   

Нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Мы заботимся  о том, чтобы каждому ребенку было интересно. Организовываем пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр.. Дошкольники катают на  ледянках , с возрастом нагрузка увеличивается. Дети катают друг друга, спускаются с горки, сидя верхом (удерживаясь за веревочку), лежа на животе или спине, стоя на коленях (под контролем взрослого).   Старшим детям во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4-8 м, ширина 50-60 см.) предлагаем задание: повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить на двух ногах или на одной

 

 Большое место в самостоятельной деятельности детей занимают подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей. Они способны самостоятельно организовать и провести некоторые хорошо знакомые им подвижные игры («Ровным кругом», «Море волнуется»,  «Ловишки», «Каравай», «У медведя во бору» и т. д.)

.                           

 

Если дети испытывают затруднения при проведении подвижной игры,  становимся руководителями самостоятельной деятельности детей. Это руководство осуществляем путем показа, посредством словесного рассказа, объяснений и указаний.                                                                                                

  В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.   Дети выполняют движения самостоятельно, однако мы следим за ними, подбадриваем словами.                                                                                                

 

  При  правильном руководстве двигательной активностью детей можно повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы.

Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуем с более спокойной деятельностью. При этом учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, в развитии физических качеств и  сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.).                                                              

 

При размещении данных пособий учитываем следующие требования:

  • инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями);
  • должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;
  • оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру участка в наиболее безопасных местах;

Для создания новизны и поддержания интереса к действиям, для более организованной самостоятельной двигательной деятельности детям предлагаем  не только разнообразный физкультурно-игровой материал, пособия по-разному группируем, показываем способы их применения. Например, кегли используем для метания, перешагивания, ходьбы между ними, как ориентир в играх-эстафетах; обручи – для прыжков, подлезания, метания, прокатывания друг другу, в качестве «домика» в подвижных играх. Это позволяет избежать однообразия двигательной деятельности детей, повышает их двигательную активность, развивает творчество.

 

Все руководство строим только на основе индивидуализации. Для этого:

  • наблюдаем за детьми, стараемся видеть всех и при необходимости оказываем  помощь;
  • предусматриваем  каждому ребенку место для движений, оберегаем это пространство;
  • привлекаем  детей к размещению физкультурных пособий  на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;
  • снимаем напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется,  выбираем пособие для движений, помогаем вопросом, советом;

 

Таким образом, все педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям строим с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.

Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, мы, взрослые способствуем развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение двигательной активности детей на прогулке

В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.) направлен...

Конспект прогулки в старшей логопедической группе на тему: Реализация двигательной активности детей на прогулке.

Конспект прогулки, реализация двигательной активности на прогулке, старшая группа.  Цели:·        укрепление здоровья,·...

Консультация для воспитателей:"Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею"

Что означает двигательная активность? Основные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям во время самостоятельной двигательной активности....

«Самостоятельная деятельность двигательной активности детей на прогулке и руководство ею»

Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является прогулка. Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке  возникает по инициативе детей. Она дает широкий...

Консультация для педагогов «Двигательная разминка и общие принципы двигательной активности детей на прогулке»

Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное её значение в том, чтобы предотвр...

Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею

Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития спос...