«Самостоятельная деятельность двигательной активности детей на прогулке и руководство ею»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является прогулка. Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке возникает по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_deyatelnost_dvigatelnoy_aktivnosti_detey_na_progulke_i_rukovodstvo_eyu.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 468
«Самостоятельная деятельность двигательной активности детей на прогулке и руководство ею»
Воспитатель:
Доронкина Л.В.
Новосибирск - 2019 г.
«Самостоятельная деятельность двигательной активности детей на прогулке и руководство ею»
Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Что означает двигательная активность? Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня. Сущность и значимость двигательной активности для детей:
- развитие нервной системы
- психики
- интеллекта
- физических качеств
- формирование личностных качеств
- здоровье
- психолого-эмоциональное состояние
Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации - малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода! Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.
В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время.
Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является прогулка.
Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы: - удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении; - обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
- сформировать навыки в разных видах движений; - способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
- стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
- создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.
Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке возникает по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.
Личностно-ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.
Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.
С возрастом у детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая.
Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни.
Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр. Поэтому интерес к самостоятельной деятельности у детей поддерживаем целесообразным подбором выносного материала. Это вожжи, вертушки, каталки, грузовые машины, сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки и т.д.), куклы в зимней одежде, коляски, сумочки, корзиночки, мелкие и крупные физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки, кегли, бадминтон, санки, лыжи, и т.д.), чтобы все желающие дети смогли в них поиграть. На веранде в ведерках хранятся шишки, желуди, разноцветные камушки и т. д.; оборудование для выполнения совместных со взрослым трудовых действий: ведерки, лопатки, совки, грабли, венички. Положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждение к самостоятельной деятельности у детей вызывает украшенный участок. Например, к разным праздничным мероприятиям в течение года (День защиты детей, 1 сентября, спортивные праздники, др.), между деревьями и на веранде развешиваем цветные флажки, цветы разнообразной конфигурации, шары; зимой, снежинки; снежные валы украшаю орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре располагаем колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. Интерес у детей вызывает бубен, прикрепленный к глухой стене веранды. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им предоставляется вся площадь участка. Широкая дорога вдоль здания используется для катания на санках, мини-лыжах, сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие - каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.). На расчищенной от снега центральной площадке - цветные дорожки разной конфигурации - извилистые, прямые, замкнутые. Зимой для более содержательной самостоятельной двигательной деятельности делаем снежные постройки: горки (в виде большой черепахи, кита, крокодила и т. п.), с которой дети съезжают, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снежный лабиринт, снежные фигуры, цели для метания снежков (пароходы, часы с циферблатом, машины, ракеты, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п.). Около снежных построек дети играют в прятки или просто перебегают, например, от снеговика к сказочному медведю, а от него - к матрешке, печке, машине и т. д. Посильное участие в создании снежных построек, в расчистке участка от снега принимают дети.
Нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Мы заботимся о том, чтобы каждому ребенку было интересно. Организовываем пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Например, катание на санках многие считают забавой, интересной только для детей младшего дошкольного возраста. Однако это спортивное упражнение способствует развитию ловкости, выносливости и находчивости у детей. Мы, взрослые, ненавязчиво вносим в катание на санках элементы соревнования и это упражнение становится любимым развлечением у старших дошкольников («Кто первый доберется до флажка?», «Кто быстрее?», «Ловкие и быстрые» и др.).
Младшие дошкольники катают на санках, ледянках игрушки, с возрастом нагрузка увеличивается. Дети катают друг друга, спускаются на санках с горки, сидя верхом (удерживаясь за веревочку), лежа на животе или спине, стоя на коленях (под контролем взрослого). Старшим детям во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4-8 м, ширина 50-60 см.) предлагаем задание: повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить на двух ногах или на одной. У детей вызывают интерес и способствуют закреплению навыка ходьбы на лыжах, подъёма "лесенкой", поворота, сохранению устойчивого равновесия соревновательные игры и упражнения: «Кто скорей добежит до флажка?», «Кто первый повернется?», «У кого ярче солнышко?» и т. д.
К шести годам многие дети овладевают элементами игр в бадминтон, баскетбол, городки, хоккей, настольный теннис, футбол на траве, ездой на велосипеде, катанием на самокате. Для этих игр следует отводим специальное место и оборудуем его соответствующим образом, чтобы дети могли правильно организовать игру и не мешать своим товарищам, занятым другими играми. Поэтому для игры в футбол, бадминтон детям предоставляется спортивная площадка; для катания на велосипеде, самокате -дорожки вдоль здания.
Если в младшем возрасте дети научились пользоваться трехколесным велосипедом, то в старшем овладевают ездой на двухколесном. Вначале оказываем ребенку помощь, например - поддерживаем велосипед одной рукой за руль, другой за седло, затем только за седло; помогаем садиться на велосипед, останавливаться и сходить с него. В дальнейшем ребенок самостоятельно ездит по прямой, по кругу, друг за другом, по извилистой дорожке. При катании на самокатах следим, чтобы дети попеременно сменяли ноги, отталкиваясь то правой, то левой ногой. На специально оборудованной площадке с дорожной разметкой мы предоставляем детям возможность закреплять правила уличного движения; используем выносные дорожные знаки, светофоры, которые дети устанавливают на обозначенные перекрестки, дети -"регулировщики" управляют движением. Подчиняясь правилам дорожного движения, дошкольники соотносят свои действия с сигналами светофора, регулировщика; свободно ориентируются в пространстве. На этой площадке дети совершенствуют навык езды на велосипеде, самокате. Значительный интерес у них вызывают игры-забавы: "Не задень", "Змейка", "Заезд парами медленным ходом", эстафеты.
В разное время года продумываем различные двигательные задания. Например, летом — добежать до березы, кустарника, проскакать по дорожке до определенного ориентира, подлезть под кустик, допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями, и позвонить в колокольчик или снять ленту и т. п. Зимой пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п.
Для стимулирования двигательной активности на участке создаваём полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки, ведерки с песком).
Богаче становятся творческие ролевые игры детей старшего дошкольного возраста. Они охотно берут на себя роли шоферов, строителей, летчиков, разведчиков, моряков и т. д. В соответствии с сюжетами игр дети пользуются довольно сложными движениями: бегом с ловлей, метанием, прыжками, проползанием, лазанием на лестницы. Большое место в самостоятельной деятельности детей занимают подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей. Они способны самостоятельно организовать и провести некоторые хорошо знакомые им подвижные игры («Ровным кругом», «Море волнуется», «Ловишки», «Каравай», «У медведя во бору» и т. д.).
Если дети испытывают затруднения при проведении подвижной игры, становимся руководителями самостоятельной деятельности детей. Это руководство осуществляем путем показа, посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль. Дети выполняют движения самостоятельно, однако мы следим за ними, подбадриваем словами. В руководстве двигательной активностью детей на прогулке выделяем 2 основных этапа. Вначале устанавливаем контакты с каждым ребёнком, выясняем его интерес к играм и физкультурным пособиям, выявляем наличие у него двигательного опыта. На этом этапе применяем следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений с ребёнком или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности детей является обогащение её разнообразными движениями.
На втором этапе осуществляем более интенсивное воздействие на двигательную активность дошкольника. Малоподвижных малышей активизируем, привлекаем к деятельности, которая способствует развитию интереса к подвижным играм и упражнениям, чаще упражняем в тех способах выполнения движений, которыми ребенок владеет хуже. Малоподвижным детям предлагаем активные действия и движения, не требующие точности выполнения: прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку, бег со скакалкой, лазание по гимнастической стенке и т.д.
Активных и подвижных ребят переключаем на деятельность, которая требует точности движений, внимания и сдержанности, способствует снижению двигательной активности (дидактические игры, игры с песком и т.д.). Но всегда стараемся учитывать личный интерес ребенка к определенным играм и упражнениям в воспитании. В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место отводим показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом учитываем индивидуальные проявления каждого ребёнка. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы.
Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуем с более спокойной деятельностью. При этом учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, в развитии физических качеств и сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.). Самостоятельная двигательная активность детей – критерий степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети могут самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.
С целью оптимизации двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание обращаем на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий. При размещении данных пособий учитываем следующие требования:
- инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями);
- должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;
- оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру участка в наиболее безопасных местах;
Для создания новизны и поддержания интереса к действиям, для более организованной самостоятельной двигательной деятельности детям предлагаем не только разнообразный физкультурно-игровой материал, пособия по-разному группируем, показываем способы их применения. Например, кегли используем для метания, перешагивания, ходьбы между ними, как ориентир в играх-эстафетах; обручи – для прыжков, подлезания, метания, прокатывания друг другу, в качестве «домика» в подвижных играх. Это позволяет избежать однообразия двигательной деятельности детей, повышает их двигательную активность, развивает творчество.
При руководстве самостоятельной двигательной деятельностью детей предусматриваем следующие обязательные моменты:
- организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
- закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, на прогулке, после сна, в вечернее время;
- владение опосредованными методами (схемы, видео, наглядность) активизации движений детей.
Все руководство строим только на основе индивидуализации. Для этого:
- наблюдаем за детьми, стараемся видеть всех и при необходимости оказываем помощь;
- предусматриваем каждому ребенку место для движений, оберегаем это пространство;
- привлекаем детей к размещению физкультурных пособий на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;
- снимаем напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбираем пособие для движений, помогаем вопросом, советом;
- пытаемся без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
- отдаём предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; часто меняем их расположение, обеспечиваем сменяемость не только в течение недели, но и дня;
- иногда включаемся в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
- периодически вместе с детьми строим «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учим преодолевать их «по-разному».
Таким образом, все педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям строим с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.
Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, мы, взрослые способствуем развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно прав...
Консультация для воспитателей:"Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею"
Что означает двигательная активность? Основные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям во время самостоятельной двигательной активности....
Выступление на пед. совете "Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке".
Выступление на пед. совете "Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке"....
«Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке, руководство ею »
Консультация для воспитателей...
Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею
Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития спос...