Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею
методическая разработка (старшая группа)

Асеева  Любовь Александровна

Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Что означает двигательная активность? Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня. Сущность и значимость двигательной активности для детей:

 - развитие нервной системы

 -психики

 - интеллекта

- физических качеств

 - формирование личностных качеств

- здоровье

 - психолого-эмоциональное состояние

 Известно, что основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации- малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода!  Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_aseeva_l.a.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

"Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею"

Выступление на педсовете

Подготовила : воспитатель

МБДОО №2 «Ромашка»

Асеева Л.А.

ст.Гиагинская

2018 г.

Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Что означает двигательная активность? Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня. Сущность и значимость двигательной активности для детей:

- развитие нервной системы

-психики

- интеллекта

- физических качеств

- формирование личностных качеств

- здоровье

- психолого-эмоциональное состояние

Известно, что основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации- малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода! Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:

  • активность в процессе физического воспитания;
  • физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
  • спонтанная физическая активность в свободное время.

Самостоятельная двигательная деятельность, возникает по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Поэтому двигательная среда в группе насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарѐм, способствующим развитию игр. Для стимулирования двигательной активности на участке я для детей создаю полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Мы с детьми организуем пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Я с детьми беру игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)

Мы знаем, что большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей. Зимой самостоятельная двигательная деятельность детей более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п. В разное время года я продумываю различные двигательные задания. Например, летом — добежать до березы, кустарника, проскакать по дорожке до определенного ориентира, подлезть под кустик, допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями, и позвонить в колокольчик или снять ленту и т. п. Зимой даю детям задания: пройти по снежному валу , перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п. Всѐ указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности отображаю в плане воспитателя.

Организую самостоятельную двигательную деятельность в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

Самостоятельная двигательная активность детей – это критерий степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

С целью оптимизации двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание обращаю на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий.

Я учитываю при размещении данных пособий следующие требования :

  • инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями);
  • должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;
  • оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру участка в наиболее безопасных местах;

Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей чередуются с более спокойными. Важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Для создания новизны и поддержания интереса к действиям, для более организованной самостоятельной двигательной деятельности мы не только предлагаем детям разнообразный физкультурно-игровой материал, но и по-разному группируем пособия, показываем способы их применения. Например, кегли использ для метания, перешагивания, ходьбы между ними, как ориентир в играх-эстафетах; обручи – для прыжков, подлезания, метания, прокатывания друг другу, в качестве «домика» в подвижных играх. Это позволяет избежать однообразия двигательной деятельности детей, повышает их двигательную активность, развивает творчество.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

  • организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
  • закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, на прогулке, после сна, в вечернее время;

Все руководство строится только на основе индивидуализации. Поэтому я осуществляю наблюдения

  • за детьми, стремлюсь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;
  • нахожу каждому ребенку место для движений;
  • привлекаю детей к размещению физкультурных пособий на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;
  • снимаю напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом;
  • пытаюсь без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
  • отдаю предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;
  • иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
  • периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному».

Таким образом, все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.

Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей,

взрослые способствуют, развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно прав...

Консультация для воспитателей:"Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею"

Что означает двигательная активность? Основные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям во время самостоятельной двигательной активности....

Доклад:"Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке и руководство ею"

Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке и руководство ею...

«Самостоятельная деятельность двигательной активности детей на прогулке и руководство ею»

Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является прогулка. Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке  возникает по инициативе детей. Она дает широкий...

Консультация для педагогов "Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей на прогулке"

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей.Двигательная активность- это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием ...