Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею
методическая разработка (старшая группа)
Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Что означает двигательная активность? Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня. Сущность и значимость двигательной активности для детей:
- развитие нервной системы
-психики
- интеллекта
- физических качеств
- формирование личностных качеств
- здоровье
- психолого-эмоциональное состояние
Известно, что основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации- малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода! Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
"Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею"
Выступление на педсовете
Подготовила : воспитатель
МБДОО №2 «Ромашка»
Асеева Л.А.
ст.Гиагинская
2018 г.
Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Что означает двигательная активность? Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня. Сущность и значимость двигательной активности для детей:
- развитие нервной системы
-психики
- интеллекта
- физических качеств
- формирование личностных качеств
- здоровье
- психолого-эмоциональное состояние
Известно, что основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации- малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода! Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.
В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:
- активность в процессе физического воспитания;
- физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;
- спонтанная физическая активность в свободное время.
Самостоятельная двигательная деятельность, возникает по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Поэтому двигательная среда в группе насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарѐм, способствующим развитию игр. Для стимулирования двигательной активности на участке я для детей создаю полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Мы с детьми организуем пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Я с детьми беру игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)
Мы знаем, что большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей. Зимой самостоятельная двигательная деятельность детей более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п. В разное время года я продумываю различные двигательные задания. Например, летом — добежать до березы, кустарника, проскакать по дорожке до определенного ориентира, подлезть под кустик, допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями, и позвонить в колокольчик или снять ленту и т. п. Зимой даю детям задания: пройти по снежному валу , перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п. Всѐ указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности отображаю в плане воспитателя.
Организую самостоятельную двигательную деятельность в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
Самостоятельная двигательная активность детей – это критерий степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.
С целью оптимизации двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание обращаю на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий.
Я учитываю при размещении данных пособий следующие требования :
- инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями);
- должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;
- оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру участка в наиболее безопасных местах;
Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей чередуются с более спокойными. Важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Для создания новизны и поддержания интереса к действиям, для более организованной самостоятельной двигательной деятельности мы не только предлагаем детям разнообразный физкультурно-игровой материал, но и по-разному группируем пособия, показываем способы их применения. Например, кегли использ для метания, перешагивания, ходьбы между ними, как ориентир в играх-эстафетах; обручи – для прыжков, подлезания, метания, прокатывания друг другу, в качестве «домика» в подвижных играх. Это позволяет избежать однообразия двигательной деятельности детей, повышает их двигательную активность, развивает творчество.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:
- организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
- закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, на прогулке, после сна, в вечернее время;
Все руководство строится только на основе индивидуализации. Поэтому я осуществляю наблюдения
- за детьми, стремлюсь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;
- нахожу каждому ребенку место для движений;
- привлекаю детей к размещению физкультурных пособий на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;
- снимаю напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом;
- пытаюсь без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
- отдаю предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;
- иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
- периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному».
Таким образом, все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.
Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей,
взрослые способствуют, развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно прав...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-204048-1360864251.jpg)
Консультация для воспитателей:"Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею"
Что означает двигательная активность? Основные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям во время самостоятельной двигательной активности....
«Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке, руководство ею »
Консультация для воспитателей...
Доклад:"Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке и руководство ею"
Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке и руководство ею...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/12/picture-1066191-1544579094.gif)
«Самостоятельная деятельность двигательной активности детей на прогулке и руководство ею»
Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является прогулка. Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке возникает по инициативе детей. Она дает широкий...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/25/picture-1177754-1685029959.jpg)
Консультация для педагогов "Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей на прогулке"
Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей.Двигательная активность- это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием ...