МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
методическая разработка
Использование «Кроссенса» на занятиях как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.15 КБ |
![]() | 494.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Старший воспитатель МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска
Цель: продемонстрировать использование «Кроссенса» на занятиях как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.
Планируемый результат: принятие и применение данного метода участниками мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас и представить свой мастер-класс.
СЛАЙД 1. Тема моего мастер-класса – «Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».
Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…
СЛАЙД 2. Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)
СЛАЙД 3. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)
А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)
Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.
А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?... В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.
СЛАЙД 4. Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.
Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? (буква О)
СЛАЙД 5. На слайде показана схема чтения этого кроссенса по типу Солнышко. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.
СЛАЙД 6. Есть ещё способ установления ассоциативных связей по типу Улитка. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.
В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления. Попробуем?
СЛАЙД 7. Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате?
- Дети играют на площадке…
- Дети убирают брошенный мусор на площадке…
- Мусор убирают с помощью веника…
- Метла – это уличный веник…
- Метлой можно подметать листья…
- Когда падает много листьев это листопад…
- Листья можно убрать граблями…
- Сложить в телегу и вывезти…
- Кто это делает, убирает площадки? (Дворник)
Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…
СЛАЙД 8. Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. В этом кроссенсе все слова содержат цифру 7.
СЛАЙД 9-10. Осваивать кроссенс из 9 картинок для детей сразу сложно, поэтому нужно начать с 2х картинок, усложняя до 3х, 4х и так далее.
А сейчас я предлагаю поработать в парах над разгадкой следующего кроссенса. (Раздаются листы с заданием, звучит музыка, идёт работа в парах.)
Кто готов озвучить своё решение кроссенса?
«Улыбка» - результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Шарами украшают новогоднюю ёлку. А этот новый год – год собаки. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)
О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое.
А были другие ассоциации?.. Объясните свою трактовку связей по картинкам… Моя задумка о связи ёлки и собаки иная…
Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.
Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.
СЛАЙД 11. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…
- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.
- Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.
- Найти связи между элементами, определить последовательность.
- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.
- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.
Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).
Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!... Я благодарю вас за работу.
А закончить хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески. Спасибо за внимание…
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Детский дизайн- как средство развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей дошкольников"
Мой опыт работы: как я использую детский дизайн в разных видах детской деятельности....

Мастер-класс «Детский дизайн - как средство развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей дошкольников»
Мастер-класс...

1. Мастер-класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления обучающихся ДОО"
Материал предназначен для воспитатателей старшей группы. В основе мастер-класса - исследовательская деятельность....
«Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления.
Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, худож...

Презентация к Мастер-классу«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Презентация к Мастер-классу«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников&r...

Мастер- класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности....

МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Консультация для воспитателей детского сада...