1. Мастер-класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления обучающихся ДОО"
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме
Материал предназначен для воспитатателей старшей группы. В основе мастер-класса - исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
- Мастер-класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления обучающихся ДОО
Мастер-класс
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Путём исследовательских действий и экспериментирования педагоги формируют у обучающихся навык находить разные способы решения одной задачи, формируя основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям.
К. Е. Тимирязев «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл».
-Давайте мы с вами вместе уточним, что же исследовательская деятельность помогает нам развить в ребенке?
Исследовательская деятельность помогает развивать в ребенке:
- представления об окружающем мире
- мыслительные процессы
Мы не будем забывать, что в основу исследовательской деятельности ложится…
- игровая деятельность
А какие же навыки развиваются у детей?
Исследовательская деятельность:
- наблюдательность
- расширение кругозора
- углубление знаний
-усидчивость
- аккуратность
А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Такую деятельность можно провести с детьми старшей группы в конце учебного года. Дети в этом возрасте владеют достаточной информацией о свойствах различных предметов и явлений. Сказка называется «Удивительная прогулка Маши…..»
Однажды девочка Маша решила навестить своего друга Медведя. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная. По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Рядом находилось еще небольшое озерцо, в нём она увидела, как маленькие разноцветные рыбки, похожие на виноградинки, резвились на солнышке. Они то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Маша заторопилась к своему другу Медведю, но увидела, как на цветах сидели разноцветные бабочки, которые заинтересовали девочку. Она поймала одну из них и посадила её в банку, и чтобы она не вылетела, накрыла плёнкой.
Но тут сильный подул ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошел дождь.
( Звучит шум дождя)
Дождь быстро кончился, и девочка увидела, что бабочка в банке увеличилась в размере. (Почему так показалось Маше?)
Опыт № 3
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например бабочку, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
И тут она увидела колодец, а вокруг него прыгала птичка – ей очень хотелось пить, но она не могла достать воды. Тогда Маша решила ей помочь. (Как это Маше сделать?)
Опыт №4
В ёмкость с водой добавляются камушки, и вода поднимается к верху.
Шла, шла Маша и увидела перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие насекомые и громко жужжали, это были пчелы.
Опыт № 5
Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.
И тут Маша увидела, что ей навстречу идёт её друг Медведь и несёт ей в подарок два воздушных шарика. Медведь держал шарики в своей лапе так, что они были на одном уровне. Маша с радостью приняла подарок, но один шарик зацепился за ветку и лопнул.
Опыт №6
Воздушные шары, палочка, нитки. (Вывод – Воздух имеет вес)
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов к нам:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему бабочка увеличивается в размерах?
4. Почему вода поднимается вверх?
5. Почему пчёлы летят на цветы?
6.Почему надутый шарик тяжелее лопнувшего?
Обсуждение экспериментов с педагогами.
Ведущий. Я хочу закончить мастер-класс китайской мудростью:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр:
То, что мы слышим - 10 %.
То, что мы видим - 50 %.
То, что мы делаем сами - 90 %.
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата. Желаю успехов! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс по теме «Использование современных пластических материалов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста по обучению лепки»
Цветы из жидкого фарфора...
Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...
Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....
«Проектный метод обучения в развитии творческой активности обучающихся»
Мастер - класс для педагогов...
Презентация к Мастер-классу«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Презентация к Мастер-классу«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников&r...
Мастер- класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности....