Мастер- класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
материал по окружающему миру
Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Цель:
Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).
- Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
Воспитательные:
- Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и
экспериментов.
- Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Развивающие:
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Развивать стремление к поисковой деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
Материалы и оборудование:
- сюрпризный момент - кукла Маша, медведь.
- зелёная ткань-поляна.
- таз с водой, изображающий пруд - 2шт.
- цветы из бумаги с закрученными лепестками к центру на каждого ребёнка.
- Ёмкость с газированной водой, Несколько виноградин
- Банка 1 л, кубики льда, крышка с дырочками
- Банка 0,5 л, плёнка пищевая, резинки, бабочки
- Ёмкость с водой, камушки
- Воздушные шары, зубочистки
Дети - прирожденные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий и переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришёл.
Любознательность – это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.
В старшем дошкольном возрасте у детей возрастает потребность изучения и познания окружающего мира, которые находят отражение в форме поисковой исследовательской деятельности, что приводит к новым познавательным результатам детей.
Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню. Дай попробовать, и я пойму». Детьми усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает всё сам.
Во время исследований я использую театрализованную деятельность. Игровые приемы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие вопросы, проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.
Считаю - это эффективный метод, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме – сказки.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Сказка называется «Удивительная прогулка Маши…..»
Однажды девочка Маша решила навестить своего друга Медведя. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная. По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша увидела, что эти прекрасные цветы начинают распускаться.
Опыт №1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Загните лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Посмотрите, лепестки начинают распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Рядом находилось еще небольшое озерцо, в нём она увидела, как маленькие разноцветные рыбки, похожие на виноградинки, резвились на солнышке. Они то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали.
Опыт №2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Маша заторопилась к своему другу Медведю, но увидела, как на цветах сидели разноцветные бабочки, которые заинтересовали девочку. Она поймала одну из них и посадила её в банку, и чтобы она не вылетела, накрыла плёнкой.
Но тут подул сильный ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошел дождь. ( Звучит шум дождя)
Опыт №3
Налейте в литровую банку горячей воды. Банку закрыть крышкой с дырочками, сверху положить несколько кубиков льда. Что произойдёт? Лёд будет таять от тёплого воздуха, дырочки будут стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Дождь быстро кончился, и девочка увидела, что бабочка в банке увеличилась в размере. (Почему так показалось Маше?)
Опыт №4
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например бабочку, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
И тут Маша увидела колодец, а вокруг него прыгала птичка – ей очень хотелось пить, но она не могла достать воды. Тогда Маша решила ей помочь. (Как это Маше сделать?)
Опыт №5
В ёмкость с водой добавляются камушки, и вода поднимается к верху.
Маша увидела, что ей навстречу идёт её друг Медведь и несёт ей в подарок два воздушных шарика. Медведь держал шарики в своей лапе, так, что они были на одном уровне. Маша с радостью приняла подарок, но один шарик зацепился за ветку и лопнул.
Опыт №6
Воздушные шары, палочка, нитки. (Вывод – Воздух имеет вес)
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов к нам:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему идёт дождь
4. Почему бабочка увеличивается в размерах?
5. Почему вода поднимается вверх?
6. Почему воздушный шарик тяжелее лопнувшего?
Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата. Желаю успехов! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников»
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» с использованием методов арт - терапии для достижения лучших результатов на занятиях по ху...
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
1. Мастер-класс «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления обучающихся ДОО"
Материал предназначен для воспитатателей старшей группы. В основе мастер-класса - исследовательская деятельность....
Мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"
Выступление+мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"...
Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...
Презентация к Мастер-классу«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Презентация к Мастер-классу«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников&r...