Мастер-класс «Детский дизайн - как средство развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей дошкольников»
презентация к уроку (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мой опыт работы
по теме: «Детский дизайн - как средство развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей дошкольников»
слайд №1
В соответствии с ФГОС ДО в области Художественно-эстетического развития ребенка, основными задачами образовательной деятельности являются:
- развитие у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с
разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
в т.ч. народного творчества.
- развитие способностей к восприятию музыки, худ.литературы, фольклора;
- приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития
потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в
воплощении художественного замысла.
Актуальность заявленной темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию инициативы, самостоятельности и собственного творчества ребенка. На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественно-продуктивной деятельности дошкольников – детский дизайн.
Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности.
В практике детского сада нередко детская продукция после художественно-дидактических занятий складывается в папки и коробки и далее лежит не востребованная – это еще не детский дизайн.
слайд №2
Детский дизайн – это современный особый вид художественной деятельности детей, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование и художественный труд.
Заняться проблемой детского дизайна меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом.
Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это мама. Она одета в красивое платье, на голове красивая прическа, на ногах туфли на каблуках, а в руках красивая сумочка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии... И смысл изображения понятен только маленькому художнику.
А какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.)? На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они часто бывают более ценными и значимыми, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество?
Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь всё, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.
слайд №3
Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами дизайн - деятельности.
слайд №4
Задачи:
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности;
-развивать креативное мышление и творческие способности детей:
- создавать возможности для творческого самовыражения: поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов;
- развивать любознательность и познавательную активность детей;
- поддерживать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн-деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений.
слайд №5
Специфика детского дизайна:
-доступность для детей с разным уровнем развития художественных и технических навыков в изобразительной деятельности;
- нестандартность мышления;
- потребность ребенка в практической деятельности (самостоятельное творчество);
- практическая значимость, уникальность и неповторимость;
слайд №6
Направления детского дизайна:
- «Аранжировка» - это развитие традиций детского рукоделия с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера (это могут быть композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций).
- «Дизайн одежды» - ознакомление с культурой одежды и некоторыми доступными детям способами создания рисунков-эскизов, фасонов и декоративной отделки платьев (это костюмы для персонажей литературных произведений, м/фильмов, спектаклей, а так же для себя - одежды повседневной и праздничной).
- «Декоративно-пространственный дизайн»- декоративное оформление облика здания и ландшафта, эстетизация кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат к праздникам (это могут быть макеты комнат, домиков).
слайд №7
Чтобы освоить новую художественно-продуктивную деятельность - детский дизайн, развить инициативу и самостоятельность, вызвать интерес к своему творчеству,
я , начиная с младшего возраста, широко использовала в своей работе нетрадиционные техники изображения, знакомила с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов:
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование по цветной бумаге;
-монотипии (целлофан, бумага, оргстекло);
-рисование через копировальную бумагу;
-рисование пластилином;
-пальцевая живопись;
- рука-трафарет;
-кляксография;
- приемы “набрызг”, метод тычка;
А работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый) развивает сенсорные способности, интеллект ребенка.
Советую, помогаю, направляю деятельность детей, мастерю вместе с ними.
Слайды №8 – 15 (фото нашей группы)
Все это мы с детьми собираем в коллажи и размещаем в интерьере нашей группы.
Слайд №16
Такое использование новой художественно-продуктивной деятельности – детского дизайна :
- формирует надежную ориентацию в окружающем их предметном мире;
- учит понимать, что красиво, а что нет, где какая-либо вещь будет уместной, а где напротив, неприемлемой;
- помогает разобраться, как организовать свое предметное окружение, чтобы оно было комфортным, приятным, одухотворенным;
- удивляет своей непредсказуемостью.
В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность.
Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение “Я”: “ Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…”. Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.
Слайд №17
А сегодня на мастер-классе, я предлагаю вам выполнить дизайнерскую работу, используя необычные материалы (СД-диски).
Работа называется; «Веселые фото-рамки из СД-дисков»
Очень забавные, весёлые и, кроме того, они оставляют ребёнку простор для фантазии. Можно сделать так, чтобы ребёнок мог переклеивать фотографии по своему усмотрению, менять фоторамки местами и составлять из них какие-то свои композиции.
Слайд №18
А можно приделать к этом рамочкам магнитики с обратной стороны и поселить их на холодильнике.
Слайд №19
И можно вписывать в облачки разные слова, менять, передвигать. Это помимо того, что их можно сделать вместе с ребёнком, вместе выбрать цвет, побудить ребёнка проявить фантазию, если он будет раскрашивать картинки.
Впрочем, что только детям? Рамочки весёлые, могут понравится кому-угодно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Детский дизайн- как средство развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей дошкольников"
Мой опыт работы: как я использую детский дизайн в разных видах детской деятельности....
Мастер-класс Тема: «Использование кинетического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
развитие мелкой моторики и творческих способностей детей через внедрение игр с кинетическим песком...
Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник лепки для развития ручного праксиса и творческих способностей детей с ОВЗ"
Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник лепки для развития ручного праксиса и творческих способностей детей с ОВЗ". Описание видов пластилинографии: прямая, обратная, мозаичная, мн...
Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей дошкольного возпаста. Умение классифицировать – одна из составляю...
Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
Мастер-класс васкрывает значимость кругов Луллия в работе с детьми...
Развитие инициативы, самостоятельности и интеллектуальных способностей дошкольников посредством STEAM - технологий в процессе познавательно - исследовательской деятельности и научно - технического творчества.
Что же нужно знать о STEАM технологии? О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, бы...
Мастер - класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»
Детей не сложно удивить.Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство дошкольника.Они становятся активными участниками, интересуются ...