Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего возраста".
консультация (младшая группа)

Кошельникова Наталья Александровна
Значение художественной литературы к приобщении детей к трудовому воспитанию детей младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

«Радость труда – могучая воспитательная сила.

В годы детства каждый ребенок должен

пережить это благородное чувство».

В. А. Сухомлинский.

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.

Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте

С детьми младшего дошкольного возраста труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия, которые дети производят на первых порах совместно со взрослым, например: расставить салфетницы на стол, принести лейку, снять с куклы платье для стирки, собрать крупный мусор на участке. И пусть их труд совсем незначителен, но мы всё равно стараемся их поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

Давая детям элементарные представления о труде дворника, шофера, повара, медсестры, нужно обращать их внимание на добросовестное отношение взрослых к работе (работают старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения, привлекать внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым (посмотрите Алена Степановна смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прополоскала тряпку, опять отжала и т. д.), рассматривать с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. И обязательно подчеркиваю конечный результат труда (Алена Степановна вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей формируется желание участвовать в труде, воспитываю положительное отношение к труду взрослых.
Труд должен быть посильным для детей, важно также, чтобы труд завершался наглядным результатом – тогда дети осознают его значимость, необходимость
(«Хорошо, что Коля счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть», «Настенька протерла стол, на нем теперь можно рисовать» и т. п.).

Со второго полугодия детям начинаю прививать умения и навыки дежурства по столовой. Для этого использую «алгоритм дежурства», который мы сначала рассматриваем, проговариваем и вывешиваем в уголке «Дежурства». На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью помощника воспитателя, затем – с его незначительной помощью. Для того чтобы детям легче было запомнить правильность сервировки стола используют дидактические игры «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки».

В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать народное творчество, художественную литературу. Во время режимных моментов, например, во время умывания, потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Например, такие как: «Ай, лады, лады не боимся мы воды…», «Кран, откройся нос умойся…», «Чистая водичка моет Саше личико, Анечке-ладошки, а пальчики-Алёшке».

Помогает потешка и в процессе кормления, например: «Умница Катенька ешь кашку сладеньку…», «Ай ту-ту-ту-ту не вари кашу круту…».

Также дети не всегда любят причёсываться, заплетать косички, веселее эта процедура пройдет с потешкой: «Расти коса до пояса…». В потешке «Пальчик-мальчик где ты был…» дети воспринимают мальчика-пальчика как трудолюбивого, доброжелательного, заботящегося о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так, успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть… » Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко… », «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить. » и др. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки. Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей! В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками. Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша. Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению. Была бы охота – заладится всякая работа. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств. Использование данной разработки, поможет педагогам, грамотно спланировать трудовую деятельность, тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого, то, что его труд необходим. Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д. Оценивая работу каждого дежурного, также использую игровой прием. Например, Петрушка говорит: «Не очень мне понравилось, как дежурили сегодня Саша и Оля. Они работали медленно, отнимали друг у друга ложки, поставили салфетницу не на место, получилось некрасиво. Сейчас они все поправят, и я сяду за их столы, а пока посижу за столом, который накрыли Света и Таня». Воспитывая у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке, можно использовать правило «Каждой игрушке своё место» или использовать стишок: Ну, теперь за дело дружно — Убирать игрушки нужно! Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности. Если ребёнок с неохотой отзывается на работу, шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение взрослого, поставят ребёнка перед выбором формы поведения: Люди жать, а мы с поля бежать. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. Бывает в детских отношениях и негативное проявление: дети сердятся друг на друга, пытаются доказать что-либо силой. Пословицей можно смягчить ситуацию, побудить ребёнка к поиску другого решения конфликта: На сердитых воду возят, на надутых кирпичи. Без друга в жизни туго. Чтобы подчеркнуть, что дети вложили много старанья в свою работу и она получилась качественной: Какие труды, такие и плоды. Золотые руки - золотые дела. Если ребёнок решает участвовать, надо поддержать его радостной улыбкой, жестом. Воспитатель: «Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?». Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали планирование как важное условие успешной деятельности. Семь раз примерь – один раз отрежь. Ум хорошо, а два лучше. Если дети робки в работе, их нужно поддержать: Глаза страшатся, а руки делают. Смелый города берёт. Тем, кто отвлекается во время работы: Где много слов, там мало дела. Играй, играй, да дело знай. В процессе работы испытывают трудности и сами стараются преодолеть их, то таких детей нужно подержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: Горькая порой работа, да хлеб от неё сладок. Терпенье и труд всё перетрут. Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил несоответствующий своим возможностям результат, педагог может пожурить: Делавши смеялись, а сделавши плачем. И готово, а бестолково.

Таким образом, в формировании трудовой направленности важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: побуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребёнка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»

А.С.Макаренко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.На сегодняшний день одной из ос...

Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, це...

Консультация с сообщением опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, о...

Отчет из опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего возраста»

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характе...

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».В. А. Сухомлинский....

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста....

презентация " Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

презентация " Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"...