Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы
консультация по художественной литературе (младшая группа)
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.
На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.
Актуальность проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_hudozhestvennoy_literatury_folklora_na_trudovoe_vospitanie_.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 24 комбинированного вида"
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы
Воспитатель: Бережная Татьяна Михайловна
2019 год
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.
На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.
Актуальность проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд - это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общих трудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказываний:
«Труд - первое условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека»
Великий педагог Сухомлинский писал: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. В воспитании дошкольников успешно применяется и фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Цель трудового воспитания дошкольника: формирование положительного отношения ребенка к труду.
Задачи трудового воспитания в ДОУ:
1. Обучение трудовым умениям и навыкам;
2. Воспитание интереса к труду и трудолюбию, ответственности и самостоятельности;
3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженику и результатам его труда, стремлениям, оказывать посильную помощь;
4. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия, т.е. учиться трудиться в коллективе.
Виды труда
1. Навыки самообслуживания (умывание, одевание и т. д, широко используют потешки)
«Водичка, водичка»;
«Чистая водичка»; «Ой лады, лады»;
«Из колодца принесла курочка водицы, и ребята всей гурьбой побежали мыться»;
«Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся,
грязь смывайся!»
2. Хозяйственно – бытовой труд
(потешки, пословицы, поговорки и стихотворения о труде)
Стихотворение Я. Акима «Неумейка»
…В квартире
Над ними
Жил мальчик Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он
Игрушки.
Услышав про адрес,
Смутился
Андрейка:
- Не думайте, дядя,Что я - Неумейка!
Я, дядя,Ещё не окончил Игру.
Вот выстрою
Домик
И всё уберу…
Хозяйственно-бытовой труд
1. Помощь няне;
2. Полив Цветов.
Хозяйственно-бытовой труд (дежурство по столовой)
3. Труд в природе
Т. Чавдар стихотворение «Труд детей в природе»
…Листопад, листопад
листья яркие летят,
убираем мы дорожки,
подметаем тротуар -
лист кленовый,
лист рябины -
желтый, красный, расписной
соберем в букет красивый
В зиму заберем с собой!
Будем мастерить поделки,
весну в гости торопить…
будем матушку-природу
мы за все благодарить!
4. Ручной и художественный труд
(создание коллективных работ по мотивам прочитанных произведений)
Воспитание трудового коллективизма при чтении русских народных сказок.
Мотивацию к трудовой деятельности вызывают прослушивание и заучивание народных прибауток:
«Сорока-сорока»
кашу варила,
деток кормила.
Этому дала,
этому дала,
этому дала,
этому дала,
А этому не дала:
ты воды не носил,
дров не рубил,
каши не варил —
тебе нет ничего!
Совершенствование трудовых навыков:
Расширение кругозора.
Знакомство с профессиями. Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, в процессе беседы читать стихи Б. Заходера:«Шофер» «Сапожник». Дети быстро запоминают эти стихи. Читая произведение, К. Чуковского «Айболит» малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают.
Русские пословицы о труде для детей
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Кто не работает, тот не ест.
Была б лишь охота - наладится каждая работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Кончил дело - гуляй смело.
Делу - время, потехе - час.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Труд кормит, а лень портит.
Загадки, связанные с трудовой деятельностью для детей
«Молодцом тебя зовут
если очень любишь …(труд);
«Хочешь первым всегда быть,
и здоровым жить?
Мой совет: ты не ленись,
А работай и …(трудись)»
«Хлопотун Егорка
взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
оглянулся - чистый пол!...(веник)»
Роль русских народных сказок в трудовом воспитании детей
«Мороз Иванович»
«Разные колеса»
«Царевна лягушка»
Вывод: в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц, сказок, потешек и прибауток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, це...
Консультация с сообщением опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, о...
Отчет из опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего возраста»
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характе...
Педагогический совет деловая игра №4: Тема: «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (из опыта работы).
1.Обучение трудовым умениям и навыкам 2.Воспитание интереса к труду и трудолюбия, ответственности и самостоятельности 3.Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженик...
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».В. А. Сухомлинский....
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста....
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы
Цель трудового воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и ФОП ДО :- Формирование положительного отношения ребенка к трудуЗадачи трудового воспитанияОбучение детей трудовым уме...