Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Радость труда – могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребенок должен
пережить это благородное чувство».
В. А. Сухомлинский.
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.
Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте
С детьми младшего дошкольного возраста труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия, которые дети производят на первых порах совместно со взрослым например (расставить хлебницы на стол, принести лейку, снять с куклы платье для стирки, собрать крупный мусор на участке). И пусть их труд совсем незначителен, но мы всё равно стараемся их поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.
Давая детям элементарные представления о труде дворника, шофера, повара, медсестры, обращаю их внимание на добросовестное отношение взрослых к работе (работают старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения, привлекаю внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым (посмотрите Сакаева Амелия смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прополоскала тряпку, опять отжала и т. д.), рассматриваем с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. И обязательно подчеркиваю конечный результат труда (Амелия вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей формирую желание участвовать в труде, воспитываю положительное отношение к труду взрослых.
Труд должен быть посильным для детей, важно также, чтобы труд завершался наглядным результатом – тогда дети осознают его значимость, необходимость («Хорошо, что Коля счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть», «Настенька протерла стол, на нем теперь можно рисовать» и т. п.).
Со второго полугодия детям начинаю прививать умения и навыки дежурства по столовой. Для этого использую «алгоритм дежурства», который мы сначала рассматриваем, проговариваем и вывешиваем в уголке «Дежурства». На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью помощника воспитателя, затем – с его незначительной помощью. Для того чтобы детям легче было запомнить правильность сервировки стола использую дидактические игры «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки».
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую народное творчество, художественную литературу.
Во время режимных моментов, например, во время умывания, потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
«Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды… »
«Кран, откройся
Нос умойся… »
«Чистая водичка моет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Алешке»
Помогает потешка и в процессе кормления:
«Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку… »
«Ай ту-ту-ту-ту
Не вари кашу круту… »
Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса… »
В потешке «Пальчик – мальчик где ты был… » дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.
Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так, успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть… »
Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко… », «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить. » и др.
Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей!
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.
Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.
Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.
Была бы охота – заладится всякая работа.
- Доброе начало – половина дела.
- Кто труда не боится, того и лень сторонится.
- К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
В полплеча работа тяжёлая, оба подставишь – легче справишь
Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.
Использование данной разработки, поможет педагогам, грамотно спланировать трудовую деятельность, тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого, то, что его труд необходим.
Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.
Оценивая работу каждого дежурного, также использую игровой прием. Например, Петрушка говорит: «Не очень мне понравилось, как дежурили сегодня Саша и Оля. Они работали медленно, отнимали друг у друга ложки, поставили салфетницу не на место, получилось некрасиво. Сейчас они все поправят, и я сяду за их столы, а пока посижу за столом, который накрыли Света и Таня». Воспитывая у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке, использую правило, которое существует в нашей группе «Каждой игрушке своё место» или использую стишок:
Ну, теперь за дело дружно —
Убирать игрушки нужно!
Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц.
Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по трудовому воспитанию детей. Прививая детям культурно – гигиенические навыки, такие как: самообслуживание, умывание, одевание и т. д., широко использую потешки, например:
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают
Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности.
- .
Если ребёнок с неохотой отзывается на работу, шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение взрослого, поставят ребёнка перед выбором формы поведения:
- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, поди я ложка?
- Люди жать, а мы с поля бежать.
- В работе разгар, а он на базар.
- У лодыря Егорки всегда отговорки.
- Люди пахать, а он руками махать.
- В одиночку не одолеешь и кочку.
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Бывает в детских отношениях и негативное проявление: дети сердятся друг на друга, пытаются доказать что-либо силой. Пословицей можно смягчить ситуацию, побудить ребёнка к поиску другого решения конфликта:
- Не велик, а грозен.
- Раздулся, что мышь на крупу.
- На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
- Сила – хорошо, а ум – лучше.
- А доброе сердце всё покрывает.
- Кто в нраве крут, тот никому не друг.
- На что с тем дружиться, кто охоч браниться?
- Ссора может привести к потере друзей:
- Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Без друга в жизни туго.
- Без друга на сердце вьюга.
- Согласье крепче каменных стен.
Чтобы подчеркнуть, что дети вложили много старанья в свою работу и она получилась качественной:
- Какие труды, такие и плоды.
- Золотые руки - золотые дела.
- Каков мастер – такова и работа.
- Кто работы не боится, у того и работа спорится.
- Дело мастера боится.
Если ребёнок решает участвовать, надо поддержать его радостной улыбкой, жестом. Воспитатель: «Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?». Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали планирование как важное условие успешной деятельности.
- И по малу делу большая дума.
- Голова научит – руки сделают.
- Семь раз примерь – один раз отрежь.
- Чем больше науки – тем умнее руки.
- Ум хорошо, а два лучше.
Если дети робки в работе, их нужно поддержать:
- Лиха беда начала.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Смелый города берёт.
Воспитатель может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:
- Под лежачий камень, вода не течёт.
- Не бравшись за топор, избы не срубишь.
- Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
- Не замоча рук, не умоешься.
- Волков бояться – в лес не ходить.
Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него.
- Умел начать, умей и оканчивать.
- Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
- Не мудрено начать, мудрено кончить.
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Если кто-то из детей до окончания работы готов похвастаться результатами работы, педагог предупреждает, что лучше сделать, а не обобщать:
- Хвастливое слово гнило.
- Говорить легко, делать трудно.
Тем, кто отвлекается во время работы:
- Где много слов, там мало дела.
- Большой говорун – плохой работун.
- Дела не вершок, а слов с мешок.
- Языком не торопись, а делом не ленись.
- Меньше бы говорил, а больше бы делал.
- Работа с зубами, а лень с – языком.
- Один пашет, а семеро руками машут.
- Люди за дело, а мы за безделье.
- Играй, играй, да дело знай В процессе работы испытывают трудности и сами стараются преодолеть их, то таких детей нужно подержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда:
- Горькая порой работа, да хлеб от неё сладок.
- Горька работа, сладок хлеб.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Над чем постараешься, тому и порадуешься.
- За один раз и дерева не срубишь.
- Всякое уменье трудом даётся.
- Дело учит, и мучит и кормит.
Дети проявляют поспешность, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как:
- Делом спеши, а людей не смеши.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Тише едешь, дальше будешь.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Авось да как-нибудь до добра не доведут.
- Кто делает все на авось, у того всё хоть брось.
А о бойком, ловком, все успевающем умельце педагог говорит:
- Наш пострел везде поспел.
- Один глаз, да зорок – не надо сорок.
- Мала птичка, да коготок востёр.
- Мал телом, да велик делом.
В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучений, замечания будет эффективнее сказать:
- Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь; Не смейся, горох, над бобами: Будешь и ты под ногами.
- Не смейся, квас, не лучше нас!
- Не смейся, горох, не лучше грибов: грибы пожарим и тебя оставим. Видя дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия, педагог поощряет:
- Одной рукой и узла не завяжешь.
- Один в поле не воин.
Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил несоответствующий своим возможностям результат, педагог может пожурить:
- Делавши смеялись, а сделавши плачем.
- И криво, и косо, и на сторону побежало.
- И готово, а бестолково.
- Сбил, сколотил – вот колесо!
Сел, да поехал – ах хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат!
- Тяп, ляп готов корабль
Хотел прокатиться,
Да боюсь утопиться.
По окончанию работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий и отдохнуть веселее:
- Без труда и отдых не сладок.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Конец венчает дело.
- Добрый конец – делу венец.
- Наработался – за ложку берись.
- Лентяй – без ужина спать ложится.
- Работнику – медовые пышки.
А лодырю – еловые шишки.
- Горька работа, да сладок хлеб.
- На чужую работу гдядя, сыт не будешь.
- Работай до поту, так поешь в охоту.
- Ешь досыта, а работай до пота.
Пословицы создают атмосферу уважения к трудолюбивому:
- Всякий человек у дела познаётся.
- Всякое дело человеком ставится, человеком славится.
- Занятого человека и грусть-тоска не берёт.
- Всякому молодцу ремесло к лицу.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Землю красит солнце, а человека - труд.
- Дерево смотри в плодах, а человек – в делах.
- Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Пчела мала, а и то работает.
- Кто любит трудиться, тому и на месте не сидится.
« Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»
А.С.Макаренко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1223900-1583086671.jpg)
Консультация с сообщением опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-773450-1508426719.jpg)
Отчет из опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего возраста»
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характе...
Выступление на педагогическом совете №1 из опыта работы «Роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».
Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданск...
Консультация для воспитателей "Влияние художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом воспитатель формирует ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957137-1507709268.jpg)
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».В. А. Сухомлинский....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-1485315-1695194404.jpg)
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-981116-1512227163.jpg)
презентация " Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
презентация " Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"...