Консультация для педагогов «Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению ОБЖ»
консультация (старшая группа)

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях. И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_interaktivnym_igram_po_bezopasnosti.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению ОБЖ»

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях. И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

В настоящее время во всех странах мира отмечается рост детского травматизма, особенно высок этот показатель в больших городах.

По тяжести и неблагоприятным последствиям на первом месте стоят случаи дорожно-транспортного травматизма и опасные ситуации в быту.

Согласно закону РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, научить безопасному поведению в социуме, природе, быту. Но зачастую, родители сами нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, т.к. недостаточно компетентны в вопросах безопасности жизнедеятельности и не владеют способами обучения детей правилам безопасного поведения в социуме.

Как педагог считаю необходимым прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях, создавать условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Дошкольников необходимо научить понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица) безопасны для жизни и здоровья, как разумно и правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, а в экстремальных – принять единственно верное решение, чтобы избежать тяжёлых последствий.

Но, работая не первый год в группе компенсирующей направленности, я столкнулась с такой проблемой, как отсутствие интереса детей как к обучению в целом, так и к изучению основ безопасности, в частности. У детей полностью отсутствует или быстро угасает познавательная активность в образовательной деятельности. Использование традиционных методов обучения не всегда позволяет добиться решения поставленных задач. В таких ситуациях мне на помощь приходят интерактивные игры.

На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) все более активно внедряются в процесс образования. На ступени дошкольного образования интерактивные игры могут стать помощником в организации познавательного развития. Так как игра – ведущий вид деятельности дошкольников, она имеет широкие возможности для всестороннего развития детей. Интерактивная игра – это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, ощущение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность – инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов.

В организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности, использую интерактивные и мультимедийные средства при моделировании различных ситуаций из окружающей среды, знакомства с правилами безопасного поведения дома и на улице, создания развивающих игр и составления наглядных загадок для актуализации и совершенствования полученных знаний.

Целесообразность использования информационных игровых технологий в развитии познавательного интереса дошкольников подтверждают научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов. Данные исследования показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1. Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины.

2. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

3. Тренируется эффективность, внимания и память.

4. Раньше овладевают чтением и письмом.

5. Активно пополняется словарный запас.

6. Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

7. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность.

8. Развивается воображение и творческие способности.

9. Развиваются элементы наглядно-образного мышления.

Опираясь на научно - исследовательские факты можно сделать вывод, что использование интерактивных игровых технологий в формировании основ безопасности жизнедеятельности способствует формированию учебной мотивации, развитию личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), приучает к «полезным» играм, расширяет кругозор, повышает качества образовательного процесса.

Работу с интерактивными технологиями можно организовать в разных формах: индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач; для решения заданий в паре используется парная форма; при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.

Для проведения интерактивных игр предложен определенный алгоритм:

1. Подбор интерактивных игр педагогом для группы детей. Возможна предварительная работа;

2. Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация должна быть сформулирована доступно и четко;

3. Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия дошкольников;

4. Подведение итогов игры. После окончания интерактивной игры проводится анализ результатов, который включает рефлексию эмоционального и содержательного аспектов.

Представляю вашему вниманию примеры интерактивных развивающих игр, разработанных в программе learningapps (лёнингапс – обучающее приложение), рассчитанные на детей старшего дошкольного возраста.

создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее -- упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения.

Интерактивные игры в союзе с педагогическим мастерством делают процесс ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к изучению правил дорожного движения, противопожарной безопасности и безопасности в быту, дети учатся новым формам сотрудничества друг с другом и с педагогом, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.

Многие родители задаются вопросом о пользе или вреде компьютера для ребенка-дошкольника. В группе проводятся консультации для родителей, разрабатываются памятки, в которых говорится о том, что если соблюдать гигиенические нормы при взаимодействии ребенка с компьютером, осуществлять содержательный отбор игр и систематично проводить физминутки, динамические паузы и гимнастику для глаз, то интерактивные игры могут стать отличным помощником в образовательном процессе ребенка.

Таким образом, нельзя недооценивать применение метода интерактивных игр к развитию у дошкольников познавательного интереса и формированию безопасного образа жизни. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Подвижная игра как средство формирования детских взаимоотношений»

Консультация по теме «Подвижная игра как средство формирования детских взаимоотношений» на основе личного опыта работы....

Консультация для педагогов Тема: Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.

Важнейшее значение развития у детей экологической культуры имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования....

Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям родины»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Народная игра – ка...

Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения.

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения»....

Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края

Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Вз...

Консультация для педагогов «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».

Народные игры — одно из средств развития двигательной активности детей.Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в ...

Консультация для воспитателей «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день мы уже не можем представить мир без информационных ресурсов. Современное общество требует от нас умения работать с компьютером, иметь хорошую интеллектуально-познавательную базу, у...