Консультация для педагогов Тема: Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.
методическая разработка (подготовительная группа)

Прокофьева Анна Викторовна

Важнейшее значение развития у детей экологической культуры имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley.docx35.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.

Экспериментирование   как средство формирование познавательного интереса у детей младшего возраста

 Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок, экскурсий, праздников, занятий по труду в природе, дидактических и подвижных игр, игр-путешествий, чтение природоведческой литературы, организации экологических проектов, акций, конкурсов, выставок и других мероприятий.

Важнейшее значение развития у детей экологической культуры имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Основная особенность этой познавательной деятельности в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление и логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок все должен делать сам, а не быть в роли наблюдателя.

Существуют два вида ориентировочно-исследовательской деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации. Обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.

При реализации направления по экологическому воспитанию создаются условия для проведения опытов и экспериментов. В уголке лаборатории  дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком и другие.

  1. Эксперименты с водой: дети знакомятся со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находиться. Вода имеет температуру: бывает холодной, горячей, прозрачной, не имеет вкуса, запаха. В воде растворяются некоторые вещества (соль, сахар, сода), а некоторые нет. Лед - то же вода, только твердая. Лед легче воды.
  2. Опыты с воздухом. Воздух невидим, прозрачен, легок во всем, бывает теплым, холодным, движется.
  3. Эксперименты с зеркалами- «солнечные зайчики», с мыльными пузырями всегда вызывают восторг. Сведения о звуке «громкие эксперименты» (с музыкальными игрушками), «магнитные». С помощью увеличительного стекла (лупы) дети могут рассматривать предметы, песок, свои руки и т.д.

Необходимо постепенно пополнять уголок разными материалами: песком, почвой, палочками, природным материалом, разными по форме сосудами, ёмкостями для воды, стаканчиками и ситечками, ложечками, проволокой, карточками и схемами.

Работа в уголке-лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности, их нужно обговаривать с детьми заранее:

· Бери только нужные для работы материалы;

· Работай с сыпучими материалами только на подносе;

· Пробовать на вкус можно только то вещество, в котором уверен;

       Руководствоваться  правилами для педагога:

· Не критиковать. Критика враг творчества.

· Уметь видеть за ошибками ребенка работу мысли, поиск собственного решения;

· Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца;

· Подводить итоги исследования. Дети сами должны назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, сформулировать правильный вывод и оценить с вою работу.

При экспериментировании ребята не только усваивают знания, которые давали им взрослые, они активно привносят в этот процесс собственный опыт.

Все дети знают, что человек и природа неразрывно связанны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе родного края, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.

Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок, экскурсий, праздников, занятий по труду в природе, дидактически...

Доклад "Формирование у детей познавательного интереса посредством разнообразных дидактических средств."

Консультация для воспитателей с проведением игр и демонстрацией разнообразных дидактических средств по формированию познавательного интереса у детей...

Консультация для родителей "Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре, через организацию художественной продуктивной и творческой деятельности"

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию...

Консультация для педагогов "«Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста»

laquo;Круги Луллия как средство формированияпознавательного интереса детей дошкольного возраста»...

Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края

Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Вз...