Консультация для воспитателей «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Гусева Наталья Валерьевна

На сегодняшний день мы уже не можем представить мир без информационных ресурсов. Современное общество требует от нас умения работать с компьютером, иметь хорошую интеллектуально-познавательную базу, умения логически мыслить и рассуждать. В дошкольном образовательном учреждении уже начиная с младшего дошкольного возраста, педагоги вводят в игровую деятельность и образовательный процесс работу с интерактивной доской. Ранее дошкольников  обучали только традиционными методами, но в современных условиях стали больше использовать информационно-коммуникативные, которые обладают рядом преимуществ: видя информацию на экране, дети лучше её усваивают, т.к. на экране она ярче, может содержать звуки и движения. Участие в таких играх позволяет ребёнку более уверенно себя чувствовать: переживать эмоциональное состояние героя,  лучше относится к окружающему миру, чувствовать себя более раскрепощённым  и общительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «дс№5 «Крепыш»

Консультация для воспитателей

«Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель :

Гусева Наталья Валерьевна

г.Мегион 2020 г.

Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день мы уже не можем представить мир без информационных ресурсов. Современное общество требует от нас умения работать с компьютером, иметь хорошую интеллектуально-познавательную базу, умения логически мыслить и рассуждать. В дошкольном образовательном учреждении уже начиная с младшего дошкольного возраста, педагоги вводят в игровую деятельность и образовательный процесс работу с интерактивной доской. Ранее дошкольников  обучали только традиционными методами, но в современных условиях стали больше использовать информационно-коммуникативные, которые обладают рядом преимуществ: видя информацию на экране, дети лучше её усваивают, т.к. на экране она ярче, может содержать звуки и движения. Участие в таких играх позволяет ребёнку более уверенно себя чувствовать: переживать эмоциональное состояние героя,  лучше относится к окружающему миру, чувствовать себя более раскрепощённым  и общительным.

В ходе освоения интерактивной игры у дошкольника возникают новые знания и опыт, которые появляются вследствие игрового взаимодействия. Наиболее часто такие игры используют для обучения детей.  Дети нового поколения хорошо приспосабливаются к цифровому пространству. Разум дошкольника способен воспринимать большой объем зрительной информации. Например: картинок, рисунков и ярких текстов.

Дошкольное образование  с  использованием информационно-коммуникационных технологии реализует возможности понимания и развития умения детей ориентироваться в потоках информации, пользоваться ими, а так же обмениваться знаниями  с помощью информационно-технических средств. Очень удобно использование игр подобного плана в дальнейшем - в ходе усвоения образовательной программы в школе, т.к. в тоже время дети отдыхают и проявляют интерес.

Но не надо забывать о некоторых рекомендациях:  необходимо учитывать имеющиеся у дошкольников знания,  полученные в ходе образовательного процесса и самостоятельной деятельности, интерактивные пособия должны быть созданы с учетом психолого-педагогических рекомендаций и норм СанПиН.

Несмотря на многообразие интерактивных игр, алгоритм проведения у них достаточно универсален:

  • Игра должна соответствовать данной возрастной группе и теме, должна содержать цель, которую нужно достичь.
  • В любой игре, в том числе интерактивной, существуют правила или условия, которые позволяют детям понять, что нужно сделать, чтобы выиграть.
  • Игра может состоять из нескольких этапов. В зависимости от особенностей конкретной игры, педагог может вносить определенные изменения в ее ход, если это оговорено объявленными участникам правилами.
  • При завершении игры обязательно проводится анализ, в ходе которого  будет выявлено: какие эмоции испытывали участники в процессе игры и по окончанию её, какие действия предпринимали и  какой результат был получен.

На пример, интерактивная игра для младших дошкольников «Собери овощи и фрукты», в ходе нее дети учатся анализировать и классифицировать объекты, выделяя их свойства. Осваивая игру, дошкольники самостоятельно играют, выбирая, к какой группе относятся фрукты и овощи, что способствует развитию образного мышления и закреплению классификации. Для игры следует брать не целую группу, а подгруппу детей или играть индивидуально, так как каждый ребенок хочет попробовать и когда фрукт или овощ достается другому, ребёнок чувствует себя не комфортно.  У дошкольника должно быть право выбора и формироваться чувство уважения к выбору другого ребёнка. С помощью игры у ребёнка развиваются познавательные способности и предоставляется возможность проявить себя. К тому же, каждый ребенок испытывает желание поиграть на интерактивной доске, поэтому даже дети, которые некомфортно чувствуют себя - тоже  проявляют себя в активной позиции, а  некоторые могут занять лидирующие роли.

Итак, современный мир богат разнообразием электронных ресурсов, которые помогают детям эффективно развиваться, а способствуют этому интерактивные игры. Интерактивные игры не только совершенствуют (обучают) дошкольника, но и дают ему возможность принятия собственного решения и право выбора. С помощью интерактивной игры мы можем увидеть не только понимание каждого ребёнка, но и в случае необходимости поднять его способности на более высокий уровень.

1.  Буре P.C. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет.  Методическое пособие. ФГОС / Р.С.Буре. – 2017.

2. Ерыкова Н.А. Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников // Н. А. Ерыкова Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 5. -С. 48-55.

3.  Павлова Л.Ю.  Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для работы с детьми 4-7 лет/ Л.Ю. Павлова- .2012. 

4.    Карабаева О.А.  Организация предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей  детей дошкольного возраста // О. А. Карабаева, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – Федеральный институт развития образования . - 2014. – С. 96

5.  Метод интерактивной работы // Ваш психолог. Работа психолога в школе: [сайт]. «Работа психолога в школе».URL: http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/1406-metod-interaktivnoj-igry (дата обращения 22.03.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий...

"Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г.

quot;Логико-математические игры и головоломки как  средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г....

Мастер класс для педагогов «Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Данный мастер класс способствует повышению профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшег...

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы.

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с миром природы....