Экологический проект-методическая разработка
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Экологический проект
Целевая аудитория: дети старшего
дошкольного возраста, родители
Автор-составитель:
Макеева В.А. - старший воспитатель
Степанова Е.А. - воспитатель
Санкт-Петербург
2024 год
Паспорт проекта
Название проекта: "Сохраним лес вместе"
Аннотация: Работа посвящена актуальной теме – сохранение лесов на примере переработки бумаги в условиях детского сада. Изучение свойств бумаги и процесса переработки макулатуры. Цель – адаптация данной технологии в условиях ДОУ и внесение вклада в сохранение лесов.
Тип проекта: познавательно - экологический, опытно - экспериментальный
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни).
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги и родители.
Актуальность: Помочь познать окружающий мир и сформировать у детей экологическое сознание - актуальная проблема современности. Исследование бумаги, ее свойств, использования, процесса производства позволяет дошкольнику не только расширить знания об окружающем мире, но и проследить причинно-следственные связи между природными явлениями, усвоить модель бережного отношения к ресурсам.
Бумага, как предмет исследования, является доступным и знакомым материалом для дошкольников. Исследование ее свойств и процесса переработки позволяет расширить знания детей об окружающем мире, усвоить причинно-следственные связи и привить модель бережного отношения к природным ресурсам.
Трудно представить себе, как мы могли бы обходиться без бумаги. Порой мы не задумываемся, как бесконечно много её тратим. Мы с ребятами представили, что бумаги нет. Что делать?
Вот так мы однажды задумались и стали задавать вопросы себе: что означает слово «бумага», кто, где и когда её придумал, из чего и как делали её раньше и производят сейчас, есть ли связь между использованием бумаги и состоянием окружающей среды? И главное: можно ли изготовить бумагу в условиях детского сада?
Перед детьми были поставлены вопросы:
- Всегда ли существовала бумага?
- Чем бумага отличается от других материалов, можно ли совсем без нее обойтись?
- Можем ли мы чем-нибудь заменить бумагу?
- Что такое макулатура?
- Для чего собирают макулатуру?
- Можем ли мы сами изготовить новую бумагу из макулатуры?
Гипотеза: мы предполагаем, что сможем получить бумагу ручным способом из макулатуры, которая копится в группе. Полученную бумагу сможем использовать так же, как и обычную для рисования и поделок.
Организация исследовательского поиска.
Выход на территорию детского сада: осмотр территории за детским садом, обратить внимание детей на коробки, которые остаются у пищеблока, сходить в гости к сотрудникам детского сада и посмотреть, сколько у них в течение дня остается ненужной бумаги (макулатуры).
Формулировка проблемы детьми.
В детском саду остается много макулатуры, что мы (дети) можем сделать, чтобы экономить бумагу?
Объект проекта - бумага.
Предмет проекта - способы переработки бумаги.
Цель проекта: возникновение у детей интереса к экономии бумаги, сбору и переработке макулатуры.
Задачи проекта:
• Познакомить с историей возникновения бумаги, и ее переработкой в современном мире.
• Развивать познавательные способности в процессе исследовательской деятельности и практических экспериментов с бумагой.
• Воспитать осознанное стремление в необходимости бережливого отношения к бумаге.
Методы исследования:
- Наглядный (организация выставки, рассматривание книг, использование ИКТ)
- Словесный (чтение научной и познавательной литературы, беседы)
- Практический (переработка бумаги из макулатуры, изучение свойств полученной бумаги, изготовление поделок)
Ожидаемый результат: Изготовление детьми бумаги из макулатуры, осознанное участие дошкольников в сборе макулатуры и бережное отношение к бумаге в семье и группе.
План реализации проекта
1 этап - подготовительный
Деятельность педагога | Создание предметно-развивающей среды по теме проекта: Подбор и изучение методической литературы, информационного материала, дидактических пособий, демонстрационного иллюстративного материала, детской художественной литературы, аудиозаписей, фотографий по теме проекта. Определение целей и задач проекта. Составление плана по реализации проекта. |
Деятельность детей | Дети приносят из дома макулатуру. |
Взаимодействие с родителями | Проведение беседы с родителями об участии в проекте "Сохраним лес вместе". Предложить родителям вместе с детьми перебрать дома старые журналы, газеты и принести их в детский сад. |
2 этап - реализация проекта
Практическая работа над проектом
Деятельность педагога | Подбор методической и художественной литературы: «Большая книга экспериментов» А.Мейяни, С.В.Михалков «Бумага», «Откуда пришла бумага?» Б.Житков Беседы: «Для чего нужна бумага?», «Из чего делают бумагу?», «Виды бумаги?», «Бережное использование бумаги» Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «С какого дерева листок?», «Кто больше назовет», «Что сначала - что потом» и др. Продукты творческой деятельности детей Рисование «Весна в лесу», аппликация из газет «Ночной город», изготовление атрибутов для игры «Канцелярский магазин» Сюжетно-ролевые игры: «Лесники», «Библиотека», «Канцелярский магазин». Опытно-исследовательская деятельность: Опыты с бумагой. Проблемная ситуация: «У нас закончилась бумага!», «Сколько макулатуры мы собрали?» Просмотр видеороликов «Галилео: Бумага», «Фиксики-бумага», «Как появилась бумага?» |
Деятельность детей | Участие в продуктивной деятельности: Рисование «Весна в лесу», аппликация из газет «Ночной город», изготовление атрибутов для игры «Канцелярский магазин», изготовление переработанной бумаги в детском саду. Сбор макулатуры. |
Взаимодействие с родителями | Проведение консультаций для родителей о важности вторичной переработки бумаги. Участие в сборе макулатуры. Анкетирование родителей Разработка памятки для родителей «Зачем сдавать макулатуру?», «5 вопросов о макулатуре» |
3 этап - заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Деятельность педагога | Совместно с детьми:
Составление отчета о проделанной работе. Подготовка презентации проекта. |
Деятельность детей | Сбор, упаковка и взвешивание макулатуры. |
Взаимодействие с родителями | Мастер класс для родителей по изготовлению бумаги "Волшебство переработки". Совместное участие с детьми в акции «Круг жизни: Сдай макулатуру - вырасти дерево!» |
Итоги реализации проекта
1. У детей появилось желание экономить бумагу и собирать макулатуру.
2. Дети видят конечный результат своего труда: сданная макулатура, а это значит: спасено не одно дерево.
3. Дети стали бережнее относиться к бумаге.
4. Активное участие в проекте родителей.
Заключение
Проект расширяет представления детей о свойствах бумаги, её истории и способах применения, развивает навыки опытно-исследовательской работы. Дети научились делать бумагу из вторичного сырья в условиях детского сада, что подтверждает гипотезу о возможности получения бумаги в ДОУ. Проект подчеркивает важность экономного использования бумаги и привлекает внимание к проблеме исчезновения лесов. Родители осознают необходимость сдачи макулатуры и готовы участвовать в соответствующих акциях.
Полученную бумагу можно использовать для детского творчества на занятиях, что позволит сэкономить природные ресурсы нашей страны.
Дети поняли главную экологическую задачу - использовать бумагу нужно экономно, так как её производство ведёт к глобальной проблеме - исчезновению лесов. Только усилия каждого человека могут повлиять положительно на бережное отношение к бумажному сырью, а использование вторичного сырья для получения бумаги поможет сохранению лесов, чистого воздуха.
Макеева В.А., Степанова Е.А. ГБДОУ детский сад 25
Красносельского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.
Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....
Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.
Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недорозвития на 2015-2016 учебный год....

Практико-значимый проект "Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде, при плавании кролем."
Этот материал был написан мною, когда я училась в Московском Областном Педагогическом Университете . Он является моей итоговой работой....

Проект методической разработки занятия по речевому развитию
Формирование речевого развития детей: автоматизация звука [Р] в словах и предложениях....

Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Проект методической разработки «Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе экспериментальной деятельности»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. В настоящее вре...
Инновационный проект Методическая разработка занятия с дошкольниками по технологии В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес» Тема: "Путешествие по Фиолетовому лесу" 2 младшая группа
Инновационный проект Методическая разработка занятия с дошкольниками по технологии В.В.Воскобовича "Фиолетовый лес"...

Проект (Методическая разработка) "Безопасная дорога"
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий является именно д...