Практико-значимый проект "Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде, при плавании кролем."
методическая разработка по физкультуре на тему

Лифанова Юлиана Станиславовна

 Этот материал был написан мною, когда я училась в Московском Областном Педагогическом  Университете . Он является моей итоговой работой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Институт непрерывного образования

Кафедра методики дистанционного обучения и новых образовательных технологий

Дополнительная профессиональная образовательная программа

(повышения квалификации)

ПРАКТИКО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста

скольжения по воде при плавании кролем.

                           Слушатель: Лифанова Ю.С.

                                МАДОУ д/с №27 г. Королёв,

                                                   должность: инструктор по плаванию

Москва - 2016

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта.

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный  эффект. Увеличивается объём не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношению со сверстниками.

Актуальность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие физических способностей каждого воспитанника, формирует предпосылки к здоровому образу жизни, готовит его к социальной адаптации в современном обществе.

Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учётом индивидуального подхода к ребёнку: сознательность и активность, систематичность, наглядность доступность.

Сознательное и активное отношение детей к упражнениям плаванием, играет большое значение для достижения положительных результатов при обучении скольжению на воде, при плавании кролем.  Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнений.  Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, четче. Они проявляют больше самостоятельности, творчества, если действуют, осмысленно, понимая что необходимо приложить определённые усилия для достижения цели. От того, на сколько эмоционально, интересно проводятся занятия, зависит и уровень усвоения ребёнком предлагаемого материала.  

         Сознательность и активность, занимающихся повышается при  скольжении по воде при плавании кролем при детальном разборе движений, наблюдения за другими детьми и оценке выполнения ими движений. Этому способствует простейшие приёмы самоконтроля при разучивании данного вида скольжения, разучивания упражнений, исправления ошибок, а так же помощь друг другу при выполнении  заданий парами или группами.

Эти занятия должны проводиться систематически. Это очень важно, ведь обучение  данному виду скольжения связанно с другими формами работы по другим видам плавания, а так же со всем педагогическим процессом в целом.  При систематических занятиях осуществляется последовательность, периодичность как в организации занятий, так и в расположении учебного материала. При регулярном проведении занятий обязательно нужно включать упражнения на чередование физической нагрузки и отдыха, полезна разная смена видов деятельности, а именно попеременное выполнение скольжения и игр, включающих этот вид плавания.

Двигательные умения при скольжении кролем на груди формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с дальнейшим усвоением материала. Занятия по данному виду плавания необходимо сочетать с усвоением нового. Данные занятия необходимо сочетать с изменением задания от простого к сложному.  Они должны быть регулярными, иначе цель по обучению не будет достигнута.

При систематических занятиях достигаются хорошие результаты в физическом развитии детей. При последовательном увеличении нагрузки достигается наивысший результат и снижаются возможные перегрузки детей.  

Успех в обучении детей данному виду скольжения может быть достигнут  лишь в том случае, если будут  учтены особенности развития детей разного возраста и реальные силы и возможности каждого ребёнка. При обучении необходимо учитывать состояние здоровья детей, уровень физического развития, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки изменение температурных условий. Следует помнить, что доступность скольжения для детей младшего, среднего и старшего возраста  является индивидуальным. Необходимо включать в обучение упражнения различной сложности, успешное выполнение которых, требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложение волевых усилий .Постепенность и последовательность усилий в переходе от привыкания  к воде младших дошкольников к непосредственному  скольжению на груди старших дошкольников определяется сложностью движений.  В этом залог усвоения детьми более сложных приёмов плавания.

Индивидуальный подход в обучении необходим при работе с детьми дошкольного возраста: организм ребёнка ещё не полностью сформировался и окреп и поэтому чрезмерная физическая нагрузка так и недостаточная физическая нагрузка  неблагоприятна для физического развития в целом.

Соблюдение постепенного повышения требований к скольжению при плавании кролем достигается постановкой всё более трудных задач и усвоением всё более сложных движений при нарастании величины, продолжительности и интенсивности физической нагрузки. Её постепенное увеличение повышает функциональные возможности, развивает физические качества-выносливость, ловкость силу и другое. Становится возможным увеличить проплываемую дистанцию, скорость, количество повторений упражнений и уменьшать интервалы между ними. [Булгакова Н.Ж.1977]

Цель проекта:  Существование прямой зависимости между занятиями скольжением по воде в плавании  кролем и интеллектуальным развитием ребёнка.  Формирование у детей двигательной деятельности и формирование представлений о явлениях и изменениях происходящих в окружающем мире и изменениях происходящих в организме человека.  Выявление интеллектуальных операций- анализ, сравнение, обобщение, наблюдение- обеспечивают возможность решения простых и сложных двигательных задач.

Задачи:

  1. изучение техники скольжения и овладение жизненно необходимым навыком плавания.
  2. всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.
  3. регулярное закаливание организма ребёнка дошкольного возраста.
  4. укрепление здоровья детей дошкольного возраста с ранних лет.

Методы исследования:

        изучение и анализ литературных источников по теме исследования

         педагогическое наблюдение за воспитанниками на занятиях по плаванию.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека. Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности. Приятные ассоциации, связанные со скольжением при плавании кролем, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни.

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. При этом следует помнить, что оптимальным возрастом для серьезного обучения плаванию является возраст 5 – 6 лет. В этот момент вестибулярный аппарат ребенка полностью готов к водной невесомости. А до этого в качестве подготовительной работы полезна организация игр и игровых упражнений на воде.[ Булгакова Н.Ж.1977]

          Купание, игры в воде, плавание благотворны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Плавание эффективно увеличивает их работоспособность и силу.

           Методически правильно организованные занятия в воде способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка. Методика обучения скольжению при плавании кролем  опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

      При подборе игровых упражнений в процессе обучения плаванию необходимо учитывать этап обучения плаванию, возрастные особенности детей, уровень подготовленности (тренированности и закаленности).

Однако нужно помнить, что не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения скольжению на воде должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство. Важным элементом обучения скольжению детей дошкольного возраста являются игровые упражнения. Известно, что для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Посредством игры малыш получает необходимые ему знания, умения и навыки. Все это в полной мере относится и к обучению плаванию.[ Васильева В.С.1973]

         Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей дошкольного возраста и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений, но и знания, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

         Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела  ребёнка в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ребёнка способности к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления.

Целью скольжения детей при плавании кролем является формирование у них основ здорового образа жизни. Основной формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.

        Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние "полувесомости", легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу – сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого (педагога-инструктора, родителя) – умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.( Васильева В.С.)

        Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.[ Левин Г.1974]

        Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания ребенок лучше засыпает, крепче спит, улучшаются внимание и память. Также плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур.

        В процессе организации плавания кролем  детей дошкольного возраста инструктор по физической культуре учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом состояния его здоровья, развития, интересов.

          Использует приёмы педагогического воздействия (похвала, одобрение, поддержка взрослым ребёнка и совместное выполнение с ребёнком данного плавательного движения в воде) . Именно с этими целями и задачами при обучении детей скольжению кролем большое значение занимает оснащение бассейна.[ Левин 1974]

        Предметно-развивающая среда в бассейне представлена многообразием инвентаря и наличием нестандартного оборудования (лодочки, палка для катания детей, круги, нарукавники, различные игрушки, ласты, доски, тонущие резиновые кольца и игрушки яркого цвета и т.д.) Упражнения и задания детям носят закрепляющий момент и всегда опережают имеющийся у детей в данный момент уровень плавательных умений и навыков. Всегда чередуется нагрузка и отдых, используются различные виды упражнений. Основополагающий принцип обучения плавательным умениям и навыкам предполагает понимание ребёнком сути того или иного движения в воде, которое он совершает. [ Осокина Т.И.1985].

        Использование наглядных методов при обучении скольжению кролем помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, использование учебных наглядных пособий, применение жестикуляции. [Макаренко Л.Т.2002]

        Примерно две трети основной части занятия посвящается изучению нового материала в учебной форме, после чего в оставшееся время проводится игра, содержащая этот материал и направленная на его дальнейшее изучение и совершенствование.[ Осокина Т.И.1985]

       При изучении скольжения: можно проводить игры, содержащие только скольжения на груди или на спине, и после каждой из них выполнять упражнения на дыхание; возможно чередование игр в такой последовательности: содержащие скольжения на груди, затем с преимущественными выдохами в воду и, наконец, преимущественно со скольжениями на спине. В игровых, как и в любых других, занятиях выполнение упражнений на дыхание строго обязательно.

       В работе с дошкольниками обязателен индивидуальный поход. Это связано в первую очередь с тем, что детский организм в этом возрасте еще хрупкий, несформировавшийся, что требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – физических возможностей каждого ребенка.

При занятиях с детьми должен преобладать игровой метод, позволяющий обеспечить необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, увеличить число повторений упражнений, использовать различные исходные положения, повысить эмоциональность занятий.[Макаренко Л.Т.2002]

Освоение скольжения при плавании кролем осуществляется многократным повторением, которое утомляет детей, поэтому следует давать разнообразные упражнения во время занятия.[ Алямовская В.Г.2001]

          В обучении плаванию нужно применять образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Например, такие названия, как "Глазки в воде", "Нос утонул", "Акула", "Раки" и др., помогают создать у ребенка реальные представления о выполнении упражнений, обеспечивают правильное овладение ими.

         Занятия скольжением при плавании кролем лучше начинать в раннем дошкольном возрасте. Это способствует обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку – с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья.

         Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. [Алямовская В.Г.2001]

        Опыт педиатров показывает, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы. Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

         Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему.

         Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

          При обучении скольжению в кроле решаются следующие основные задачи: -- укрепление здоровья, закаливание организма ребёнка, привитие стойких гигиенических навыков;-- изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;-- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;-- ознакомление с правилами безопасности на воде.

Выводы:

1). Методика обучения скольжения на воде при плавании кролем детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер.

2) Главную роль играют принципы: сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания

3) Принцип возрастания нагрузки, при скольжении повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

  4) Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

                                 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

Индивидуальный  подход обязателен в изучении дошкольником скольжения при плавании кролем. Хрупкость и несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении скольжению при плавании кролем.

Список используемой литературы:

          1. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. - М. 1977 стр. 8 - 16

          2. Васильева В.С. , Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию. М.             1973 стр. 45-80

          3. Левин Г. Плавание для малышей. - М.1974 стр. 65 - 86

          4. Макаренко Л.Т. Плавание - М.2002 стр. 25 - 56

          5. Осокина Т.И. Как научить детей плавать - М. 1985 стр. 104 -123

          6. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребенка. Стр. 67 - 89

           7. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М.- 2001 Богина Т.Л. стр. 45 - 67


Технологический блок итоговой работы

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста скольжения по воде при плавания кролем.

Вид двигательной деятельности:

Возрастная группа

Задачи освоения

Применяемые средства

Методы и методические особенности освоения

Создание развивающей предметно–пространственной среды

Младший дошкольный возраст

Обучение элементам плавания

Плавательные доски

Игровой метод

Наглядное оборудование бассейна

Средний дошкольный возраста

Укрепление здоровья, закаливание организма

Плавательные доски

Метод упражнений,

Метод разучивания по частям

Гигиенические навыки, Комфортность и безопасность

Старший дошкольный возраст

Укрепление здоровья,

Закаливание организма.

Обучение плаванию

Плавательные доски

Метод разучивания в целом,

Соревновательный метод

Наглядное оборудование бассейна



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы (диагностика и мониторинг)

В соответствии с ФГТ изменились требования к оценке уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы. Данная презентация позволит педагогам  уточнить представлен...

Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом требования ФГОС ДО

Выпускная работа для курсов переквалификации по специальности дошкольная педагогика и психология...

Консультация для воспитателей "Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин".

Особенности освоения детьми дошкольного возраста  размеров предметов и величин.Последовательность освоения величин в младшем и среднем дошкольном возрасте....

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста прыжковых упражнений и игр со скакалкой на физкультурных занятиях в дошкольной образовательной организации (ДОО)

Данная методическая разработка будет полезна инструкторам и педогогам ДОО, в целях развития физических качеств и двигательных навыков у детей дошкольного возраста, посредством комплексного  приме...

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста основ плавания...

Семинар-практикум «Методика освоения детьми дошкольного возраста форм предметов и геометрических фигур с учетом ФГОС»

Одним из важных свойств предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах....

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....