«Технология ТРИЗ. Опыт работы»
консультация (младшая группа)

Федорова Татьяна Юрьевна

Современные условия жизни ставят новые требования к воспитанию и образованию детей. Сейчас гораздо важнее воспитать не простого исполнителя задач, а человека способного принимать решения в нестандартных ситуациях, умеющего мыслить креативно, подходящего творчески к своей работе. Технология ТРИЗ может помочь в реализации данных задач.

 Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — набор методов решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_triz._opyt_raboty.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Чебурашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Выступление

на  заседании  педагогического совета

Тема:

 «Игры по ТРИЗ в младшем дошкольном возрасте на формирование умения выделять функции объекта»

«Технология ТРИЗ. Опыт работы»

Подготовила:

Воспитатель: Федорова Т.Ю.

Дата выступления: 29.05.2019 г.

Новочебоксарск

2019 г

        Современные условия жизни ставят новые требования к воспитанию и образованию детей. Сейчас гораздо важнее воспитать не простого исполнителя задач, а человека способного принимать решения в нестандартных ситуациях, умеющего мыслить креативно, подходящего творчески к своей работе. Технология ТРИЗ может помочь в реализации данных задач.

 Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — набор методов решения

        Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения самого лучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача — реши ее сам», но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

         Данная технология является актуальной, поскольку в современном обществе приветствуется нестандартное творческое мышление, воспитание творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. ТРИЗ помогает формировать не просто думающую личность, но и постоянно развивающуюся. ТРИЗ предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. В детском возрасте мышление ребенка еще гибкое, не закрытое стереотипами. Он не теряется перед трудностями, зачастую может найти новый выход из казалось бы безвыходной ситуации.  Кроме того, проблема развития речи и познавательной активности дошкольников является одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются основой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

         Новизну данной технологии можно отметить в том, что несмотря на ее известность массово она не внедряется в системе работы детских садов.

          Данная технология может использоваться для воспитанников разных групп.

          За этот год в нашей группе мы собрали картотеку дидактических игр с элементами ТРИЗ, которые можно использовать как на занятиях, таки в совместной деятельности воспитателей с детьми.  Из разнообразия игр, предлагаемых авторами разных пособий, которые я использую в своей деятельности,  в этом году особое внимание было обращено на игры в младшем дошкольном возрасте на формирование умения выделять функции объекта.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

Игра «Что умеет делать»

(проводится с середины 2 младшей группы)

Правила игры: Объект отгадать с помощью ответов «Да -нет» или загадок.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может лев?

Дети: Лев умеет ходить, дышать, расти. Лев охотится и сам добывает себе пищу, выступает в цирке.

Игра: «На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: на скрепку, крышку от ручки и т.д.

Игра: «Чем похожи объекты»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет объекты, а дети называют что общее у бъектов.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. 

Игра «Назови часть предмета»

(со 2 младшей группы)

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и называть для чего служат части

Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

-спальня

Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

— кровать, одеяло, подушка, простыня и поясняет для чего они нужны

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...

Использование игровых технологий ТРИЗ в работе с детьми среднего дошкольного возраста

В презентации предоставлены материалы, используемые в работе с детьми....

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

буклет "Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"

буклет "Применение  технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"...

Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Исследования ученых, работа педагогов новаторов показывают, что каждыйребенок по своей сути творец. Как правило, его творческие способностинаходятся в скрытом состоянии, они как бы дремлют до поры до ...

Технология ТРИЗ в работе с детьми с нарушением зрения.

Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, ...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через общениеи игру.

Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Дошкольное де...