Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
занимательные факты (подготовительная группа) на тему

Захаркина Любовь Викторовна

Исследования ученых, работа педагогов новаторов показывают, что каждый

ребенок по своей сути творец. Как правило, его творческие способности

находятся в скрытом состоянии, они как бы дремлют до поры до времени и

не всегда могут полностью реализоваться. Чтобы разбудить эти дремлющие

способности необходимо создать определенные условия. В этом может

помочь ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). С помощью ТРИЗ

можно развить у детей дошкольного возраста смекалку, творческое

воображение и развить личность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование технологии ТРИЗ в

работе с детьми дошкольного возраста»

Исследования ученых, работа педагогов новаторов показывают, что каждый

ребенок по своей сути творец. Как правило, его творческие способности

находятся в скрытом состоянии, они как бы дремлют до поры до времени и

не всегда могут полностью реализоваться. Чтобы разбудить эти дремлющие

способности необходимо создать определенные условия. В этом может

помочь ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). С помощью ТРИЗ

можно развить у детей дошкольного возраста смекалку, творческое

воображение и развить личность ребенка.

С самого рождения ребенок получает информацию, анализирует ее и

активно познает мир. Ребенок пытается выстроить систему, понять

закономерности происходящих процессов. ТРИЗ позволяет педагогам и

детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость и

закономерность развития.

Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, увидеть

предметы и явления не только в структуре, но и во времени, и в динамике.

Педагог должен ставить перед собой цель не только развивать фантазию

детей, а и научить их мыслить системно с пониманием процессов внутри

системы.

Основной прием в ТРИЗ – это противоречия. Если дети научатся видеть

противоречивость мира, научатся наблюдать, смогут определить, что такое

хорошо, и что такое плохо, то и научатся решать противоречия. Например,

день рождения – хорошо или плохо? Весна – хорошо или плохо? Дождь –

хорошо или плохо? Отвечая на эти и другие вопросы, дети знакомятся с

основным законом диалектики:

«Законом единства и борьбы противоположностей». Дети учатся понимать, что все предметы, явления и поступки, которые совершают литературные герои, могут быть как хорошо, так и плохо одновременно. Например, стул - хорошо, на нем можно сидеть;

стул - плохо, мешает свободно передвигаться по комнате. Чтобы решить это

противоречие надо просто отодвинуть стул, поставить его так, чтобы он не

мешал свободно передвигаться по комнате. Стул - хорошо, на стул можно

встать и достать игрушки с верхней полки; стул - плохо, со стула можно

упасть. Чтобы этого не случилось не надо влезать на стул, надо попросить

взрослого достать игрушку с верхней полки.

Такие же примеры можно привести и с явлениями в природе. Весна –

хорошо, тает снег; весна - плохо, грязно на улице. Это противоречие можно

тоже просто решить, чтобы не испачкаться надо выходить на улицу в

резиновых сапогах. Весна - хорошо, все цветет, весна - плохо, цветы быстро

облетают. Чтобы цветение весны надолго осталось сфотографировать цветущие деревья, нарисовать рисунки, на которых будет много цветущих деревьев.

Таким образом, игра «Хорошо – плохо» является основной при решении

противоречий.

Помимо решения противоречий в ТРИЗ моделирования. С детьми дошкольного возраста можно моделировать:

 Пиктограммой (выражением детских лиц);                                                                         цветом;

 линией;

 маленькими человечками

Маленький ребенок не всегда словами может выразить свое отношение к

чему-то, или кому-то и в этом могут помочь модели

Пиктограммой можно выразить свое отношение к поступкам литературных

героев, показать какое настроение у вас на занятии, во время игры,

празднично - игровой программы. Дети выбирают из предложенных им

пиктограмм, обозначающую именно его настроение и показывают ее.

Другой вид моделирования – это моделирование цветом. С восприятием

цвета у каждого человека связаны разные ассоциации. Одни говорят, что

добро – это красный цвет, другие считают, что красный цвет – это цвет

тревоги. Каждый по-своему будет прав. Но надо обратиться к природе. В

природе радость веселье всегда было связано с солнцем – это желтый цвет.

Синий цвет это цвет грусти, потому что, когда на небо набегают тучи,

становится грустно, идет дождь, который похож на слезы. Красный цвет в

природе как бы говорит, что этот предмет трогать нельзя. Шиповник

красный, он может уколоть, огонь красного цвета, он может обжечь и т.д.

Значит, красный цвет при моделировании обозначает страх и опасность.

Зеленый цвет – цвет листьев, травы. Листья укрывают нас от солнца, дождя.

По траве можно ходить босиком, она нас не обидит. Можно сделать вывод,

что зеленый цвет – это доброта.

Цветом можно обозначит свое настроение, настроение литературного

героя, свое отношение к поступкам товарищей и своим поступкам.

Третий вид моделирования – это моделирование линией. Линией можно

моделировать характер человека. Если человек спокойный – линия прямая,

если у человека характер взрывной. То и линия будет ломаная. Линией

можно моделировать музыку, ее характер. Ребенок не только изображает на

бумаге разные линии, но и рассказывает о том, что они обозначают. Это

помогает развивать речь детей, учит детей аргументировать свои ответы.

Это расширяет словарь детей.

И последний вид моделирования – это моделирование «маленькими

человечками». Этот вид моделирования не что иное, как ознакомление детей

с агрегатным состоянием вещества и знакомство детей дошкольного возраста

с молекулярной теорией. Детям трудно понять, что все на земле состоит из

молекул. Им гораздо интересней представить. Что во всех предметах живут

«маленькиечеловечки».Они очень маленькие, их невооруженным глазом. Ведут себя «маленькие человечки» по-разному. В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чем тверже вещество, тем крепче они держатся. В жидкостях – «маленькие человечки» стоят на месте, поэтому жидкости легко перелить в другую емкость, или просто вылить. В газообразных веществах – «маленькие человечки» не могут сидеть на одном месте, они все время находятся в движении.

«Маленькие человечки» помогают знакомить детей с живой и неживой

природой. Дети узнают, что на земле больше всего жидкостей. Знакомятся со

значением воздуха и воды. Узнают свойства воды и воздуха.

Дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать

систему связей между объектами окружающей действительности, строить

разного рода классификации по выделенному признаку.

Технология ТРИЗ успешно применяется в обучении детей дошкольного

возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет

преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме,

обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие

мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и

педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит

детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации

успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и

возможности, интерес к познанию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Упражнения на раскрытие функций предметаУпражнения на нахождение путей развития ситуацииУпражнения на выявления связей между объектами и их ресурсовИгры и тренинги на формирование у детей системного м...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять...

«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять...

«Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст уникальный, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен традиционными представлениями о том, как все дол...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

В данной консультации собраны игры и творческие  задания, которые способствуют формированию нестандартного мышления и творческой деятельности у детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум «Использование технологий ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Отчет о реализации годовой задачи "Развитие активного творческого мышления у дошкольников с применением элементов ТРИЗ"...

Мастер-класс « Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи».

Цель мастер класса: Повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в развитии связной речи...