буклет "Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"
консультация (подготовительная группа) на тему
буклет "Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерная последовательность вопросов к детям при систематизации представлений об объекте с помощью системного оператора.
Для природных объектов
- Что это? (называется объект и обозначается картинкой)
- Что он умеет?
- Из каких частей он состоит? Для чего каждая часть? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта?
- Где находиться (живёт) наш объект? Кто его «друзья»? (представители того же класса).
- Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
- Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
- Умел ли он тогда выполнять «главное дело»?
- Как измениться объект, когда вырастет? Какие новые «дела» у него появятся?
- Что нужно, чтобы так произошло?
Для объектов рукотворного мира
- Что это? (называется объект и обозначается картинкой)
- Для чего люди его придумали?
- Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?
- Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению назначения?
- Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было?
- Каким был «предшественник»?
- Что не устроило людей? Зачем они стали придумывать этот объект?
- Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить?
Во временной линии можно идти по сезонам (временам года(, надсистему определять не по функциям, а по признакам. Всё зависит от задач, которые ставит перед собой воспитатель.
МКДОУ «Детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Применение технологии ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками
Подготовил: воспитатель высшей категории
Понкратова Н.В.
г. Киров, 2015
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"
(Г. С. Альтшуллер).
ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
Рекомендации по снятию отрицательных эффектов в процессов ведения «мозгового штурма»
Отрицательный эффект | Приём снятия эффекта |
| А) Строить систему работы по обучению ребёнка умению слушать другого. Б) Более простой, но менее ценный приём – поднятая рука как внешний тормоз. В) Введение правила «скажешь, когда выслушаешь другого». |
| А) Не фиксировать внимания на ответах повторяющегося плана. Б) Найти противоречие. Показать несовершенство выдвигаемой идеи. |
| А) Вопрос обратить к конкретному, наиболее активному ребёнку. Б) Внести предмет или картину по теме обсуждения. В) Заранее подготовить «провокатора» - это может быть более старший ребёнок или взрослый. В спор между ведущим и «провокатором» подключить детей в качестве судей. |
| А) Предложить детям самостоятельную идею в продуктивной деятельности. Б) Индивидуальное обсуждение каждой идеи в другие промежутки времени. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ТРИЗ в работе с дошкольниками с ОНР"
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Умелое использование приемов и методов ...
«Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками».
Данная теория дает возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Ещё один огромный плюс этой теории заключа...
ТРИЗ в работе с дошкольниками
Развитие нестандартного системного мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий...
ТРИЗ в работе с дошкольниками.
Материал может использоваться для консультации педагов. Содержит теоретическую часть и примеры игр....
Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.
Методические рекомендации по реализации технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками....
Примеры использования авторских игр по технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.
На данный период разработано много авторских игр по технологии ТРИЗ. Многие из них можно приобрести и использвать в работе с детьми для решения задач развития речи, мышления, памят...
Нетрадиционные техники рисования с элементами ТРИЗ в работе с дошкольниками
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенк...