Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через общениеи игру.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_triz.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Дошкольное детство - это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка ( креативность ). Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.
ТРИЗ – это Приемы нахождения новых идей Приемы фантазирования Алгоритмы создания собственных творческих продуктов: сочинение загадок, игр, сказок Решение изобретательских задач по девизом «Не навреди!» Преимущества ТРИЗ Не требует больших затрат времени Можно использовать в традиционной системе обучения Развивает фантазию, воображение у детей Вселяет уверенность в своих силах
ТРИЗ способствует: Формированию творческих способностей детей на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением Создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования Предусматривает развитие у детей фантазии
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому мы в своей работе особое внимание уделяем развитию речи своих воспитанников, но развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность, невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Познавательно-речевую деятельность мы организовываем в форме диалога, это приемлемый и результативный способ для нас. Используем вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Например, показываем детям красный мяч и красный кубик, спрашиваем, по какому признаку они похожи (по цвету), а какой признак у них разный (форма).
Активно в своей работе применяем игры с элементами ТРИЗ, позволяющие развивать речевую активность детей. Игра-задача на сужение поля поиска «Да-нет-ка» Цель: научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Игра «Что будет, если…» Цель: развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.
Игра « Ты- часть, я- целое» воспитатель или ребенок называют объект, а остальные его части «/Я- лес» - говорит ребенок «Я твое дерево, Я твоя птица, я твой цветок и т.д / Цель: анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.
Игра «Хорошо –плохо» воспитатель называет объект или природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те которые считают полезными, а затем те, которые считают вредными Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны .
Игра «Мир вокруг нас» на столе модель мира /круг разделенный на две части: часть голубого цвета – природный мир, часть белого цвета – рукотворный мир и предметные картинки. Дети должны правильно разложить картинки: например: цветок поместить на голубую часть, а машину на белую часть. Цель: совершенствовать умения детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.
Также используем наглядное пособие «Круги Луллия », с помощью которого у детей формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Нельзя не отметить универсальность игрового пособия: используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельных играх Например, на сектора первого, самого большого круга, прикрепляются изображения животных (собака, кошка и др.); на сектора второго – где они живут ; третьего – пищу, которую едят эти животные (кость, молоко и т.д.).
Игры по типу «Дорисуй», «Задачи –шутки» способствуют преодолению инерции мышления и являются гимнастикой для ума.
«Задачи – шутки»
Для успешного использования ТРИЗ -технологии в группе имеется развивающая среда, которую предусматривает данная технология, а именно: оформили зону, куда вошли группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями, пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также приобрели дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности.
В результате использования в работе методов ТРИЗ , дети научились находить выход из проблемных ситуаций. Решение ситуации стало более творческим, оригинальным; у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная активность и интерес; дети стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений; появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития, т. е они стали мыслить системно помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала более образной; в значительной степени дети преодолели чувство застенчивости, скованности. Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями мы познакомили их с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ» , «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию ». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями. Родители - помощники в течение всего времени.
Используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев : "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер )
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...
Использование технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Цель данной статьи - познакомить педагогов ДОУ с актуальными вопросами использования современной технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которая является...
Доклад на семинаре «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...
Презентация «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...
Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого человека, и в особенности ребенка. Наряду с актуальностью речевого развития дошкольников выступает и необходимость воспитания твор...
Презентация на тему "Использование технологии "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)"
Презентация для учителей -логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей....
Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...
- Мне нравится (1)