Технология ТРИЗ в работе с детьми с нарушением зрения.
статья на тему

Тимонина Екатерина Николаевна

Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Наше учреждение в рамках реализации АОП внедряет педагогические технологии. Одной из таких технологий является Теория Решения Изобразительных Задач – Общая Теория Сильного Мышления – Развитие Творческого Воображения (ТРИЗ – ОТСМ – РТВ). Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель творец. Для этого важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка».

ТРИЗ помогает нам в работе с нашими воспитанниками. Дети, играя в игры ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии и многогранности. Данная технология учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

В нашей группе задача воспитания и обучения дошкольников  c  нарушением зрения осуществляется через единство в работе педагогического коллектива группы. Эти педагоги осуществляют разностороннее воспитание детей в тесном взаимодействии, определяют эффект коррекционного воздействия. Несмотря на необходимость профессиональной деятельности каждого педагога, положительный педагогический эффект может быть достигнут только в результате объединения совместных усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы

Учреждение, в котором мы работаем компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. 90% детей нашей группы имеют зрительную патологию, а остальные находятся в группе риска. Дети с нарушением зрения часто испытывают затруднения при описании предмета, составлении последовательного рассказа, из-за отсутствия восприятия целостной картины. Недостаточность конкретной информации об окружающей реальности не позволяет слабовидящим детям всегда правильно понимать взаимосвязи в предметном мире, классифицировать и дифференцировать предметы по их общим, отличительным или функциональным свойствам. Нарушение восприятия пространства и положений предметов в нем, отсутствие возможности видения признаков предметов на расстоянии сказывается на понимании и осмыслении детьми действительности. Все это осложняет формирование чувственно-практического опыта детей.

Наше учреждение в рамках реализации АОП внедряет педагогические технологии. Одной из таких технологий является Теория Решения Изобразительных Задач – Общая Теория Сильного Мышления – Развитие Творческого Воображения (ТРИЗ – ОТСМ – РТВ). Технология ТРИЗ не новая, она берет свое начало в 1946 году в работе Т.С.Альтшуллера, но с течением времени она немного преобразовалась и нашла свое продолжение в работе Т.А. Сидорчук, к.п.н., сертифицированного специалиста по ТРИЗ Международной ассоциации, г. Ульяновска.

С 2015 году дошкольное учреждение стало внедрять данную технологию в коррекционный процесс.  В нашей группе методический комплекс под редакцией Т.А. Сидорчук «Я познаю мир» стал реализовываться с детьми среднего возраста.  Перед  началом реализации педагоги нашего дошкольного учреждения изучили много литературы, не один год были участниками Международных конференций и стажировки для педагогов дошкольных учреждений, проводимых в г. Ульяновске.

Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель творец. Для этого важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка».

ТРИЗ помогает нам в работе с нашими воспитанниками. Дети, играя в игры ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии и многогранности. Данная технология учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

В нашей группе задача воспитания и обучения дошкольников  c  нарушением зрения осуществляется через единство в работе педагогического коллектива группы. Эти педагоги осуществляют разностороннее воспитание детей в тесном взаимодействии, определяют эффект коррекционного воздействия. Несмотря на необходимость профессиональной деятельности каждого педагога, положительный педагогический эффект может быть достигнут только в результате объединения совместных усилий.

Мы ежедневно проводим разностороннюю работу с детьми нашей группы, изучаем их и наблюдаем за ними, обеспечивая тщательный анализ программ по различным разделам воспитания и обучения, состовляем перспективное и ежедневное планирование, проводим взаимопосещение, организуем комплексные занятия, составили технологические карты, разработали план работы.

На первом этапе начали с простого знакомства с признаками. Ввели символы и имена признаков. Знакомили детей с признаками, как на непрерывной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с педагогом. Для этого в группе было создано методическое пособие - панно, где дети в свободном доступе могли закреплять символы того или иного признака.

На втором этапе знакомились практическим и опытным путем с нашими органами чувств с их значением. Например: мокрый – сухой с помощью тактильного анализатора, красный – белый с помощью зрительного, громко – тихо с помощью слуха и т.д. Что помогало решить в работе с детьми с нарушением зрения одной из ведущих задач: развитие сохранных анализаторов. Важно понимать, что познание значений имен признаков, таких как «влажность», «температура», «рельеф», «звук», «запах», «цвет», «вкус», «вес», «действие», «место», «часть», «размер», «количество», «форма», может начинаться с раннего возраста, а можно начинать и в старших группах только темп работы изменяется в зависимости от возможности детей.

Следующим этапом было установление причинно-следственных связей. Целью данного этапа было способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов. Эта работа велась по следующим направлениям:

  • Поиск очевидных причинно-следственных связей;
  • Многообразие следствий от одной причины и множества причин приводит к одному следствию;
  • Принцип «домино» - какая-то причина приводит к цепочке следствий;
  • Причина влияет на следствие, а следствие изменяет причину – взаимовлияние признаков объекта.

На четвертом этапе мы знакомились с волшебниками и учились задавать вопросы. Формирование у детей умения задавать разные типы вопросов можно с трехлетнего возраста. Процесс познания – это активная деятельность, связанная не только с использованием причинно-следственных связей, но и их преобразование с какой-либо целью. Для развития этих способностей необходимо понимание приемов преобразования, которые для детей представляются в виде волшебников. Например, «Увеличение - Уменьшение», «Дробление - Объединение», «Оживление - Окаменение» и т.д. Целесообразно играть с волшебниками в любые свободные минутки по ситуации.

Наша работа построена таким образом, чтобы весь коррекционно-образовательный процесс был пронизан этой технологией. Все виды деятельности приняты во внимание: игровая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и т.д., а также были охвачены режимные моменты. Весь процесс построен на принципе «от простого к сложному». С детьми проводилось много индивидуальной работы, так как мы не можем перейти на следующий этап, если ребенок не освоил пройденный материал. Большой внимание в нашей группе заслуживает тактильное восприятие, слух, так как мы формируем навыки детей использовать, для полноты ощущений и познания значений признаков, другие органы чувств. Это помогает детям более правильно и полно понимать информацию об окружающем мире.

Используя технологию ТРИЗ – ОТСМ – РТВ за два года работы были получены положительные результаты. Дети получили более реальную и полную картину окружающего мира, научились свободно пользоваться сохранными анализаторами. Научились более свободно общаться со сверстниками и взрослыми, легко подбирать слова при составлении любых рассказов, за счет увеличения словарного запаса и понимания функций, свойств объектов. Увеличился процент качества знаний.

Дети нашей группы стали сами участвовать в проектной деятельности: сами выбирают темы, устанавливают причинно-следственные связи, находят пути решения проблем. Свои проекты они представляют и защищают на конкурсах различных уровней, но эта отдельная тема для следующей статьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Современные здоровьесберегающие технологии в комплексной помощи детям с нарушением зрения.»

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот период закладываются основы здоровья и правиль...

"Использование дидактических игр по формированию пространственной ориентировки в коррекционно - логопедической работе сдетьми с нарушениями зрения и речи".

Представлены несколько групп дидактических игр по формированию пространственной ориентировки и активизации в речи пространственной терминологии. Сюда входят игры с использованием сохранных анализаторо...

Перспективные планы работы по профилактике нарушений зрения в логопедической работе

Планирование работы учителя-логопеда по профилактике нарушений зрения в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи

В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Технология развития сенсорной сферы детей с нарушением зрения с использованием дидактических игр

Игры и упражнения, направленные на развитие способов тактильного восприятия предметов....

Семинар-практикум для педагогов "Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми с системными нарушениями речи"

Семинар-практикум для педагогов "Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми с системными нарушениями речи"...