Проект "Сокровищница народного искусства"
проект (старшая группа)
Актуальность
Народное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.
Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Проект
Сокровищница народного
искусства.
Подготовил
Воспитатель
Шаманина Н.А
г. Пыть-ях.
2021г.
Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством.
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность
Народное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.
Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Творца от человека нетворческого отделяет «пропасть». Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.
Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Цель:
Расширение представлений о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Задачи:
Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, Богородские (игрушки), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки.
Знакомство с историей промысла, с дымковской игрушкой
Составлять узоры на основе росписи дымковской игрушки, выделяя геометрические элементы росписи, передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементов росписи.
Учить применять элементы росписи в украшении разных видов народных изделий.
Проявлять творчество в выборе композиции, цвета элементов.
Воспитывать интерес к народному искусству, традициям.
Для педагогов:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2.Пополнить развивающую среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
1. Дать родителям знания о значении русской народной игрушки, ее роли в всестороннем развитии ребенка через папки-передвижки.
2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Продукт проекта: Подборка раскрасок – народные игрушки, домино «игрушки»,», пополнение предметно-развивающей среды игрушками.
Название и форма итогового мероприятия: Развлечение «Русские народные игрушки».
Этапы осуществления проекта
I Подготовительный
Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта.
Составление тематического планирования мероприятий
Подбор дидактических игр
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта
II Основной
Беседы на темы «Такие разные русские народные игрушки», «Музей игрушек», «Из чего сделаны игрушки?»
Выставка иллюстраций «Русские народные игрушки».
Проведение д/ игр: «Узнай на ощупь», «Один - много», «Найди по описанию», «Что изменилось?», «Найди игрушку такого же цвета», «Чудесный мешочек».
Рассматривание иллюстраций с изображением игрушек, рассматривание иллюстраций книг.
НОД по лепке «Игрушки»
НОД по конструированию «Подставка для игрушек».
НОД по рисованию «Роспись игрушки»
Разучивание физминутки «Заводные игрушки».
Загадки об игрушках.
Альбом «Русские народные игрушки»
Конспект НОД
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.
Материалы. Выставка иллюстраций дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы.
Ход занятия
Начинаем с рассказа детям о дымковском промысле. Свой рассказ сопровождаем показом игрушек.
Воспитатель: «В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Эти игрушки известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Промысел возник очень давно. В 1811 году на берегу реки Вятки издавна проводился праздник Свистопляски, где продавались глиняные вятские игрушки. Глиняные игрушки расписывали различными знаками, которыми люди заклинали Ярилу-солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы и пастбища. Позднее праздник стал называться Свистунья. До настоящего времени в Вятке проводятся ярмарки - Свистуньи. Мастера-игрушечники продолжают лепить все более разнообразные глиняные игрушки свистульки. Вятский художник И.А. Деньшин посвятил народной игрушке такие строки:
Худ. Слово
Завелась неведомая птица –
Всякий ей дивиться:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
Воспитатель: Неширокая спокойная речка течет возле самого села, и в синей ее глади отражаются лес и белые облака, которые порой удивительно похожи то на причудливую птицу, то на коня или оленя. Такими же белоснежными, как облака, бывают дымковские игрушки до того, как на них ложится узорчатая роспись. Берега реки густо заросли травой, среди которой то там то здесь встречаются рыжие проталины глины, из которой дымковские мастера и лепят свои игрушки. После того как уточки, кони, олени, важные барыни вылеплены, они несколько дней сушатся на деревянных столах и подоконниках. Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи. «Ворота» печи широкие, в ней очень просторно и может разместиться очень много игрушек. Оттого что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики. От огня они становятся ярко-красными, затем покрываются сизым налетом и кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только они остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем игрушки раскрашивают темперными красками. Для того чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка. В росписи присутствуют самые разнообразные цвета и всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки-горошины и клетки. Несмотря на небольшое количество элементов, мастера придумывают самые разнообразные узоры и украшают свои изделия очень ярко, празднично и декоративно. Белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Иногда мастер дополняет роспись золотыми вкраплениями».
Далее детям предлагается рассмотреть, потрогать дымковские игрушки и поиграть с ними; обращается внимание на выразительность пластических форм, колорит росписи, сочетание красок.
Вопросы к детям.
Понравились ли вам дымковские игрушки?
Какая игрушка понравилась больше всего и почему?
Что может рассказать нам народная игрушка?
Для чего нужны дымковские игрушки? Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?
Конспект Нод.
Программное содержание. Продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить изготавливать из скрученной бумаги печатку-тычок. Формировать умение рисовать элементы дымковской росписи с помощью печатки-тычка и кисти. Развивать чувство цвета при составлении узора.
Ход занятия
Показываем детям, как сделать из скрученной бумаги печатку-тычок. Затем дети самостоятельно делают печатку-тычок.
Вопросы к детям
Что такое узор?
Какие цвета используются в дымковской росписи?
Каковы особенности составления дымковских узоров?
Детям предлагается нарисовать элементы Дымковской росписи с помощью кисточки и печатки-тычка, а затем дорисовать узоры на юбках дымковских барышень.
Предлагаем детям различные силуэты дымковских игрушек из бумаги и спрашиваем детей, какими элементами они украшаются. Напоминаем: «Круг в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Силуэт игрушки должен оставаться белым». В процессе работы детям оказывается необходимая помощь.
В конце занятия все вместе составляем панораму «Дымковская деревня». Детям предлагается рассказать стихи и потешки о дымковских игрушках.
Худ. слово Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Затем рассказываем детям об особенностях дымковской игрушки:
Худ. слово точно солнечный цветок
И высокий гребешок,
Красной краской горя,
Как корона у царя!
Посмотри, как хороша, эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Дети, вам понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня?
Дети: Сегодня на занятии мы узнали о новых способах раскрашивания дымковских игрушек.
Конспект Нод по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: Чудо-чудное, диво-дивное! (русские народные игрушки)
Программное содержание: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов, воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество.
Материалы: матрёшки, дымковские, филимоновские игрушки или их изображения, силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, гуашь, кисточки образцы узоров, платок,
Ход:
1. Организационный момент.
В гости приходит Буратино.
2. Основная часть.
Буратино интересуется игрушками народного промысла. В них он не разбирается и просит ребят помочь ему узнать побольше о русских народных игрушках.
-Хорошо, Буратино, оставайся с нами, и ты всё узнаешь о русских народных игрушках.
Филимоновская игрушка.
Есть под Тулой деревенька
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою
Сердце согревало
И чтоб сказка никогда
Нас не покидала.
Филимоновская игрушка - самая древняя в нашей стране. О ней впервые упоминалось 700 лет назад. Первыми филимоновскими игрушками были свистульки. В них свистели для отпугивания нечистой силы.
Изготавливали свистульки в виде птиц, барышень в селе Филимоново из глины чёрного цвета. Такой глины не добывают больше нигде в России, да и в других странах тоже.
Особенность: игрушки имеют вытянутую форму, т.к. игрушки из сырой глины имеют свойство осаживаться и их приходится то и дело вытягивать, пока игрушка сохнет. После обжига глина становится белоснежной. Роспись ведётся не кисточкой, а гусиным пером. Элементы росписи: ёлочки, цветные полоски, "звёздочки".
Дымковская игрушка.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Всё игрушки непростые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны как берёзки
Кружочки, чёрточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не силах взор.
В селе Дымково, что стоит на берегу реки Вятки также добывали глину, только не чёрную, а красную. Заготавливали глину летом, а игрушки лепили зимой. Весной вывозили их на ярмарку и продавали там.
Дымковская роспись состоит из 5 элементов:
круг,
прямая линия,
волнистая линия,
точки,
клетки.
Матрёшка.
-А теперь, ребята, отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка!
Что же это за подружка?
(Матрёшка)
Как же изготавливают матрёшку? Сначала матрёшку вытачивают из дерева на токарном станке. Затем поверхность зачищают, грунтуют для того, чтобы краски не расплывались. Изделие высушивают, а затем расписывают. Матрёшку украшают цветами.
Русская народная игра "Жмурки на местах".
А теперь давайте поиграем в русскую народную игру "Жмурки на местах".
Давайте выберем жмурку с помощью считалочки:
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
Жмурку ставят посередине комнаты, завязывают глаза, поворачивают вокруг себя.
Играющие спрашивают:
-Где стоишь?
-На мосту.
-Что продаёшь?
-Квас.
-Ищи три года нас!
Дети расходятся и не сходят со своих мест. Можно приседать, вставать на колени. Найденный становится жмуркой, когда водящий узнаёт его.
Роспись игрушек.
Предложить детям выбрать силуэт любой игрушки и расписать его соответствующим образом.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная помощь.
3. Заключительная часть.
Ребята, что сегодня вы узнали нового? Что больше всего понравилось?
Буратино тоже многое сегодня узнал об игрушках и теперь может отличить филимоновскую игрушку от дымковской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»
Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.
quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям....

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"
laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...