Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»
методическая разработка (старшая группа)
Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.
Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских народных праздниках, открывают детям красоту окружающего мира и его добро, помогая понять, что можно сделать, чтобы постоянно становиться немного лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_st.gr_.docx | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №28 «Огонек».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»
Автор-составитель:
Воспитатель:
Анисимова Евгения Александровна.
г. Бердск
Актуальность
Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.
Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских народных праздниках, открывают детям красоту окружающего мира и его добро, помогая понять, что можно сделать, чтобы постоянно становиться немного лучше.
В современных условиях, которые сопровождает переоценка ценностей, происходит активный поиск и исследование новых методов, средств, форм дошкольного образования и воспитания, которые в большей степени соответствуют требованиям времени. При этом на ключевое место выходит задача воспитания такой личности, которая обладает высоким уровнем базовой культуры, а также формирования культурных потребностей личности ребенка и его эмоциональной отзывчивости.
Все люди с детства впитывают культуру своего народа, которая постепенно становится неотъемлемой частью его души, началом, которое порождает личность, развитую в художественно-эстетическом смысле. Для воспитания такую личность следует предоставлять детям условия, в которых они бы ощутили духовную жизнь русского народа, приняли и полюбили родной край, свой язык, русскую историю и культуру.
Русские народные праздники играли и продолжают играть значимую роль в жизни всех людей, способствуя единению, сближению детей и взрослых, всех жителей. При этом русские народные праздники являются носителями и образовательных функций. При этом следует согласиться с М.Б. Зацепиной, полагающей, что все русские народные праздники относятся к первичной форме культуры. По мнению М.Ю. Картушиной, культура русского народного праздника состоит из таких компонентов, как культура игры, культура слова, культура движения, культура музыкального звука, культура моды, а также культура костюмов, обычаев и этикета, культура ритуала, то есть русские народные праздники являются из совокупности различных культур.
Основная часть:
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным календарно-обрядовым праздникам, их наследию формирования чувства любви и чувства добра.
Задачи по реализации цели:
- формировать знания о русских народных праздниках;
- учить исполнять музыкальные произведения на русских народных шумовых инструментах (трещётке, ложках, бубне, рубеле);
- учить выполнять танцевальные движения при инсценировании песен и хороводов;
- воспитывать самостоятельность в народных играх, используя считалки, прибаутки, скороговорки.
Ожидаемые результаты:
- ребёнок знает и рассказывает о русских народных праздниках;
- ребёнок исполняет музыкальные произведения на русских народных шумовых инструментах (трещётке, ложках, бубне, рубеле);
- ребёнок выполняет танцевальные движения при инсценировании песен и хороводов;
- ребёнок может быть активным участником русского народного праздника.
Формы и методы работы.
В процессе творческой деятельности используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные; проекты "Моя семья", "История матрёшки", " Народные праздники: Масленица, Пасха"; игры, праздники, развлечения, экскурсии.
Применяются различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный: устное изложение, беседа, рассказ, заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
•наглядный: показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение; показ (выполнение) воспитателем;
• практический: выполнение работ по лепке, рисованию.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания, использование народных игр, в том числе хороводов, развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Содержание методической разработки
Данная разработка является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает более эффективному обучению и развитию дошкольников по приобщения к народному искусству.
Особое значение народного праздника для ребенка (да и для взрослого) связано с тем, что именно народный праздник является носителем нравственных ценностей. Ведь гораздо важнее, чтобы ребенок понял именно ценностную идею праздника, а не усвоил его внешние атрибуты. Это, прежде всего, представления о доброте, красоте, правде, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, вера в благополучное будущее.
В группе создана библиотека методической литературы по данной теме. Составлены конспекты совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями; подбор народных игр, хороводов, развлечений, соответствующих сезону и календарному празднику, создана картотека по устному народному творчеству: считалки, заклички, потешки, прибаутки, загадки.
Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные детьми в процессе познавательной и в совместной деятельности педагога с детьми, применялись ими в самостоятельной деятельности. Важно использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умение играть в русские народные игры, театрализация, использование атрибутов народной культуры и т.д.
∙ "Уголок ряжения" с народными костюмами.
∙ Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
∙ Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
∙ Библиотека с произведениями устного народного творчества, малыми фольклорными жанрами.
∙ Организация интерактивных выставок и мини-музеев.
∙ Наличие в книжном уголке сказок, книг, альбомов, знакомящих с народным бытом, обрядами, традициями, праздниками русского народа
∙ Наличие картотек: «Народные игры», «Пословицы, потешки, заклички», «Загадки», «Прибаутки», "Дидактические игры"
Как уже сказано выше, вся работа ведется в соответствии с народным календарем. Здесь знакомили детей с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и традициями русского народа.
Работа проходит в разнообразных формах: беседы, игры – путешествия в прошлое, рассказы воспитателя, экскурсии в краеведческий музей. Широко применяется наглядный материал: слайды, видеоматериалы, картины художников. В совместной деятельности с детьми используется народная и классическая музыка.
Результатом общей работы являются календарные праздники, ярмарки, фольклорные посиделки с детьми. В работе по данной теме постоянно присутствует ручной труд.
Работа по праздничной культуре включает в себя и театрально-игровую деятельность. Закликая весну, дети показывали театрализованное представление «Весеннее пробуждение»
Зимние святки всегда были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. И в наши дни детям очень нравится наряжаться и колядовать.
Весело и радостно проходит праздник масленица, дети делают из ниток куклу – «масленку», играют в народные игры, ну а после угощаются блинами.
Необходимым условием в воспитание у детей уважения к русской народной культуре является знакомство детей с русским народным костюмом. Объясняя детям то, что одежда была как повседневная, так и праздничная.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью, наполнить ее досуг новым содержанием. Родители активно участвуют в украшении группы к праздникам, в играх, конкурсах («Рождественская открытка», «Пасхальное яйцо»), составляют кроссворды по праздничной культуре, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. Все это способствует объединению и воспитанию положительного отношения друг к другу.
Перспективное планирование (старшая группа 5-6 лет) | |||||
Месяц | НОД | Задачи | Совместная деятельность | Предметно-развивающая среда | Работа с родителями |
сентябрь | Праздник «Осенины» | Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Закреплять знания детей о времени года «осень», приметы осени. Узнавать овощи на ощупь. | Отгадывание загадок. Разучивание пословиц, поговорок. Игры на русских народных музыкальных инструментах. Д/и «Чудесный мешочек» | Иллюстрация картины Левитана «Золотая осень». Муляжи овощей | Сбор урожая на огородах. Экскурсия в лес, наблюдение за изменениями в природе |
октябрь | Покров | Познакомить с историей праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Воспитывать любовь к матери. Учить изображать образ Богородицы в рисунках. Активизировать и расширять словарный запас детей. | Чтение М. Пришвин «Последние грибы». Разучивание песен о маме. П/и «В углы», п/и «Карусель». | Икона Покрова Пресвятой Богородицы. Ткань, изображающая Покров. Альбомные листы, цветные карандаши | Оформление консультации в родительском уголке: «Об истории празднования Покров Пресвятой Богородицы». Изготовление поделок совместно с детьми «Что нам осень подарила». |
ноябрь | Кузьма-Демьян | Познакомить детей с народным праздником, традициями его празднования. Формировать интерес к Родине. Дать детям представление о ремеслах, их значении в жизни человека. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам их труда, желание быть трудолюбивыми, терпеливыми, самостоятельными. | Разучивание пословиц. Отгадывание загадок. Знакомство детей с народными приметами. Беседа о страхе. Пальчиковый театр по сказке «У страха глаза велики». П/и «Кузнецы», п/и «Прялица». Папье-маше (тарелочка). Гжель-роспись тарелочки. Д/и «Найди дымковскую роспись» | Иллюстраций с изображением народных ремесленников. Предметные картинки: молоток, гвоздь, иголка, ножницы, веретено. Клей ПВА, кисти, гуашь синего цвета, бумага. | Обеспечить информирование родителей об истории праздника, особенностях его проведения. Пополнение русской «избы» старинными вещами |
декабрь | «С Новым годом со всем родом!». | Формировать представление о празднике новый год. Приобщать и развивать интерес детей к истокам народной культуры, познакомить с народными традициями и обрядами, приуроченными к празднованию Нового года. Активизировать и расширять словарный запас детей. Закреплять знание о зимних месяцах и праздниках. | Беседа о традициях празднования Нового года. Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского«Проказы старухи зимы». Вечер загадок о зиме. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Ручной труд «Новогодняя игрушка». П/и «Два Мороза» | Искусственная ель, украшенная игрушкам. Игрушка Деда Мороза. Фотоматериалы о зиме, о празднике, о животных. Портрет Петра I | Разучивание с детьми стихов. Наглядная информация «Русский фольклор зимой». Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда Мороза». Помощь в организации Новогоднего праздника. |
январь | Пришла Коляда-отворяй ворота. | Познакомить детей с историей православного праздника Рождество Христово, дать представление о его значении. | Пение колядок. Игры на русских народных музыкальных инструментах. Разыгрывание сценок колядования. П/и «Бабка Ежка». Развлечение «Рождественские святки». Изготовление ангелочка. | Книги о Рождестве, репродукции с картин о Рождестве Христовом, кань для изготовления ангелочка, шарик, нитки. | Участие в подготовке развлечения «Рождественские святки». Изготовление атрибутов к развлечению. |
февраль | Масленица | Познакомить с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями. Развивать познавательную активность, творческое воображение, расширять словарный запас и кругозор. | «Ой ты, Масленица!». Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен. П/и «Горшки», п/и «Гори, гори ясно». Праздник «Ой ты, Масленица». | Иллюстрации и рисунки к празднику Масленица, изображение картин «Масленица» художника Б.Кустодиева. Картина Сурикова «Взятие снежного городка», чучело масленицы. | Организовать для родителей конкурс «Самый вкусный блинчик». Помощь в подготовке праздника «Масленица». |
март | Алексей-с гор потоки. | Познакомить с русским народным праздником «Алексеев день», дать представление о приметах, связанных с этим праздником. Закреплять знание о весенних месяцах. | Рассказ о народном празднике. П/и «Кораблики», п/и «Родничок», п/и «Ручеек». Рассказывание докучных сказок, дразнилок, загадывание загадок о весне. Изготовление птиц из бумаги (оригами). | Картины весны. Бумага | Подбор пословиц и поговорок, дразнилок, совместно с детьми, по теме. Организовать конкурс для пап «Кораблики моего детства». |
апрель | Пасха | Закрепить и расширить знания о празднике Пасха. Активизировать и расширять словарный запас детей. | Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос-воскрес» рассматривание иллюстраций русских художников по теме. Знакомство с пасхальными песнями. П/и «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко». Аппликация пасхального яйца. Словесные игры. Пение частушек. | Иллюстрации пасхальных атрибутов. Фонограмма колокольного перезвона. Цветной картон, клей ПВА, цветная бумага, кисти, ножницы | Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?» Коллекция пасхальных яиц. Испечь пасхальные куличики. |
май | Ляльник | Формировать представления детей о народных традициях, обрядах. Пробудить интерес родителей и детей к русской истории и культуре. Научить делать традиционную русскую куклу-оберег «Лелю» (совместно с родителями). | Рассказ о народном празднике Лялин день. Познакомить с русской народной песней «Ой ты, Груня, ты Груняша». Инсценировка сказки о Ляле. П/и «Ляля». Ручной труд. Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни. | Иллюстрации праздника «Лельник». Заготовки для изготовления куклы-Лели (клочки ткани, нитки, пряжа). | Приобретение материала для изготовления русской куклы-оберег «Лелю»). |
Список используемой литературы:
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.-3-е изд., перераб. и дополн.-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.-400с.
- Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., Калиновская И.Б.,Смотрова Н.А., Булгакова Т.К., Куровская И. В.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-304 с.
- Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду: учеб. пособие / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. – М.: Наука, 2016. – 148 с.
- Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2015. – 320 с.
- Картушина, М.Ю. Детские праздники. Сценарии с нотным приложением / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
- Князева, О.Л. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / под ред. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 30 с.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль. Академия развития. 2003.
- Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме :"Превращение веревочки" для детей старшего дошкольного возраста"
Конспект организованной образовательной деятельности по теме :"Превращение веревочки" для детей старшего дошкольного возраста"...
Образовательная деятельность на тему: «Пожароопасные предметы для детей старшего дошкольного возраста»
Задачи:· формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской ме...
Непосредственно образовательная деятельность на тему "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста
Непосредственно образовательная деятельность на тему "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возрастаЦель: воспитывать интерес к родному языку, к изучению и образованию новых сл...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: «Зимующие птицы»Цели: формирование экологической культуры у детей.Задачи:образовательные:- способствовать формированию представлений детей о зимующих птицах;- формиро...
Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"
Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка, ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...
Тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Тематическое планирование по речевому развитию детей в старшей группе содержит практический материал для планирования работы воспитателя по лексическим темам на учебный год. Включает подборку бесед, р...