«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».
"Посиделки"
Конспект.
Цель: Дать понятие о многообразии русского фольклора, разнообразии его жанров.
Задачи:
- Дать понятие о многообразии русского фольклора, разнообразии его жанров.
-Воспитывать гуманные чувства
-Желание порадовать другого и сделать ему приятное.
-Развивать речь детей.
-Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию распространёнными предложениями.
-Упражнять в подборе слов с противоположным значением
-Развивать творческий потенциал детей, воображение, мышление, память, речь.
-Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Подготовительная работа: Занятие проводится в книжном уголке. Заранее подготовить книги и иллюстрации, а так же музыкальное сопровождение.
Материал для занятий: Музыка для физминутки, прялка, нити, иллюстрации по сказкам.
Ход занятия:
Вступительное слово.
В старину люди собирались по вечерам в каком-нибудь доме. Сидели, разговаривали, пели песни, кто вязал, кто прял.
Воспитатель: Сегодня мы с вами устроим маленькие посиделки, а поговорим мы о русском народном творчестве. Много-много лет назад на Руси возникли первые сказки. В течение многих лет они устно передавались от бабушек и мам к своим детям и внукам. Дети вырастали, рассказывали их своим детям. А кто их сочинят?
Ответы детей.
Воспитатель:Конечно имена этих талантливых людей не сохранились, да и не могли сохраниться: ведь каждый, кто передавал другим услышанную сказку, рассказывал ее по-своему, что-то добавлял, что-то изменял. А для чего придумывали сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: А придумывали их для того, чтобы рассказывать и слушать. Ну а раз придумывал их народ, значит автор русских народных сказок - русский народ. Позднее ученые, любители старины записали сказки и напечатали их. Вот посмотрите, какая толстая книга. Здесь собрано очень много сказок. Многие из них мы читали.
Давайте вспомним, какие русские народные сказки вы знаете?
Дети: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко» (и так далее)
Воспитатель: Какими словами обычно начинается русская народная сказка?
Дети: Жили- были..
Воспитатель: Какими словами обычно заканчивается русская народная сказка?
Дети: Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец.
Воспитатель: Что характерно для русских народных сказок?
Ответы детей.
Воспитатель: В русских народных сказках есть повторы, волшебство. В сказках обязательно существует борьба между добром и злом. Что всегда побеждает, добро или зло?
Дети: Добро!
Воспитатель: И каждая сказка нас чему-нибудь учит. Посмотрите на картинку. Как называется эта сказка?
Дети: «Морозко»
Воспитатель: Кого в этой сказке наказали? И за что?
Дети: Старухину дочь. Потому что она ленивая, злая, грубая, вредная и обманщица.
Воспитатель: Хорошо с заданием справились, а сейчас, давайте немного разомнемся:
Физкультминутка: (под музыку «Вьюга и вальс снежинок»)
Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода.
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда!
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на окне ночном!
Круговые движения руками, обнимают себя, гладят, приседают 2 раза, грозят пальцем, шевелят пальцами, поднимают руки вверх, затем вниз, имитируют рисование.
Воспитатель: Молодцы, настроились на работу, проходим к своим местам. Ребята, отгадайте-ка загадку:
-Чьи рисунки на окне, как узор на хрустале?
-Щиплет весело за нос, зимний дедушка …
Дети: Мороз
Воспитатель: А эта сказка как называется?
Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Ответы детей.
Воспитатель: Но не только сказки слагал русский народ, слагал он пословицы и поговорки. Ученые ездили по всей стране и записывали их. Вот посмотрите какая толстая книга, здесь очень много пословиц.
Воспитатель: А вы какие пословицы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще русским народом придумано очень много загадок. Их много собрано в этой книге, некоторые из них вы знаете. Какие вы знаете загадки?
Дети по одному загадывают загадки.
Воспитатель: Раньше люди после работы, в праздники пели песни, водили хороводы. Давайте мы сейчас с вами тоже немножечко отдохнем, вспомним русский народный хоровод "Земелюшка-Чернозем".
Дети вместе с воспитателем под музыку водят хоровод.
Итог.
Воспитатель: Понравились вам посиделки?
Дети: Да
Воспитатель: Какие виды народного творчества мы вспомнили?
Дети: Сказки, загадки, песни, пословицы и поговорки…
Воспитатель: Вы молодцы. К русскому народному творчеству относятся не только сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки. Это все устное народное творчество. Я надеюсь, что вы не забудете все то, о чем мы с вами сегодня говорили. А когда вырастите, расскажите своим детям. Ведь мы должны хранить и передавать русские обычаи, традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2022 год - год народного искусства и нематериального культурного наследия.
2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации наро...
Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»
2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...
Самообразование.«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».
Самообразование.«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ «Приобщение детей к истокам русской народной к...
«ЧАЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ» Сценарий праздника, посвященного году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
На завалинках, в светелке, иль на бревнышках какихСобирали посиделки пожилых и молодых.При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.Говорили, песни пели и водили хоровод.А играли как! В горелк...
ПРОЕКТ "Год народного искусства и нематериального культурного наследия наров России» Тема: «Книга русских народных сказок"
Актуальность проекта: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей...