«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»
презентация
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. Оформлен альбом «Русская матрёшка», изготовила дидактическую игру «Подбери заплатку», «Сложи матрёшку».
Я считаю, что нахожусь только на начальном этапе работы по приобщению детей к русской народной культуре, но перспективы на будущее уже намечены. В нашей группе дети и взрослые живут в мире тепла и доброты. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_krivtsovoy_e.n._belochka.pptx | 2.45 МБ |
tekst_dlya_slaydov_krivtsovoy_e.n._belochka.docx | 801.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Моя семья Родная страна Родной край Родная природа
Фотоальбомы «Семья, главное в жизни»
Наша родина – Россия Это мой город Профессии военных 12 апреля – Всемирный день космонавтики День Победы
Попробуем сделать маленькую куклу Пеленашку . Подготавливаем нужные материалы.
Белую ткань складываем пополам и плотно сворачиваем в скатку снизу вверх.
Для обозначения головы перетягиваем скатку нитями, выделяя треть длины от одного из концов .
Перетягиваем куклу посередине. Завязываемый узел символизирует пуп — сосредоточие жизненной силы.
Складываем ткань для платочка куклы по диагонали.
На головку куклы Пеленашки повязываем платочек, концы заводим за спинку крест-накрест, не завязывая узла.
Кладем куклу поверх пеленки, предварительно немного отогнув ее верхний край .
Заворачиваем скатку в пеленку, заводя по очереди углы ткани наискосок за скатку. Нижнюю часть пеленки подгибаем, накидываем на Пеленашку и обтягиваем назад за скатку .
Куклу Пеленашку обвиваем свивальником (узкой длинной полоской ткани, веревочкой или лентой). Начинаем заводя за голову, затем перекрещиваем впереди и перетягиваем оба конца внизу. Кукла Пеленашка готова!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд 1, 2 Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Слайд 3 Работу по теме веду по нескольким направлениям: «Моя семья», «Родная страна», «Родной край», «Родная природа».
Необходимое условие приобщения детей к народной культуре – организация развивающей среды.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного.
Слайд 4
Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. Так как у нас сейчас младшая группа, я привлекла родителей к оформлению фотоальбома «Семья, главное в жизни».
Слайд 5
В рамках направления «Родная страна» наши ребятишки потом больше узнают о столице нашей Родины, познакомятся с государственной символикой. В этом же направлении затронута и военная тематика. Для работы по этой теме оформлены альбомы «Наша Родина – Россия», «Это мой город», «Профессии военных», «12 апреля всемирный день космонавтики», «День Победы».
Слайд 6
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Знакомятся и с народной игрушкой. Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, её делали родители или родные ребёнка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу.
Слайд 7
Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой. Дети с удовольствием играют с ней, рассматривают её яркий наряд. Оформлен альбом «Русская матрёшка», изготовила дидактическую игру «Подбери заплатку», «Сложи матрёшку».
Слайд 8
Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! А называли эту куклу Пеленашка.
Пеленашка - это традиционная обережная кукла славян. Спелёнатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она обязательно находилась до крещения. Считалось, что кукла оберегает ребенка от опасности, защищает от злых духов и принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенному крестом малышу. Только после крещения куклу убирали из колыбели.
Слайд 9
С куклой Пеленашкой связан еще один русский обряд. После переезда невесты в дом жениха, на колени новобрачной клали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила.
Слайд 10
Кукла Пеленашка делалась и для игры детям. Тогда обычно применяли бытовые вещи – простыни, одеяла и т. п. Завернув сложенную простыню в столбик, заворачивали куклу в одеяло и перевязывали пояском или веревочкой. Такую куклу впоследствии могли сделать и старшие девочки для младших. После игры куклу разворачивали, и вещи опять применялись по своему прямому назначению.
Кукла Пеленашка очень проста в изготовлении. Это младенец в платочке, спеленатый в пеленку и обвитый свивальником. Куклу делают из куска белой ношенной ткани. Считалось, что ношенная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека, носившего одежду из этой ткани или дома, где она применялась. Таких куколок обычно делали для других больших кукол-матерей и привязывали к ним пояском.
Слайд 11 Чтобы сделать такую чудесную куколку нужно приготовить нужные материалы.
Слайд 12
Берём лоскут белой ткани прямоугольной формы. Складываем её пополам
Скручиваем его вот так, трубочкой, в скатку снизу вверх.
Слайд 13
Потом берём полоски и перевязываем - получается головка (треть длины от одного из концов)
Слайд 14
А теперь перевязываем Пеленашке талию, перетягиваем куклу посередине.
Слайд 15
Берём цветной лоскуток квадратной формы. Складываем ткань по диагонали. Это платок Пеленашки.
Слайд 16
Надеваем платочек на голову Пеленашке. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле, не завязывая узла.
Слайд 17 Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. В лоскут прямоугольной формы.
Слайд 18 Кладём Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
Слайд 19 Чтобы одеяло не развернулось, у нас есть ниточка или узкая длинная полоска ткани - свивальник, которой завязываем одеяло кукле.
Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, кому вы ее подарите.
Слайд 20 Уважаемые коллеги! Надеюсь, что мой опыт работы в данном направлении будет вам полезен и вы, творчески переработав предложенный материал, используете в работе в своей группе со своими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культуре народа, семейным традициям»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения их к народному творчеству
моя педагогическая концепция...
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре»
laquo;Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре» ...
Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...
"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам приобщения к истокам культуры"
Консультация для педагогов...