Дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор»
методическая разработка (старшая группа)
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования является программой технической направленности.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
методическим советом Директор МДОАУ
протокол № д/с «Золотой ключик»
«» сентября 2022 г. ________Г.В. Юркова
Приказ № -ОД от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КОНСТРУИРОВАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
«ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР»
Направленность: технической направленности
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: ознакомительно базовый
Составитель
Шаманина.Н.А
г. Пыть-Ях
2022 г.
Содержание
| Стр. |
Пояснительная записка | 3 |
Актуальность | |
Новизна | |
Педагогическая целесообразность | 3 |
Отличительная особенность программы | 4 |
Организация образовательного процесса | 5 |
Виды занятий | 5 |
Методы обучения | 8 |
Формы обучения | 10 |
Цель и задачи программы | 11 |
| |
Учебный план 1 год обучения | 11 |
Содержание учебного плана 1 года обучения | 11 |
Календарно-тематическое планирование | 13 |
Планируемые результаты к концу года | 14 |
3. Комплекс организационно-педагогических условий | 15 |
Формы аттестации и оценочные материалы | 16 |
Условия реализации программы | 17 |
Материально техническое обеспечение | 23 |
Учебно- методические материалы | 24 |
Кадровое обеспечение | |
Литература |
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования является программой технической направленности.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
В силу своей универсальности LEGO-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование LEGO-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. LEGO-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию дилогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является основной детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствует навыки и умения, развивается умственно и эстетически. Доказано, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у обучающегося конструированием ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. В этом заключается актуальность программы LEGO–конструирование.
Новизна
Заключается в том, что изучение программы нацелена на реализацию задач по развитию творческих и конструктивных навыков через игровые проекты, с использованием конструкторов LEGO. В процессе активной работы по конструированию открывается много интересных возможностей.
Содержание программы выстроено таким образом, чтобы помочь обучающемуся постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования и оформления. При этом он, как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Конструирование развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Возможность самостоятельной разработки и конструирования управляемых моделей является очень мощным стимулом к познанию нового и формированию стремления к самостоятельному созиданию, способствует развитию уверенности в своих силах и расширению горизонтов познания. Занятия по программе позволяют заложить фундамент для подготовки будущих специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.
Дошкольники проходят четыре этапа усвоения программы: восприятие, мышление, действие и результат. По окончанию занятия каждый ребенок видит результат своей работы.
Педагогическая целесообразность
Программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Занятия конструированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству, еѐ курс позволяет в доступной и наглядной форме получить реальный опыт построения моделей из наборов готовых деталей. Программа нацелена на развитие у детей стремления научиться самому строить модели из различных материалов и участвовать в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями, способна увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.
Программа учитывает психологические и возрастные особенности детей указанной возрастной категории, в т. ч. детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов; предполагает вариативность объяснения учебного материала и практических заданий.
Отличительной особенностью программы
Является то, что содержание программы спланированно по принципу от простого к сложному, чтобы помочь обучающимся постепенно, шаг за шагом освоить основные принципы конструирования, раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работать в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти свое решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения. Самостоятельная работа выполняется обучающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.
Организация образовательного процесса
Направленность программы – техническая
Профиль-конструирование
Уровень программы- ознакомительный, базовый
Адресат программы- дети 5-6 лет
Объем и срок реализации -36 часов, 1-год обучения
Форма обучения- очная
Режим занятий - 1 раз в неделю во второй половине дня длительность 25 минут,
По форме организации- групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями
Состав группы- постоянный
Количество обучающихся на занятии- 12 человек
Программу реализуют педагоги группы-Шаманина .Н.А. Дельбиева А.М.
Виды занятий – определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение, по образцу, по условиям, по замыслу.
Методы обучения
Словесный, наглядный, практический, технический, проблемный, дискуссионный, игровой, поощрение, мотивация, убеждение.
При реализации программы используются различные педагогические технологии:
Лично-ориентированная – акцент ставится на личность обучающегося, создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий. Реализация природных потенциалов ребенка.
Информационно – коммуникационная технология - применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности.
Технология творческих мастерских - педагог вводит своих обучающихся в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ребенок может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, педагог – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
Здоровьесберегающая - обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Технология портфолио – создание папки с творческими достижениями обучающихся (в печатном и электронном виде).
Формы обучения
Групповая, индивидуальная, коллективная, парная
Цель программы
Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO -конструирования.
Задачи:
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- изучить виды конструкций и соединений деталей;
- повысить интерес к непосредственно образовательной деятельность посредством конструктора LEGO;
- синхронизировать программы образовательного и дополнительного обучения;
- формировать умения достаточно самостоятельно решать техническиезадачи в процессе конструирования моделей.
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- развивать творческую активность, самостоятельность в принятии решений в различных ситуациях;
- развивать интерес к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
- развивать внимание, память, воображение;
- развивать пространственное и техническое мышление, активизирование мыслительных процессов дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Содержание программы.
Учебный план на 1 год обучения
(25 минут в неделю)
№ п\п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часы | Формы | ||
Теории | Практики | Организации занятий | Аттестация\ контроль | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, презентация | Наблюдение, тестирование |
2. | Основы конструирования | 32 | 32 | Беседа, презентация | Наблюдение, | |
3. | Итоговое занятие Презентация | 2 | 1 | 1 | Мастер-класс, проект | итоговый |
Всего: | 36 | 2 | 34 |
Содержание учебного плана 1 год обучения
- Вводное занятие (2 ч).
Цель: Знакомство с LEGO-конструктором, историей создания конструктора. С видами конструктора, с названиями деталей, различие, их названия. Способы крепления деталей.
- Основы конструирования (33 ч.)
Цель:Формировать умения детей работать в коллективе дружно, помогая друг, другу. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.Формировать умение детей коллективно строить простейшую постройкусоздавать сложную постройку из конструктора, работать вместе, не мешая друг другу.
Развивать навыки коллективной работы.Закреплять полученные навыки. Формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
- Итоговое занятие (2 ч.)
Цель:Дети знают названия конструкторов, могут сами построить постройки, глядя на опору (чертеж), могут сами обыграть и рассказать, что и для чего они построили.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ занятия | Дата занятия | Количество часов | Тема занятий | Количество часов | ||
План | Факт | теории | практики | |||
1 | 03.09.21 | 1 | Вводное занятие. | 1 | - | |
2 | 10.09.21 | 1 | Вводное занятие. | - | 1 | |
3 | 17.09.21 | 1 | «Избушка на курьих ножках» (коллективная работа) | - | 1 | |
4 | 24.09.21 | 1 | «Мостик через речку» | - | 1 | |
5 | 01.10.21 | 1 | «Колодец» | 1 | ||
6 | 08.10.21 | 1 | «Дом лесника» | 1 | ||
7 | 15.10.21 | 1 | «Разные домики» | 1 | ||
8 | 22.10.21 | 1 | «Кафе» | 1 | ||
9 | 29.10.21 | 1 | Конструирование по замыслу | 1 | ||
10 | 12.11.21 | 1 | «Катер» | 1 | ||
11 | 19.11.21 | 1 | «Пароход» | 1 | ||
12 | 26.11.21 | 1 | Конструирование по замыслу | 1 | ||
13 | 03.12.21 | 1 | «Зоопарк» | 1 | ||
14 | 10.12.21 | 1 | «Слон» | 1 | ||
15 | 17.12.21 | 1 | «Верблюд» | 1 | ||
16 | 24.12.21 | 1 | «Домашние животные» | 1 | ||
17 | 14.01.22 | 1 | «Дети» | 1 | ||
18 | 21.01.22 | 1 | «Дом фермера» | 1 | ||
19 | 29.01.22 | 1 | «Грузовой автомобиль» | 1 | ||
20 | 04.02.22 | 1 | «Пожарная часть» | 1 | ||
21 | 11.02.22 | 1 | «Самолет» | 1 | ||
22 | 18.02.22 | 1 | Конструирование по замыслу | 1 | ||
23 | 25.02.22 | 1 | Конструирование по замыслу | 1 | ||
24 | 04.03.22 | 1 | «Поезд мчится» | 1 | ||
25 | 11.03.22 | 1 | «Беседка» | 1 | ||
26 | 18.03.22 | 1 | «Пастбище» | 1 | ||
27 | 25.03.22 | 1 | Конструирование по замыслу | 1 | ||
28 | 01.04.22 | 1 | «Ракета, космонавты» | 1 | ||
29 | 08.04.22 | 1 | «Светофор, регулировщик» | 1 | ||
30 | 15.04.22 | 1 | Конструирование по замыслу | 1 | ||
31 | 22.04.22 | 1 | «Робот» | 1 | ||
32 | 29.04.22 | 1 | «Речные рыбки» | 1 | ||
33 | 06.05.22 | 1 | «Аквариум» | 1 | ||
34 | 13.05.22 | 1 | «Лабиринт» | 1 | ||
35 | 20.05.22 | 1 | «Творим и мастерим» (итоговое) | 1 | ||
36 | 27.05.22 | 1 | Итоговое занятие, выставка работ. | 1 | - | |
Итого: | 36 | 2 | 34 |
Планируемые результаты к концу года
При системном использовании Программы «Юный конструктор» происходит развитие личности, мотивации и способностей обучающихся в различных видах деятельности. Образовательный конструктор позволяет охватывать определенные направления развития и образования детей:
- Социально-коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения при работе с конструктором.
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целого, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
- Речевое развитие включает обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности.
- Физическое развитие включает приобретение опыта в видах деятельности: развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Личностные результаты:
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственное воображения, мелкой моторики рук и глазомер, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
- овладение навыками культуры труда при работе с лего;
- адекватное отношение к успешному или неуспешному выполнению своей деятельности, восприятие оценки педагога и обучающихся;
- знание правил здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Предметные результаты:
- знание истории возникновения легоконструирования в России;
- знания о простейших основах механики;
- знания о видах конструкций (однодетальные и многодетальные), связанные неподвижным соединениям деталей;
- знания о технологической последовательности изготовления несложных технических конструкций из лего;
- знания о деталях конструктора и способах их соединении, об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса, о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов, о связи между формой конструкции и ее функциями.
Метапредметные результаты:
- улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;
- умение самостоятельно организовать свое рабочее пространство для успешной и комфортной деятельности на занятии, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обладать навыками:
- самостоятельно создавать простые конструкции и трехмерное моделирование подвижных механизмов (конструкторские навыки и умения);
- конструировать, ориентируясь на образец и пошаговую схему изготовления конструкций;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;
По окончании программы «Юный конструктор» у детей сформируются основные компетенции и личностные качества:
морально-волевые качества: старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
познавательные качества: любознательность, интерес, исследовательская активность;
коммуникативные навыки, умение самостоятельно договариваться друг с другом;
разовьются навыки мелкой моторики рук.
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный конструктор»
Год обучения | Дата | Количество | Режим занятий | |||
Начало занятий | Окончание занятий | Учебных недель | Учебных дней | Учебных часов | ||
1 год | сентябрь | май | 36 | 36 | 15 | 1 раз в неделю, 25 минут |
Комплекс организационно-педагогических условий
Формы организации обучения объемному конструированию
Конструирование по образцу – разработано Ф. Фребелем – постройка деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап, в ходе которого обучающиеся узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, учатся определять в любом предмете его части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. В качестве образца могут служить детали, фотографии, отображающие общий вид постройки, определенная конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать ее так, чтобы получилась новая.
Конструирование по модели – разработано А.Н. Миреновой – в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами, предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию обклеенную плотной белой бумагой. Обучающиеся воспроизводят ее из имеющегося строительного материала. Это достаточно эффективное средство активации мышления, так как у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы с тем, чтобы воспроизвести ее в своей конструкции.
Конструирование по условиям – предложено Н.Н. Поддьяковым – без образца, рисунков и способов воздействия обучающиеся должны создать конструкцию по заданным условиям, подчеркивающим ее практическое назначение. Основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не дают способов решения. Тем самым у детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – разработано С.Леона Лоренсо и В.В.Холмовской – наиболее успешно реализуется моделирующий характер деятельности. Обучающихся сначала обучают строить простые схемы – чертежи, отражающие образцы построек, а затем создавать конструкции по схемам -чертежам. Для дошкольников это достаточно сложно, в этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование по замыслу – это творческий процесс, в ходе которого обучающиеся имеют возможность проявить самостоятельность. Однако не стоит забывать, что замысел конструкции, его воплощение – достаточно трудная задача для дошкольника, поэтому следует формировать обобщенные представления об объектах, умение владеть обобщенными способами конструирования. Степень самостоятельности и и творчества зависит от их уровня знаний и умений.
Конструирование по теме – на основе общей тематики обучающиеся самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма близка по характеру с конструированием по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается темой. Основная цель – закреплять умения и навыки детей.
Каркасное конструирование – выделено Н.Н. Поддьяковым – первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральны звеном постройки, последующая демонстрация изменений, приводящей к трансформации всей конструкции. В результате обучающиеся легко усваивают общий принцип строение каркаса, учатся выделять конструкции.
Форма аттестации
Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка, соревнования, внутригрупповой конкурс, презентация проектов обучающихся.
Виды контроля
Предварительный (входной контроль) - выявляет уровень знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса или диагностики.
Текущий - проверка проводиться по окончании изучения и каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводиться в форме устного опроса и выполнения практического задания.
Итоговый - проверка проводиться за год и выявляет уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений и навыков за год. Проводиться в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса.
Оценочные материалы.
Тестовое задание для входного контроля
«Запомни и нарисуй» на выявление развития внимания у обучающегося
Внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти и мышления. Объем внимания зависит от количества объектов, которые ребенок одновременно может воспринять с одинаковой ясностью.
Ход проведения. Тестирование-игра «Запомни и нарисуй». С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу-квадрат с девятью точками, все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек. «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 секунды, показывается каждая из восьми карточек с точками по очереди (от меньшего количества точек к наибольшему) и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов. Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты оцениваются в баллах:
- 10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточках 6 и более точек;
- 8-9 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточках от 4 до 5 точек;
- 6-7 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточках от 3 до 4 точек;
- 4-5 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточках от 2 до 3 точек;
- 0 – 3 балла - ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточках не более одной точки.
Выводы. 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов - низкий, 0-3 балла – очень низкий.
∙ | |||
∙ | ∙ | ∙ | |
∙ | ∙ | ||
∙ | ∙ |
∙ | |||
∙ | |||
∙ | ∙ | ||
∙ | ∙ |
∙ | |||
∙ | ∙ | ||
∙ | |||
∙ | |||
∙ |
∙ | ∙ | ||
∙ | ∙ | ||
∙ | ∙ | ∙ | |
∙ | ∙ |
∙ | |||
∙ | |||
∙ | ∙ | ||
∙ | ∙ |
∙ | |||
∙ | ∙ | ||
∙ | ∙ | ||
∙ | |||
∙ | |||
∙ |
Образец карточки для обучающегося
Ф.И.О.__________________________________________
Дата тестирования________________________________
Контрольные задания для текущей аттестации
Методика «Придумай робота» на выявление развития
воображения у обучающегося
Ход проведения. Ребенку дают конструктор, не ограничивая в деталях. На выполнение задания дается 15 минут. Далее оценивается качество конструкции по приведенным критериям и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка результатов. Оценка конструкции робота проводится в баллах по следующим критериям:
- 10 баллов – ребенок за определенное время придумал и сконструировал оригинального, необычного робота. Конструкция оказывает большое впечатление на зрителя, в целом конструкция тщательно проработана, наблюдается практическая значимость объекта. Она свидетельствует о незаурядной фантазии, богатом воображении.
- 8-9 баллов – ребенок придумал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, хотя модель робота не является совершенно новой. Детали модели проработаны неплохо, наблюдается практическая значимость объекта.
- 5-7 баллов – ребенок сконструировал копию робота, но при этом модель несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образ проработаны средне, но при этом наблюдается практическая значимость объекта.
- 3-4 балла – ребенок сконструировал простую, неоригинальную модель робота, при этом слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Практическая значимость объекта не наблюдается.
- 0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел придумать оригинальную модель и сконструировал лишь примитивную модель, используя минимальное количество деталей. Практическая значимость объекта не наблюдается.
Выводы. 10 баллов – очень высокий, 8-9баллов- высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.
Методика «Чего не хватает?» на выявление развития
восприятия у обучающегося
Ход проведения. Ребенку предлагается серия картинок, на каждой из которых не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание: как можно быстрее определить и назвать чего не хватает. Проводящий диагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия.
Оценка результатов.
– 10 баллов – ребенок справляется с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках элементов;
- 8-9 баллов – время поиска всех недостающих элементов заняло 31-35 секунд;
- 4-5 баллов – время поиска всех недостающих элементов заняло 36-40 секунд;
- 2-3 балла – время поиска всех недостающих элементов заняло 41-45 секунд;
- 0-1 балл – время поиска всех недостающих элементов заняло более 45 секунд;
Оценки даются в баллах, по десятибалльной системе, и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребенка. Наряду с такими общими выводами ребенок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более точно судить об уровне его развития.
Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать1-2 балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или соответственно отсутствие усердия со стороны ребенка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
Выводы. 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 4-7 баллов – средний, 2-3 балла – низкий, 0-1 балл – очень низкий.
Карта контроля выполнения практического задания
Промежуточная, итоговая аттестация за 2021-2022 учебный год
Цель: "Определение уровня практических умений и навыков
№ п\п | ФИО обучающегося | Критерии | ||||
Знает названия конструктора | Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) | Умение конструировать по образцу | Умение конструировать по пошаговой схеме | |||
| ||||||
Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение
- Кабинет для проведения занятий
- Ученические столы, стулья
- Шкафы и стеллажи для хранения и демонстрации работ, а так же стенды для размещения наглядных пособий
- Экран и мультимедийный проектор
- Персональный компьютер
- Контейнеры для хранения конструктора
- наборы LEGO Duplo;
- наборы LEGO;
- технические карты; схемы, образцы, модели;
- иллюстрации, картинки с изображением предметов и объектов.
Учебно - методические материалы
Учебно - методический материал скомплектован по следующим разделам
- вводное занятие
- история появления LEGO
- основы конструирования
- техника конструирования
Для обучения используется
- литература для педагога и обучающихся
- образцы и схемы изделий
- презентации поэтапного выполнения конструкций
Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструкциями, приобретают навыки работы с бисером, учатся пользоваться различными схемами. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы.
Основные задачи обучения: развитие творческих способностей, конструктивных качеств, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие.
Кадровое обеспечение
- Заместитель директора по МР - составляет расписание кружковой работы, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
- Старший воспитатель - осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения
- Педагог - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.
Список литературы
- Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозика-Синтез, 2008.
- Р.Г. Тимофеева Сборник дидактических игр по LEGO-конструирования для детей дошкольного возраста (3-7 лет) –М.: 2019
- Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: ТЦ Сфера, 2019. – 144 с.
Приложение 1.
Дидактические игры и задания
Игры на формирование и совершенствование умений назвать детали образовательного конструктора, а также на развитие восприятия формы
«Опиши деталь»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умения правильно назвать и описывать детали конструктора.
Оборудование: набор любого образовательного конструктора.
Описание игры:
Перед ребёнком находится несколько деталей конструктора. Воспитатель показывает и называет деталь, ребёнок должен повторить название детали и описать её (какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа?).
Правила игры:
1. Не подсказывать и не выкрикивать.
2. Всем терпеливо дожидаться очереди.
«Найди такую же деталь, как на карточке»
Цель: совершенствование умения детей старшего дошкольного возраста правильно называть детали образовательного конструктора.
Оборудование: набор любого образовательного конструктора, карточка с чертежом детали конструктора, плата.
Описание игры:
Дети по очереди берут карточку с чертежом детали Legoконструктора (либо другого образовательного конструктора), находят такую же, называют её и прикрепляют её на плату. В конце дети придумывают название постройки.
Правила игры:
1. Не подсказывать и не выкрикивать.
2. Подсказать можно только тогда, когда об этом попросит воспитатель либо тот ребёнок, в руках которого находится подобранная деталь.
3. Всем терпеливо дожидаться очереди.
«Цепочка деталей»
Цель: совершенствование умения детей старшего дошкольного возраста правильно называть детали образовательного конструктора.
Оборудование: набор любого образовательного конструктора, контейнер или коробочка для конструктора.
Описание игры:
Дети сидят за большим круглым столом. На столе контейнер с деталями конструктора. Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять по одной детали. Первый ребёнок, которого назвал педагог (либо выбрали считалкой дети), показывает деталь, называет её и кладёт на стол. Далее следующий ребёнок, сидящий по часовой стрелке, называет первую деталь и название своей детали (которую он тоже кладёт на стол). Ход переходит к следующему сидящему. Он должен вспомнить названия двух предыдущих деталей, а затем назвать свою. И так далее по кругу (часовой стрелке). Игру можно закончить, если дети назвали все детали без ошибок.
Правила игры:
1. Не подсказывать.
2. Если кто-то не может назвать деталь, игра начинается сначала.
«Отгадай»
Цель: формирование умения детей старшего дошкольного возраста называть уже знакомые детали конструктора на ощупь.
Оборудование: набор любого образовательного конструктора.
Описание игры:
Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.
Правила игры:
1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
2. Не мешать отгадчику самостоятельно разгадывать формы деталей.
3. Не снимать повязку до тех пор, пока не отгадана деталь.
4. Всем терпеливо дожидаться очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка.
«Назови и построй»
Цель: – совершенствование умения детей старшего дошкольного возраста называть детали конструктора; – формирование умения работать в коллективе.
Оборудование: набор любого образовательного конструктора.
Описание игры:
Педагог даёт каждому ребёнку по очереди деталь конструктора. Ребёнок называет её и оставляет у себя. Когда каждый ребёнок соберёт по две детали, педагог даёт задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.
Правила игры:
1. Не подсказывать.
2. Ребёнок может оставить деталь у себя, только если правильно её назвал.
«Таинственный мешочек»
Цель: формирование умения отгадывать детали конструктора на ощупь, называть их.
Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.
Описание игры:
Педагог держит мешочек с деталями конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают. Второй вариант: ребёнок достаёт деталь, всем показывает и называет её.
Правила игры:
1. Не подсказывать.
2. Не мешать отгадчику самостоятельно разгадывать формы деталей.
3. Всем терпеливо дожидаться очереди. Выбирают отгадывать детали только того, кто не нарушает порядка.
«Собери нужные детали»
Цель: совершенствование умения детей старшего дошкольного возраста находить детали конструктора по их названию.
Оборудование: наборы деталей конструктора, 5–8 коробочек.
Описание игры:
Перед детьми несколько разноцветных коробочек. На столе (полу) разбросаны детали конструктора. Педагог называет 2 детали и 2 коробочки, в которую их следует положить (например, одну (название) деталь – в коробочку одного цвета, вторую (название детали) – в коробочку другого цвета).
Правила игры:
1. Побеждает тот, кто ни разу не ошибётся.
2. Не подсказывать, играть тихо.
«Есть у тебя или нет?»
Цель: совершенствование умения детей старшего дошкольного возраста называть уже знакомые детали конструктора на ощупь.
Оборудование: наборы деталей любого образовательного конструктора, мешочек.
Описание игры:
Первому ребёнку завязывают глаза и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребёнок должен будет найти точно такую же деталь по форме.
Правила игры:
1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон. 2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнёра, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки: «Чтобы весело играть, Надо всех пересчитать. Раз, два, три – первый ты!»
«Принеси и покажи»
Цель: формирование у детей умений применять приёмы зрительного обследования формы.
Оборудование: наборы деталей любого образовательного конструктора.
Описание игры:
Педагог показывает образец детали и прячет, а дети должны самостоятельно найти такую же.
Правила игры:
1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал педагог.
2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.
Игры на формирование умения работать в команде, развитие внимания, быстроты реакции и мелкой моторики рук
«Чья команда быстрее построит»
Цели: – формирование у детей умения строить в команде, помогать друг другу; – развитие интереса, внимания, быстроты, мелкой моторики рук.
Оборудование: наборы любого образовательного конструктора, образцы построек.
Описание игры:
Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде даётся образец постройки, например дом или машина, с одинаковым количеством деталей. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая верную конструкцию.
Правила игры: Ребёнок за один раз может прикрепить одну деталь.
«Построй, не открывая глаз»
Цели: – формирование умения строить с закрытыми глазами; – развитие мелкой моторики рук, выдержки.
Оборудование: плата, наборы образовательных конструкторов.
Описание игры:
Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.
Правила игры: Ребёнок за один раз может прикрепить 2 детали.
Игры на развитие внимания и памяти
«Собери модель по памяти»
Цель: развитие памяти, внимания.
Оборудование: наборы любого образовательного конструктора, образец постройки из 3–8 деталей.
Описание игры:
Педагог показывает детям в течение короткого времени модель из 3–8 деталей, дети запоминают её. Затем педагог убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом. Кто выполнил правильно, тот выигрывает.
Правила игры:
1. Собирать самостоятельно, к товарищу не смотреть.
2. Не расстраиваться, а стремиться к успеху! Второй вариант игры – дети выполняют игровое задание в парах.
«Запомни расположение»
Цель: развитие внимания, памяти.
Оборудование: набор образовательного конструктора, платы у всех игроков. Описание игры:
Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог еёубирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. По истечении положенного времени он даёт сигнал (звонок в колокольчик, хлопок в ладоши и др.). Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим (строит свою конструкцию из тех же деталей, а дети потом воспроизводят её по памяти).
Правила игры:
1. Конструкцию можно увидеть только один раз, повторно она не выставляется;
2. По истечении отведённого времени достраивать конструкцию нельзя.
«Рыба, зверь, птица»
Цель: развитие памяти, внимания.
Оборудование: любая деталь конструктора.
Описание игры:
Педагог держит в руках деталь конструктора. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, даёт по очереди всем детям деталь и говорит: «рыба». Ребёнок должен сказать название любой рыбы, затем даёт другому и говорит: «птица» или «зверь».
Правила игры:
1. Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.
2. Подсказывать нельзя.
«Запомни сигнальные маячки»
Цель: развитие памяти, внимания детей старшего дошкольного возраста. Оборудование: 6 кирпичиков Lego (2 зелёных, 2 красных и 2 жёлтых), флажок – на каждого ребёнка.
Описание игры:
Педагог предлагает поиграть детям в разведчиков. Представьте, что вы добыли очень важные документы. В них очень ценные сведения. Но чтобы передать их нашим военным, нужно вызвать вертолет. Для этого нужно установить и зажечь сигнальные маячки в определённой цветовой последовательности. Сейчас я покажу вам схему установки «сигнальных маячков». Запомните её и соберите в такой же последовательности по памяти. Дети выполняют задание.
Правила игры:
1. Выигрывает тот, кто правильно собрал «последовательность маячков» за определённое время.
2. Кто собрал первым, не выкрикивает, а ставит флажок на стол.
3. После окончания времени, отведённого на задание, и подачи условного сигнала (хлопок воспитателя), нужно положить руки на стол и завершить выполнение задания.
«Орнамент под диктовку»
Цель: развитие памяти, внимания.
Оборудование: набор образовательного конструктора (например, кирпичики Lego), платы или панели у всех игроков.
Описание игры:
Педагог предлагает детям сделать узор на панели, располагая детали определённым образом под диктовку: – Положить в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т. д. – Положить синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от неё – красный кирпичик, под ним – ещё синий и т. д. – Положить четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный, а справа от синего лежал только один красный.
Игры на развитие внимания, воображения
«Знакомство с орнаментом»
Цель: развитие внимания, воображения.
Оборудование: набор любого образовательного конструктора (или мозаика), панель – на каждого ребёнка.
Описание игры:
Педагог даёт указание детям: «Возьмите панель – это будет коврик». Из деталей конструктора (базовых кирпичиков, потому что среди них много повторяющихся) выложите простейший орнамент – дорожку в центре «коврика», в которой фигуры будут следовать одна за другой. Попросите ребёнка продолжить орнамент. Выкладывайте дорожки с «пробелами», то есть пропуская небольшое (равное) расстояние между деталями. Сделайте на «коврике» дорожку вдоль краёв так, чтобы на углах были одинаковые фигуры. Попросите ребёнка продолжить орнамент или придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу. Сделайте на «коврике» орнамент, ориентированный на центр – в центре одна фигура, вокруг – другие детали. Попросите ребёнка продолжить или придумать свой орнамент, построенный по этому же принципу.
Правила игры:
1. Собирать самостоятельно, к товарищу не смотреть.
2. Играть тихо.
«Что за фигура?»
Цель: развитие внимания, воображения.
Оборудование: набор любого образовательного конструктора.
Описание игры:
Перед детьми на столе разложены детали в форме какой-нибудь фигуры. Воспитатель спрашивает у детей, из каких деталей она состоит и на что она похожа. Дети высказывают свои предположения. Кто первый правильно угадал (или придумал интересное название фигуре), тот и становится ведущим. Дети закрывают глаза, а он выстраивает свою фигуру.
Правила игры:
1. Если дети просто придумывают интересное название фигуре, то необходимо терпеливо дожидаться своей очереди, не выкрикивать.
2. Повторять слова, сказанные другими игроками в названии фигуры, нельзя. 3. Ведущим становится тот, кто соблюдает правила игры.
Игры на развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умения описывать предмет.
Оборудование:LEGO-предметы (или из другого конструктора).
Описание игры:
На столе расположены LEGO-предметы (или другие) в определённой последовательности. Педагог говорит: «Посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернётесь, я что-то изменю. Когда вы повернётесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне, что изменилось?» Усложнение: – описать предмет, которого не стало, – рассказать о месте, где он стоял, – на какой звук начиналось название этого предмета, мв названии каких ещё предметов есть этот звук?
Правила игры:
1. Не подсказывать и не выкрикивать.
2. Всем терпеливо дожидаться очереди.
3. Победил тот, кто верно ответил на вопрос и не нарушал порядка, он становится ведущим.
«Башня»
Цель: совершенствование употребления предлогов (на, под, между).
Оборудование: кирпичики Lego разного цвета.
Описание игры:
«У вас на столе кирпичики разного цвета: 1) поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (предлог на);
2) внизу был красный а наверху жёлтый. Какого цвета кирпичик, который находится под жёлтым? (предлог под);
3) поставьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик был между красным и зелёным кирпичиком (предлог между). Теперь мы с вами расскажем о вашей конструкции: на столе лежит жёлтый кирпичик, продолжай. – Под красным лежит жёлтый кирпичик. – Между красным и зелёным лежит синий кирпичик.
Правила игры:
1. Не подсказывать и не выкрикивать.
2. Всем терпеливо дожидаться очереди.
3. Победил тот, кто верно выполнил задание и не нарушал порядка, он становится ведущим.
Игры на развитие сенсорных эталонов
«Мозаика»
Цель: развитие сенсорных эталонов (величина, форма и цвет).
Оборудование:LEGO-детали разного цвета (или мозаика), фишки.
Описание игры:
Педагог: – Соберите змейку из LEGO-деталей зелёного цвета, жёлтого цвета. – Постройте башню, одну больше другой. – Собирая змейку, её можно сделать какой? (извилистой, прямой, длинной, короткой). – Расскажи мне про свою башню, какая она? Из каких деталей сделана? – Какие присутствуют цвета в твоей башне? – Из скольких деталей построена высокая башня и низкая?
Правила игры:
1. За каждое верное задание ребёнок получает фишку.
2. Победил тот, кто собрал большее количество фишек.
«Найди деталь по описании?»
Цель: формирование умения у детей выделять характерные признаки деталей. Оборудование: набор образовательного конструктора Huna (или любого другого), картинки с изображением деталей или предметы, похожие на деталь; мешочек (в зависимости от варианта игры).
1 вариант. Ребёнку показывают деталь, называют её и предлагают найти такую же на картинках и повторить её название.
2 вариант. Ребёнку показывают деталь, называют её, обращая внимание на характерные признаки (квадрат – 4 угла, 4 стороны, не катится и т. п.) и предлагают найти предмет (картинку с изображением предмета), похожий на эту деталь, и назвать её.
3 вариант. Ребёнку показывают деталь и предлагают найти такую же на ощупь в мешочке, объяснив свой выбор.
4 вариант. Ребёнку называют характерные признаки детали и предлагают найти такую же из множества других, называя и описывая её.
Правила игры:
1. Не подсказывать и не выкрикивать.
2. Побеждает тот, кто верно справится с игровыми заданиями.
Игры на формирование и совершенствование умений моделирования по схеме у детей старшего дошкольного возраста
«Моделирование по схеме»
Цель игры: формирование умений моделирования по схеме у детей старшего дошкольного возраста.
Материал: карточки с изображением деталей конструктора и схем сооружений, детали образовательного конструктора, наклейки с изображением робота и листы достижений – на каждого ребёнка.
Описание игры:
Детям предлагают две карты: на одной изображены детали конструктора, на другой – схемы сооружений. Даётся задание – отобрать по схеме необходимые детали и приступить к моделированию.
Правила игры:
1. Внимательно смотреть на расположение деталей уже собранной части конструкции (соотносить количество кнопок с разных сторон, а также схему с реальной конструкцией), и только потом приступать к следующему шагу схемы.
2. За каждую верно собранную конструкцию ребёнку даётся (или вклеивается) наклейка с изображением робота в листок достижений.
3. Побеждает тот, кто первым верно справился с заданием.
«Собери на скорость»
Цель: совершенствование умений моделирования по схеме у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: наборы любых конструкторов, 2–4 схемы с изображением конструкций, состоящих из 4–7 деталей, флажки – на каждого ребёнка или на двоих, если работают в паре; будильник или колокольчик.
Описание игры:
Детям предлагают несколько схем с изображением конструкций (2–4), состоящих из 4–7 деталей. Даётся задание: за определённое время отобрать по схеме необходимые детали и приступить к моделированию.
Правила игры:
1. Побеждает тот, кто быстрее всех и правильно собрал модели по схеме за отведённое время.
2. Педагог не указывает на ошибки детей, а предлагает сверить модель со схемой.
3. Кто справился первым, поднимает флажок. Если ребёнок заметил несоответствие постройки со схемой, он долженопустить флажок и исправить конструкцию, и только потом снова его поднять.
4. Собранные модели проверяются только после сигнала, когда закончится отведённое время по очередности выполнения.
Игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
«Роботы»
Цель игры: развитие логического мышления детей.
Материал: карты с изображением роботов.
Описание игры:
На карте изображены роботы, собранные из строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы:
1. Сколько роботов изображено’?
2. Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей?
3. Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других?
4. Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя? Правила игры:
1. Не подсказывать.
2. Подсказать можно только тогда, когда об этом попросит педагог либо тот ребёнок, который затрудняется с ответом.
3. Всем терпеливо дожидаться очереди, не выкрикивать.
«Быстрый счёт»
Цель игры: развитие логического мышления детей.
Материалы: набор карточек с изображением деталей конструктора, фишки. Описание игры:
Педагог показывает различные картинки и спрашивает: «Есть ли на них 5 одинаковых деталей?» Дети отвечают на вопрос.
Правила игры:
1. Всем терпеливо дожидаться очереди, не выкрикивать.
2. Отвечает тот, кто первым поднял руку.
3. За каждый верный ответ ребёнок получает фишку.
4. Побеждает тот, кто соберёт больше фишек.
Игры на симметрию
«Выложи вторую половину узора»
Цель игры: развитие чувства симметрии.
Оборудование: детали конструктора (или мозаика)
Описание игры:
Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
Правила игры:
1. Прежде чем показать получившийся узор педагогу, внимательно себя проверить.
2. Прежде чем выкладывать узор, подумать и мысленно представить, каким он должен быть.
«Составь узор»
Цель игры: развитие чувства симметрии.
Оборудование: мозаика – по количеству детей.
Описание игры: Дети самостоятельно составляют симметричные узоры.
Правила игры:
1. Прежде чем начать выкладывать узор, подумать, относительно чего будет симметрия, и мысленно представить эту линию.
2. Представить, как будет располагаться узор.
Игры на развитие комбинаторики
«Светофор»
Цель игры: развитие комбинаторских способностей детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: кирпичики Lego красного, жёлтого и зелёного цвета – по одному на каждого ребёнка.
Описание игры:
Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает соревноваться – кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики красного, жёлтого и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует 6 комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта. Правила игры: Побеждает тот, кто раньше других справится с заданием.
«Составь флаги»
Цель игры: развитие комбинаторских способностей детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: кирпичики Lego разных цветов, фишки.
Описание игры:
Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и предлагает составить всевозможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, одного красного и трех синих или двух красных и двух синих.
Правила игры:
1. За каждое верно выполненное задание ребёнок получает фишку.
2. В конце игры фишки подсчитываются, и победителем становится тот, кто набрал большее количество фишек.
3. Если несколько игроков набрали одинаковое количество фишек (больше, чем у остальных), то все они объявляются победителями. Схемы к дидактической игре «Собери модель по памяти»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» реализуется в МБДОУ детский сад №45 «Волчок» и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный метеоролог»
Дополнительная общеразвивающая программа«Юный метеоролог»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Юный конструктор» разработана на основе педагогических решений от LEGO Education.Концепция программы. Современное образование стремится ...