Дополнительная общеразвивающая программа «Юные исследователи»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные исследователи» реализуется в рамках естественно-научной направленности и направлена на развитие познавательной активности, интереса к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленную перед ними цель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunye_issledovateli.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

кружок «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Направленность: естественно-научная

Возраст обучающихся: 6-7лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: ознакомительный, базовый

Составители: Шаманина Н.А

г. Пыть-Ях

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………....3
  1. Цель и задачи программы……………………………………………………......5
  1. Содержание программы…………………………………………………………...5
  1. Учебный план 1 года обучения………………………………………………….5
  2. Содержание учебного плана 1 года обучения………………………………….6
  3. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения……………………7
  4. Планируемые результаты к концу 1 года обучения……………………………9
  5. Календарный учебный график…………………………………………………..9

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.  Формы аттестации и оценочные материалы ……………………………………..9

2.2.  Условия реализации программы…………………………………………………11

2.3.  Материально-техническое обеспечение…………………………………………11

2.4.  Учебно-методические материалы………………………………………………..11

Литература………………………………………………………………………………11

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные исследователи» реализуется в рамках естественно-научной направленности и направлена на развитие познавательной активности, интереса к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленную перед ними цель.

Актуальность данной программы заключается в исследовании объектов окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка естественным средствами познания, что делает юного исследователя более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. В совместной деятельности со взрослым ребёнок понимает, как можно безопасно для себя исследовать окружающие его объекты, у него формируется умение делать выводы и умозаключения по итогам исследовательской деятельности. Систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей действительности.

Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой детей. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов, наблюдений, экспериментов. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.

Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. В поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.

Педагогическая целесообразность-  программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:

- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;

- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;

- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;

- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;

- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и телескопом, и презентациями;

- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;

- организация экскурсий на территории детского сада и за его пределами, оптимизируя процесс обучения, обучающиеся отдыхают душой, эмоционально раскрепощаются при общении с природой.

Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключение личности к этим процессам.

В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в процессе целенаправленной деятельности: на занятиях, в практической деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями.

Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям.  Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания.

Организация образовательного процесса

  • Направленность программы – естественно-научная
  • Уровень программы – базовый, ознакомительный
  • Адресат программы - возраст обучающихся 4-5 лет
  • Объем и сроки реализации-36 часов, 1 год обучения.
  • Режим занятий - 1 раз в неделю. Продолжительность 20  минут.
  • По форме организации - под групповые, индивидуальные занятия
  • Состав групп – постоянный
  • Количество обучающихся – 6-10 человек

Виды занятий- наблюдение, экспериментирование, беседы, экскурсии, эколого- природоведческие игры, игры – путешествия, решение проблемных ситуаций, опыты, работа с энциклопедической и природоведческой литературой, исследовательская деятельность и проектная деятельность. 

Методы и приемы:

  • Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.
  • Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.
  •  Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
  1. Цели и задачи программы

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста    посредством опытно - экспериментальной деятельности.

3адачи:

  1. Расширить кругозор об окружающем мире через обобщение представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка, воздуха, снега и т.д.;
  2. Развивать у детей умение пользоваться приборами при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.);
  3. Формировать у детей умственные способности: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения, умение делать умозаключения и выводы;
  4. Формировать способы познания путем сенсорного анализа; развитие коммуникационности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.
  1. Содержание программы

1.2.1. Учебный план

№ п/п

Содержание и виды работ

Всего часов

В том числе часы

Формы

Теории

Практики

организации

занятий

аттестации/

контроля

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

беседа, презентация

наблюдение

2

Блок «Песок, земля, камни»

4

1

3

Беседа, Выполнение практического задания

наблюдение

3

Блок - Воздух «Опыты с воздухом»

6

-

6

Беседа, Выполнение практического задания

наблюдение

4

Блок «Электричество»

4

1

3

Беседа, Выполнение практического задания

наблюдение

5

Блок «Снег» «Опыты со снегом и льдом»

6

-

6

Беседа, Выполнение практического задания

наблюдение

6

Блок «Температура»

1

-

1

Беседа, Выполнение практического задания

наблюдение

7

Блок «Опыты с магнитом»

3

-

3

Беседа, Выполнение практического задания

наблюдение

8

Блок «Звук, Свет»

4

-

4

Беседа, Выполнение практического задания

наблюдение

9

Блок - Вода «Опыты с водой»

7

1

6

Беседа, Выполнение практического задания

наблюдение

Всего:

36

4

32

  1. Содержание учебного плана 1 года обучения
  1. Вводное занятие (1ч.)  

Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить     с     понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней. Знакомство с правилами безопасности. Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов - микроскоп, лупа, бинокль, телескоп. Познакомить с правилами пользования приборами – помощниками.

        

  1. Блок «Песок, земля, камни» (4ч.)

Закреплять   знания   детей   о   неживой природе, о свойствах песка, глины, выделить свойства песка и глины, сравнение песка и глины. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.  Познакомить с ценными   камнями, которые используются для украшения построек и изготовления   памятников, сувениров (гранит, мрамор).      Учить классифицировать камни по разным признакам.  Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. Поддерживать интерес к опытнической работе.

  1. Блок - Воздух «Опыты с воздухом» (6ч.)

Способствовать          обогащению          и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, - развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; выяснить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; выявить, как образуется ветер. Обнаружить, что   воздух   при   сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы; воздух легче воды.

  1. Блок «Электричество» (4ч.)

Установить     причину     возникновения статического электричества; выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

  1. Блок «Снег» «Опыты со снегом и льдом» (5ч.)

Познакомить   с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Формирование навыков самостоятельного обследования признаков снега, развитие мотивации желания исследовательской деятельности. Формирование представлений детей о свойствах снега. Познакомить детей, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Формирование представлений детей о свойствах льда и снега. Формирование представлений детей о свойствах льда и снега, формирование умения делать выводы. Формирование представлений детей о свойствах льда. Формирование представлений о том, какую пользу приносит снег растениям.

  1. Блок «Температура» (1ч.)

Формирование представлений у детей, как работает термометр.

  1. Блок «Опыты с магнитом» (3ч.)

Выявить свойства магнита: прохождение магнитных      сил      через      различные материалы и вещества; определить способность металлических предметов намагничиваться; Показать на примерах взаимодействие магнитов (выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение, отталкивание). Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

  1. Блок «Звук, Свет» (4ч.)

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Познакомить детей со свойством света; развитие внимания. Расширить представление детей о свойствах известных предметов.

  1. Блок - Вода «Опыты с водой» (7ч.)

Выявить свойство воды – прозрачность. Познакомить со свойствами солёной воды. Формирование представления о том, что вода меняет запах от вещества. Формирование представления, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче. Формирование представления, что вода не имеет формы. Формирование представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Формирование представления детей с таким понятием, как «поверхностное натяжение воды».

1.2.3. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

№ занятия

Дата занятия

Количество часов

Тема занятия

Количество часов

план

факт

теории

практики

1

-

-

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

-

2

-

-

1

«Песчаный конус»

0,25

0,75

3

-

-

1

«Сухая и влажная почва»

0,25

0,75

4

-

-

1

«Как происходит

извержение вулкана?»

0,25

0,75

5

-

-

1

«Какими бывают камни?»

0,25

0,75

6

-

-

1

«Поиск воздуха»

0,25

0,75

7

-

-

1

«Реактивный шарик»

0,25

0,75

8

-

-

1

«Плавающий апельсин»

0,25

0,75

9

-

-

1

«Почему появляется ветер»

0,25

0,75

10

-

-

1

«В пустой бутылке есть воздух»

0,25

0,75

11

-

-

1

«Ожившие волосы»

0,25

0,75

12

-

-

1

«Танцующая фольга»

0,25

0,75

13

-

-

1

«Гибкая вода»

0,25

0,75

14

-

-

1

«Способ разделения перемешанных соли и перца»

0,25

0,75

15

-

-

1

«Прыгающие рисовые хлопья»

0,25

0,75

16

-

-

1

«Свойства снега»

0,25

0,75

17

-

-

1

«Таяние снега»

0,25

0,75

18

-

-

1

«Можно ли пить талую воду»

0,25

0,75

19

-

-

1

«Снег и лед»

0,25

0,75

20

-

-

1

«Таянье льда в воде»

0,25

0,75

21

-

-

1

«Какую пользу приносит снег для растений?»

0,25

0,75

22

-

-

1

«Как работает

термометр»

0,25

0,75

23

-

-

1

«Магниты

действуют на

расстоянии»

0,25

0,75

24

-

-

1

«Какие материалы

притягивает магнит?»

0,25

0,75

25

-

-

1

«Как достать

скрепку из воды, не намочив рук?»

0,25

0,75

26

-

-

1

 «Солнечный зайчик»

0,25

0,75

27

-

-

1

«Как сделать звук

громче?»

0,25

0,75

28

-

-

1

Игра «Свет бывает разный»

0,25

0,75

29

-

-

1

«Опыты с

фонариком»

0,25

0,75

30

-

-

1

«Прозрачная вода может стать мутной»

0,25

0,75

31

-

-

1

«Солёная вода»

0,25

0,75

32

-

-

1

«Чем пахнет вода»

0,25

0,75

33

-

-

1

«Предметы тяжелее и легче воды»

0,25

0,75

34

-

-

1

«Вода не имеет формы»

0,25

0,75

35

-

-

1

«Как вытолкнуть воду?»

0,25

0,75

36

-

-

1

«Поверхностное натяжение воды»

0,25

0,75

Итого:

36

1.2.4.  Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения

К концу года обучения дети должны:

- усвоить способы экспериментальных действий в различных видах деятельности;

-умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и много вариативности в ее решении;

- проявлять инициативу, самостоятельности, сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими;

- грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь; 

- принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- повысить уровень познавательных способностей.

  1. Календарный учебный график реализации дополнительной общеразвивающей программы кружка «юные исследователи»

Год обучения

Дата

Количество

Режим занятий

начала занятий

окончания занятий

учебных недель

учебных дней

учебных часов

1 год

15 сентября

31 мая

36

36

1 раза в неделю:

1 час

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы

Формы учёта знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов   используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).  

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: Беседы, тесты.  

 Методы текущего контроля: наблюдение за работой воспитанников, устный фронтальный опрос, беседа.

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в проведении опыта, прогнозирует результат. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под контролем воспитателя.

Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей

Средний  

Выполняет

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие одночленны е цепочки причинно- следственны х связей.

Низкий  

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении

простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленны е цепочки причинно- следственны х связей. Отвечает на вопросы взрослого.

2.2.  Условия реализации программы 

Помещение: групповая комната просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое, отвечающее санитарно- гигиеническим нормам. Столы и стулья соответствуют росту детей. Наличие центра экспериментирования, детской лаборатории.

2.3.  Материально-техническое обеспечение

 Технические средства обучения

1. Ноутбук

2. CD материал

3. Проектор

4. Экран

Демонстрационный и раздаточный материал

Основное оборудование:

- приборы-помощники: увеличительные стекла, камни, компас, магниты, часы песочные;

-   глобус;

-   ноутбук;

-   разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

-   разнообразный природный материал;

-   утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

-   разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);

-   медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

-   прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

-   специальная одежда (халаты, фартуки);

-   контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

-   карточки-схемы проведения эксперимента;

-   правила работы с материалом;

-   индивидуальные дневники.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

1.  Работа под наблюдением взрослого.

2.  Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

3.  Грязными руками не трогать глаза.

4.  Не брать руки в рот.

2.4.  Учебно-методические материалы.

 Учебно-методический материал скомплектован по следующим блокам:

  1. Вводное занятие;
  2. Блок «Песок, земля, камни»;
  3. Блок - Воздух «Опыты с воздухом»;
  4. Блок «Электричество»;
  5. Блок «Снег» «Опыты со снегом и льдом»;
  6. Блок «Температура»;
  7. Блок «Опыты с магнитом»;
  8. Блок «Звук, Свет»;
  9. Блок - Вода «Опыты с водой».

Для обучения используется:

-   литература для педагога и обучающихся;

-   карточки - схемы (раздаточный материал);

-   презентации поэтапного выполнения эксперимента.

Литература

  1. Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г.
  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом».
  3. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство –Пресс»,2015г.
  4. Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург,«Детство – Пресс»,2013г.
  5. Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г.
  6. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство –
  7. Пресс»,2015г.
  8. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», познавательное развитие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2010г.
  9. Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах», Творческий центр «Сфера»,Москва, 2010
  10. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
  11. Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников»», Издательство«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)

Дополнительная общеразвивающая программа  «Юный исследователь»для детей 6-7 лет  (срок освоения – 1 год)...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юные исследователи"

Данная программа разработана для  дополнительного образования детей 5-6 лет по познавательно-исследовательской деятельности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь" естественно-научной направленности...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»

Детское экспериментирование основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательнос...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь». Направленность программы: естественнонаучная. Уровень программы: ознакомительный. Возраст обучающих...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» (по познавательно - речевому развитию)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (далее программа) имеет познавательно-речевую направленность и разработана для детей 5-7 лет. Программа на...