Дополнительная общеразвивающая программа «Юные исследователи»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные исследователи» реализуется в рамках естественно-научной направленности и направлена на развитие познавательной активности, интереса к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленную перед ними цель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружок «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Направленность: естественно-научная
Возраст обучающихся: 6-7лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: ознакомительный, базовый
Составители: Шаманина Н.А
г. Пыть-Ях
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
- Пояснительная записка …………………………………………………………....3
- Цель и задачи программы……………………………………………………......5
- Содержание программы…………………………………………………………...5
- Учебный план 1 года обучения………………………………………………….5
- Содержание учебного плана 1 года обучения………………………………….6
- Календарно-тематическое планирование 1 года обучения……………………7
- Планируемые результаты к концу 1 года обучения……………………………9
- Календарный учебный график…………………………………………………..9
Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы ……………………………………..9
2.2. Условия реализации программы…………………………………………………11
2.3. Материально-техническое обеспечение…………………………………………11
2.4. Учебно-методические материалы………………………………………………..11
Литература………………………………………………………………………………11
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные исследователи» реализуется в рамках естественно-научной направленности и направлена на развитие познавательной активности, интереса к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленную перед ними цель.
Актуальность данной программы заключается в исследовании объектов окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка естественным средствами познания, что делает юного исследователя более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. В совместной деятельности со взрослым ребёнок понимает, как можно безопасно для себя исследовать окружающие его объекты, у него формируется умение делать выводы и умозаключения по итогам исследовательской деятельности. Систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей действительности.
Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой детей. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов, наблюдений, экспериментов. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.
Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. В поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Педагогическая целесообразность- программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:
- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и телескопом, и презентациями;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;
- организация экскурсий на территории детского сада и за его пределами, оптимизируя процесс обучения, обучающиеся отдыхают душой, эмоционально раскрепощаются при общении с природой.
Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключение личности к этим процессам.
В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в процессе целенаправленной деятельности: на занятиях, в практической деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям. Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания.
Организация образовательного процесса
- Направленность программы – естественно-научная
- Уровень программы – базовый, ознакомительный
- Адресат программы - возраст обучающихся 4-5 лет
- Объем и сроки реализации-36 часов, 1 год обучения.
- Режим занятий - 1 раз в неделю. Продолжительность 20 минут.
- По форме организации - под групповые, индивидуальные занятия
- Состав групп – постоянный
- Количество обучающихся – 6-10 человек
Виды занятий- наблюдение, экспериментирование, беседы, экскурсии, эколого- природоведческие игры, игры – путешествия, решение проблемных ситуаций, опыты, работа с энциклопедической и природоведческой литературой, исследовательская деятельность и проектная деятельность.
Методы и приемы:
- Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.
- Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.
- Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
- Цели и задачи программы
Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности.
3адачи:
- Расширить кругозор об окружающем мире через обобщение представлений о химических и физических свойствах веществ: воды, песка, воздуха, снега и т.д.;
- Развивать у детей умение пользоваться приборами при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.);
- Формировать у детей умственные способности: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения, умение делать умозаключения и выводы;
- Формировать способы познания путем сенсорного анализа; развитие коммуникационности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.
- Содержание программы
1.2.1. Учебный план
№ п/п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часы | Формы | ||
Теории | Практики | организации занятий | аттестации/ контроля | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | беседа, презентация | наблюдение |
2 | Блок «Песок, земля, камни» | 4 | 1 | 3 | Беседа, Выполнение практического задания | наблюдение |
3 | Блок - Воздух «Опыты с воздухом» | 6 | - | 6 | Беседа, Выполнение практического задания | наблюдение |
4 | Блок «Электричество» | 4 | 1 | 3 | Беседа, Выполнение практического задания | наблюдение |
5 | Блок «Снег» «Опыты со снегом и льдом» | 6 | - | 6 | Беседа, Выполнение практического задания | наблюдение |
6 | Блок «Температура» | 1 | - | 1 | Беседа, Выполнение практического задания | наблюдение |
7 | Блок «Опыты с магнитом» | 3 | - | 3 | Беседа, Выполнение практического задания | наблюдение |
8 | Блок «Звук, Свет» | 4 | - | 4 | Беседа, Выполнение практического задания | наблюдение |
9 | Блок - Вода «Опыты с водой» | 7 | 1 | 6 | Беседа, Выполнение практического задания | наблюдение |
Всего: | 36 | 4 | 32 |
- Содержание учебного плана 1 года обучения
- Вводное занятие (1ч.)
Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней. Знакомство с правилами безопасности. Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов - микроскоп, лупа, бинокль, телескоп. Познакомить с правилами пользования приборами – помощниками.
- Блок «Песок, земля, камни» (4ч.)
Закреплять знания детей о неживой природе, о свойствах песка, глины, выделить свойства песка и глины, сравнение песка и глины. Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Учить классифицировать камни по разным признакам. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. Поддерживать интерес к опытнической работе.
- Блок - Воздух «Опыты с воздухом» (6ч.)
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, - развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; выяснить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; выявить, как образуется ветер. Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы; воздух легче воды.
- Блок «Электричество» (4ч.)
Установить причину возникновения статического электричества; выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.
- Блок «Снег» «Опыты со снегом и льдом» (5ч.)
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Формирование навыков самостоятельного обследования признаков снега, развитие мотивации желания исследовательской деятельности. Формирование представлений детей о свойствах снега. Познакомить детей, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Формирование представлений детей о свойствах льда и снега. Формирование представлений детей о свойствах льда и снега, формирование умения делать выводы. Формирование представлений детей о свойствах льда. Формирование представлений о том, какую пользу приносит снег растениям.
- Блок «Температура» (1ч.)
Формирование представлений у детей, как работает термометр.
- Блок «Опыты с магнитом» (3ч.)
Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; определить способность металлических предметов намагничиваться; Показать на примерах взаимодействие магнитов (выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение, отталкивание). Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
- Блок «Звук, Свет» (4ч.)
Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Познакомить детей со свойством света; развитие внимания. Расширить представление детей о свойствах известных предметов.
- Блок - Вода «Опыты с водой» (7ч.)
Выявить свойство воды – прозрачность. Познакомить со свойствами солёной воды. Формирование представления о том, что вода меняет запах от вещества. Формирование представления, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче. Формирование представления, что вода не имеет формы. Формирование представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Формирование представления детей с таким понятием, как «поверхностное натяжение воды».
1.2.3. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения
№ занятия | Дата занятия | Количество часов | Тема занятия | Количество часов | ||
план | факт | теории | практики | |||
1 | - | - | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | - |
2 | - | - | 1 | «Песчаный конус» | 0,25 | 0,75 |
3 | - | - | 1 | «Сухая и влажная почва» | 0,25 | 0,75 |
4 | - | - | 1 | «Как происходит извержение вулкана?» | 0,25 | 0,75 |
5 | - | - | 1 | «Какими бывают камни?» | 0,25 | 0,75 |
6 | - | - | 1 | «Поиск воздуха» | 0,25 | 0,75 |
7 | - | - | 1 | «Реактивный шарик» | 0,25 | 0,75 |
8 | - | - | 1 | «Плавающий апельсин» | 0,25 | 0,75 |
9 | - | - | 1 | «Почему появляется ветер» | 0,25 | 0,75 |
10 | - | - | 1 | «В пустой бутылке есть воздух» | 0,25 | 0,75 |
11 | - | - | 1 | «Ожившие волосы» | 0,25 | 0,75 |
12 | - | - | 1 | «Танцующая фольга» | 0,25 | 0,75 |
13 | - | - | 1 | «Гибкая вода» | 0,25 | 0,75 |
14 | - | - | 1 | «Способ разделения перемешанных соли и перца» | 0,25 | 0,75 |
15 | - | - | 1 | «Прыгающие рисовые хлопья» | 0,25 | 0,75 |
16 | - | - | 1 | «Свойства снега» | 0,25 | 0,75 |
17 | - | - | 1 | «Таяние снега» | 0,25 | 0,75 |
18 | - | - | 1 | «Можно ли пить талую воду» | 0,25 | 0,75 |
19 | - | - | 1 | «Снег и лед» | 0,25 | 0,75 |
20 | - | - | 1 | «Таянье льда в воде» | 0,25 | 0,75 |
21 | - | - | 1 | «Какую пользу приносит снег для растений?» | 0,25 | 0,75 |
22 | - | - | 1 | «Как работает термометр» | 0,25 | 0,75 |
23 | - | - | 1 | «Магниты действуют на расстоянии» | 0,25 | 0,75 |
24 | - | - | 1 | «Какие материалы притягивает магнит?» | 0,25 | 0,75 |
25 | - | - | 1 | «Как достать скрепку из воды, не намочив рук?» | 0,25 | 0,75 |
26 | - | - | 1 | «Солнечный зайчик» | 0,25 | 0,75 |
27 | - | - | 1 | «Как сделать звук громче?» | 0,25 | 0,75 |
28 | - | - | 1 | Игра «Свет бывает разный» | 0,25 | 0,75 |
29 | - | - | 1 | «Опыты с фонариком» | 0,25 | 0,75 |
30 | - | - | 1 | «Прозрачная вода может стать мутной» | 0,25 | 0,75 |
31 | - | - | 1 | «Солёная вода» | 0,25 | 0,75 |
32 | - | - | 1 | «Чем пахнет вода» | 0,25 | 0,75 |
33 | - | - | 1 | «Предметы тяжелее и легче воды» | 0,25 | 0,75 |
34 | - | - | 1 | «Вода не имеет формы» | 0,25 | 0,75 |
35 | - | - | 1 | «Как вытолкнуть воду?» | 0,25 | 0,75 |
36 | - | - | 1 | «Поверхностное натяжение воды» | 0,25 | 0,75 |
Итого: | 36 |
1.2.4. Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения
К концу года обучения дети должны:
- усвоить способы экспериментальных действий в различных видах деятельности;
-умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и много вариативности в ее решении;
- проявлять инициативу, самостоятельности, сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими;
- грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;
- принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- повысить уровень познавательных способностей.
- Календарный учебный график реализации дополнительной общеразвивающей программы кружка «юные исследователи»
Год обучения | Дата | Количество | Режим занятий | |||
начала занятий | окончания занятий | учебных недель | учебных дней | учебных часов | ||
1 год | 15 сентября | 31 мая | 36 | 36 | 1 раза в неделю: 1 час |
Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы учёта знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: Беседы, тесты.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой воспитанников, устный фронтальный опрос, беседа.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно. | Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. | Принимает активное участие в проведении опыта, прогнозирует результат. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. | Выполняет опыт под контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов | При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей |
Средний Выполняет | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. | Хорошо понимает простейшие одночленны е цепочки причинно- следственны х связей. |
Низкий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленны е цепочки причинно- следственны х связей. Отвечает на вопросы взрослого. |
2.2. Условия реализации программы
Помещение: групповая комната просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое, отвечающее санитарно- гигиеническим нормам. Столы и стулья соответствуют росту детей. Наличие центра экспериментирования, детской лаборатории.
2.3. Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
1. Ноутбук
2. CD материал
3. Проектор
4. Экран
Демонстрационный и раздаточный материал
Основное оборудование:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, камни, компас, магниты, часы песочные;
- глобус;
- ноутбук;
- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
- разнообразный природный материал;
- утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
- разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
- специальная одежда (халаты, фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
- правила работы с материалом;
- индивидуальные дневники.
Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
2.4. Учебно-методические материалы.
Учебно-методический материал скомплектован по следующим блокам:
- Вводное занятие;
- Блок «Песок, земля, камни»;
- Блок - Воздух «Опыты с воздухом»;
- Блок «Электричество»;
- Блок «Снег» «Опыты со снегом и льдом»;
- Блок «Температура»;
- Блок «Опыты с магнитом»;
- Блок «Звук, Свет»;
- Блок - Вода «Опыты с водой».
Для обучения используется:
- литература для педагога и обучающихся;
- карточки - схемы (раздаточный материал);
- презентации поэтапного выполнения эксперимента.
Литература
- Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом».
- Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство –Пресс»,2015г.
- Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург,«Детство – Пресс»,2013г.
- Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г.
- Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство –
- Пресс»,2015г.
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», познавательное развитие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2010г.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах», Творческий центр «Сфера»,Москва, 2010
- Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
- Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников»», Издательство«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юные исследователи"
Данная программа разработана для дополнительного образования детей 5-6 лет по познавательно-исследовательской деятельности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь" естественно-научной направленности...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (естественнонаучной направленности) Возраст обучающихся 6 – 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа«Юный исследователь»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
Детское экспериментирование основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательнос...

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь». Направленность программы: естественнонаучная. Уровень программы: ознакомительный. Возраст обучающих...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» (по познавательно - речевому развитию)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (далее программа) имеет познавательно-речевую направленность и разработана для детей 5-7 лет. Программа на...