Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Детское экспериментирование основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_yunyy_issledovatel.docx | 151.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 58
«Утверждаю»
Заведующий Усольцева И.В.
Приказ № 20/1 - ОД
от 31.05.2022
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный исследователь»
Адресат программы: 5-7 лет
Срок реализации: 1года,
2022- 2023 учебный год
Направленность программы:
естественно – научная
Уровень: базовый
Разработчики программы:
Павлова Елена Владимировна, заместитель заведующего
Проскурина Надежда Георгиевна, воспитатель
Кокорина Елена Геннадьевна, воспитатель
Иркутск 2022
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность
1.3. Педагогическая целесообразность
1.4. Направленность данной программы
1.5. Отличительные особенности программы, новизна
1.6. Принципы и подходы к формированию программы
1.7. Адресат Программы
1.8. Краткая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста
II.Содержательный раздел
2.1. Цель программы
2.2. Задачи
2.3. Организация образовательного процесса.
2.3.1. Формы и режим занятий
2.4. Содержание Программы
2.4.1. Разделы программы
2.5. Мониторинг знаний
2.5.1. Педагогическая диагностика
2.5.2. Диагностический инструментарий
2.5.3. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
2.5.4. Планируемые результаты освоения Программы
2.5.5. Учебный план
III. Организационный раздел
3.1. Методическое сопровождение Программы
3.1.1. Методы обучения
3.1.2. Формы организации образовательного процесса
3.1.3. Формы организации занятия-экспериментирования;
3.1.4. Алгоритм осуществления исследовательской деятельности
3.2. Техническое оснащение экспериментальной деятельности
3.2.1. Материалы и оборудование, необходимые для осуществления познавательно – исследовательской деятельности
3.2.2. Дидактический материал и техническое оснащение занятий: Основное оборудование:
3.2.3. Правила безопасности жизнедеятельности детей
3.3. Взаимодействие с семьей
3.4. Кадровое обеспечение программы
3.5. Информационное обеспечение программы
3.6. Методическое обеспечение реализации Программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа естественно - научной направленности построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Рабочая программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста является структурной единицей основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа).
Актуальность
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру.
Дети дошкольного возраста прирожденные исследователи окружающего мира. И подтверждение этому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить выход из проблемной ситуации. Детское экспериментирование-замечательное средство познавательного развития дошкольников: ребёнок учится задавать вопросы, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно, учится планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели и управлять своим поведением, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по образцу и по правилу, внимательно слушать взрослого и выполнять его инструкции. Познавательное развитие, согласно ФГОС, является одним из основных направлений развития ребёнка а, следовательно, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает очень большое значение в процессе становления ребёнка.
Педагогическая целесообразность
Детское экспериментирование основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире.
Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Направленность данной программы – естественнонаучная, исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности, которая включает в себя;
- создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Отличительные особенности программы
Поисково - экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и
характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Метод экспериментирования, являясь интегрирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников. «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности); «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора)
Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа «Юный исследователь» разработана с учетом дидактических принципов развивающего обучения, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, ориентации на зону ближайшего развития.
Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Принцип природосообразности- задачи познавательного развития решаются с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Принцип системности- все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии.
Адресат Программы
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого–носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а так же представления, отражающие стадиипреобразованияразличныхобъектовиявлений(представленияоцикличностиизменений):представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоватьсяобобщения,чтоявляетсяосновойсловесно-логическогомышления..В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму(материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Краткая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста
Характеристика возрастных возможностей детей
старшего дошкольного возраста (6 год жизни)
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.
При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.
Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.
Характеристика возрастных возможностей детей
подготовительного дошкольного возраста (7 год жизни)
В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.
В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;
2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Учебно-тематический-план
Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН
Содержание рабочей программы | Объем учебной нагрузки по рабочей программе (количество игр-занятий) | |
теория | практика | |
Всего занятий в неделю | 0,5 | 0,5 |
Всего занятий в месяц | 2 | 2 |
Всего занятий в год | 17,5 | 17,5 |
Количество учебных недель в году – 32
Количество учебных занятий – 32
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации.
Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на осуществлении коррекции недостатков воспитанников, создающих трудности в овладении Программой.
II. Содержательный раздел
Цель программы
Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Формироватьумениеотбиратьсредстваиматериалыдлясамостоятельнойдеятельности.
Формировать умение детей устанавливать причинно - следственные связи
Знакомить ребенка с различными свойствами веществ и материалов (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т.д.).
Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Формировать интерес к поисковой деятельности.
Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
Развивать представление об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
Воспитыватьумениечеткособлюдатьнеобходимуюпоследовательностьдействий.
Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Воспитыватьэкологическуюкультурудошкольникачерезлюбовькприродеипознаниеокружающегомира.
Организация образовательного процесса.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 20 – 25минут с детьми 6-7 лет 25 – 30 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы.
Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде алгоритмов или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Все эксперименты сопровождаются.
Реализация программы осуществляется в разных формах работы с детьми: в форме непосредственной образовательной деятельности; в совместной деятельности педагога с детьми; в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Непосредственно на занятиях решаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
В совместную деятельность педагога с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (изодеятельность, развитие речи, основы безопасности жизнедеятельности, игры и т.д.).
Свободная самостоятельная деятельность обеспечивается возможностью свободного выбора деятельности, отвечающей его способностям и интересам.
Дети рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Ребенок может самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме
Прежде чем приступить к экспериментированию, педагог вместе с детьми составляет план предстоящей деятельности:
- Выбирает объект исследования.
- Подбирает необходимое оборудование.
- Уточняет, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
- Определяют, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
- Закрепляет с детьми последовательность действий.
- Вспоминают правила безопасности.
- Проводят эксперимент.
- Фиксируют результат.
Помогает проанализировать полученные результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения) Для фиксации результатов можно использовать разнообразные виды документов, такие как: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений и т.д.
Содержание Программы
Разделы программы:
Опытно-экспериментальную деятельность можно распределить по трём направлениям:
живая природа: растения (6 часов)
неживая природа: воздух, космос, почва, вода, магниты, звук, свет, электричество. (20 часов)
человек: функционирование организма, рукотворный мир, материальных свойства. (6 часов)
Направления | Тема | Цель | Количество часов | Форма контроля | |||||||||||
теория | практика | Обобщающие | |||||||||||||
Знакомство с детской лабораторией | Экскурсия в “детскую лабораторию”. «Все увидим, все узнаем» | Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза») предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. О назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней. Знакомство с правилами безопасности. Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов - микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп. Познакомить с правилами пользования приборами – помощниками. | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа | |||||||||
Живая природа | «Растения» «Что нужно растениям?» Дыхание | Сформировать представления детей о значении воды и света для жизни растений. Развивать экологическое сознание. Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). выявить потребность растений в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений; | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | |||||||||
«Растения» «Строение растений» | Доказать, что при помощи корня растение всасывает воду; уточнить функцию корней, стебля и листьев растений и без корней жить не может. Чтобы растению хватало воды, его нужно поливать, рыхлить землю. Поливать тонкой струей, чтобы не размывать землю, иначе корни засохнут и не смогут впитывать воду, поливать столько, чтобы весь ком земли был мокрым. Рыхлить осторожно по краю горшка, чтобы не повредить корни. На основе знаний воспитывать ответственность при выполнении работы по уходу за растениями. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
«Растения» Комнатные растения | Уточнить знания детей о комнатных растениях, какие условия создает человек для роста растения круглый год (свет, тепло, влага). Объяснить детям, какую пользу приносят комнатные цветы. Обогащения знания детей о растениях. | 0,25 | 0,75 | 1 | Устный опрос | ||||||||||
«Растения» «Огород на окне» | Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. -Формировать представление о выращивании растений из семян. -Развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей через: Наблюдения за ростом растений; -Опытно-экспериментальную деятельность. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет и т.д. | «Песок, глина» | Закреплять знания детей о неживой природе, о свойствах песка, глины, выделить свойства песка и глины, сравнение песка и глины. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнение практических заданий | |||||||||
«Знакомство с камнями. | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и н называть свойства | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
Какими бывают камни? ». | (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Учить классифицировать камни по разным признакам. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. Поддерживать интерес к опытнической работе. | Беседа. Выполнения заданий | |||||||||||||
«Почва» | Познакомить детей с составом почвы. Показать, что в почве есть воздух и вода. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
«Звук». «Почему все звучит? » | Дать понятие о том, что такое звук (колебание предмета), громкость, принцип распространения звуковых волн; подвести к пониманию возникновения эха; определить зависимость звучащих предметов от их размеров. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
«Угадай-ка»: вес, сила | Познакомить детей с понятием силы, как физической величины; Познакомить с понятием «Вес предмета» Учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора; Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
«Вода» | Закрепить свойствами воды, представление детей, о том, где находится в природе вода. Познакомить со значимостью воды для всего живого. Развивать у детей бережное отношение к воде. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
«Вода» «Состояния воды». | Сравнить свойства воды, льда и снега; выявить особенности их взаимодействия; познакомить детей с процессом испарения. Научить использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательных задач. Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
«Замерзшая вода» | Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
«Температура» | Дать знания об изменении агрегатного состоянии вещества в зависимости от тепла; выявить принцип действия термометра. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
«Свет» «Загадочная тень». | Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимного расположения. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
«Свет.Цвет» «Световой луч». | Объяснить детям, что свет – это поток световых лучей; объяснить зависимость яркости светового пятна от источника света, познакомить с влиянием солнечных лучей на темные и светлые цвета | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
«Земля. Космос» «Вес. Притяжение». | Познакомить детей с силой природы – земным притяжением. Дать детям элементарные представления о земном притяжении. Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий | ||||||||||
Магнитное поле | Познакомить детей с понятием «магнитное поле» «магнитные полюсы» Магнитное поле Земли» «магнитные и немагнитные материалы»; | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения заданий |
«Магнитные силы». | Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; определить способность металлических предметов намагничиваться; показать на примерах взаимодействие магнитов (выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение, отталкивание). | 0,25 | 0,75 | 1 | Практическое задание. Обмен результатами работы. | |
Человек: функционирование организма , рукотворный мир, материал ы и их свойства. | «Человек» | Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма; знакомит детей с органами кровообращения; учить измерять пульс человека; формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения практических заданий |
«Человек» «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!» | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус). | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения практических заданий | |
«Человек» «Наши помощники - глаза» | Познакомить детей со строением глаза; выяснить как можно положительно и отрицательно влиять на глаз. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения практических заданий | |
«Свойства материалов» «Мир бумаги» | Познакомить детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); сравнить их качественные характеристики и свойства. | 0,25 | 0,75 | 1 | Беседа. Выполнения практических заданий | |
«Свойства материалов» «Мир ткани» | Познакомить детей с разными видами тканей, сравнить их качества. | 0,25 | 0,75 | 1 | Практическое задание. Обмен результатами работы. | |
«Какие предметы могут плавать? » | Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | 0,25 | 0,75 | 1 | Практическое задание. Обмен результатами работы. | |
ИТОГО: 32 часа |
Мониторинг знаний
Педагогическая диагностика
Формы учёта знаний, умений: в процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые
материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: беседы, тесты, мини-проекты, конкурсы, выставки.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой воспитанников, устный фронтальный опрос, беседа.
Приложение № 1«Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)»
материалы, проекты, творческие работы самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: Беседы, тесты, мини -проекты, конкурсы, выставки.
Диагностический инструментарий
Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов
Вопросы для выявления знаний детей о воде: Что ты знаешь о воде?
Какую форму, запах, цвет имеет вода?
Для чего нужна вода в жизни животных и растений? Где используется вода человеком?
Серия вопросов о снеге: Что ты знаешь о снеге?
Какую форму, запах, цвет имеет снег? Откуда появляется снег, почему?
Какое значение имеет снег для жизни растений, животных? Для чего нужен снег человеку?
Чем отличается вода от снега? Что быстрее тает лед или снег?
Чем отличается вода от льда, вода от снега? Что общего у снега и льда? Воды и льда?
Серия вопросов о льде: Что такое лед?
Для чего нужен лед?
Какую форму, запах, цвет имеет лед? Что быстрее тает лед или снег?
Что общего у снега и льда? Воды и льда?
Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды: Что такое пар?
Что ты знаешь о паре?
Имеет ли пар запах, форму, цвет?
Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:
Что происходит с водой на морозе? Почему?
Снег может во что - нибудь превращаться? Отчего это зависит? Что происходит со льдом в комнате? Почему?
Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть? Во что превращается вода при кипении?
Цель: выяснить знания детей о свойствах глины. Из чего состоит глина?
В каких местах можно обнаружить глину? Можно ли глину назвать «сыпучей», почему? Что легче высыпать глину или песок?
Чем глина похожа на пластилин?
Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко? Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему?
Как глина впитывает воду?
Что можно сделать из мокрой глины?
Какие станут глиняные предметы после высыхания? Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита. Какие предметы притягивают к себе магнит?
Каким свойством обладает магнит?
Почему магниты притягиваются друг к другу? Когда магниты отталкиваются друг от друга?
Цель: выяснить знания детей о свойствах песка. Из чего состоит песок?
В каких местах можно обнаружить песок? Почему говорят, что песок сыпучий?
Что легче высыпать песок или глину? Как выглядят песчинки?
Чем песчинки похожи, а чем отличаются?
Что происходит с песчинками, когда дует ветер? Почему песок рыхлый?
В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый? Что можно сделать из влажного песка?
Вопросник для детей после проведения опытов с землей. Есть ли в почве воздух? Как доказать?
Где больше воздуха в рыхлом или во влажном комочке земли? Объясните.
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ–в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.
На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или в дали жилья человека) Почему? Объясни.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно. | Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. | Принимает активное участие в проведении опыта, прогнозирует результат. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. | Выполняет опыт под контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов. | При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет2-3 звена причинно– следственных связей |
Средний | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает Самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. | Хорошо понимает простейшие одночленные цепочки причинно- следственных связей. |
Низкий | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно- следственны х связей. Отвечает на вопросы взрослого. |
Планируемые результаты освоения Программы
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам педагогической диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Показателями результативности реализации программы является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Ребенок может:
- увидеть и определить проблему, принимать и ставить цель, решать проблем, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы;
- проявлять инициативу, самостоятельности, сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими;
- грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;
- принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
Учебный план
Календарный учебный график
Перспективное планирование работы по экспериментально–исследовательской деятельности с детьми старшей группы.
Методическое сопровождение Программы
Методы обучения:
- поисково – исследовательские наблюдения: случайные и плановые наблюдения и эксперименты, эксперименты как ответы на детские вопросы;
- проведение экспериментирования, опытов(практических);
- создание технической базы для детского экспериментирования (мини-лаборатория);
- беседы (конструктивные);
- элементарный анализ (установление причинно - следственных связей);
- сравнение;
- фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- метод моделирования и конструирования;
- метод вопросов;
- метод повторения;
- решение логических задач;
- использование художественного слова;
- работа с алгоритмами, таблицами;
- физкультминутки;
- дидактические игры.
Формы организации образовательного процесса
- Специально организованная образовательная деятельность: занятия-экспериментирования.
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы организации занятия-экспериментирования
- Занятие-игра (тайна; сюрприз; Мотив помощи; познавательный мотив (почему так?)
- Ситуация выбора
- Дидактические игры
- Простейшие опыты
- Моделирование
Алгоритм осуществления исследовательской деятельности
Занятие–экспериментирование с детьми проводится в игровой форме и строится по одному и тому же плану:
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей и изучаемой темы.
Последовательность действий
Создание проблемной ситуации.
Поиск возможных решений.
Прогноз результата эксперимента.
Закрепление правил технической безопасности.
Использование физкультминутки, способствующей переключению внимания детей.
Проверка возможных решений, исходя из данных. Самостоятельное выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов; В процессеэкспериментированияребенкунеобходимоответитьнаследующиевопросы:
-Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так. а не иначе?
-Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Фиксирование результатов, анализ полученных данных; Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Рефлексия. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Педагогические технологии.
Для реализации Программы применяются следующие педагогические технологии.
Технология детского экспериментирования
Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.
Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В старшем дошкольном возрасте – это:
– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
– развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
– формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
– развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы:
фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Содержание исследовательской деятельности:
Опыты (экспериментирование);
Состояние и превращение вещества;
Движение воздуха, воды;
Свойства почвы и минералов;
Условия жизни растений.
Структура детского исследования (по А.И. Савенкову):
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
Выработка гипотез и предложений;
Поиск и предложение возможных вариантов решения;
Сбор материала;
Обобщение полученных данных;
Подготовка материалов исследования к защите (доклад, сообщение);
Защита.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Информационно-коммуникативные технологии
Информационно – коммуникационные технологии позволяют организовать процесс познания, обуславливающего деятельностный подход к воспитательно – образовательному процессу.
Применение информационных технологий на занятиях позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога.
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
- Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока.
Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
- Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
Осуществление полисенсорного восприятия материала;
Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Материалы и оборудование, необходимые для осуществления познавательно – исследовательской деятельности:
Магнитная доска с наборами цветных магнитов.
Ноутбук
Детская мебель для занятий, соответствующая возрасту детей и санитарно - эпидемиологическим требованиям.
Стеллажи для хранения оборудования для исследовательской деятельности
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; книги познавательного характера, атласы;
карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента);
индивидуальные дневники экспериментов;
прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.);
мерные ложки;
сита и воронки разного материала, объема;
резиновые груши разного объёма;
половинки мыльниц, формы для изготовления льда, резиновые или целлофановые перчатки;
пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;
гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля;
гигиенические безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, пакетики чая) и т.п.;
природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.;
бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.;
лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
разные виды бумаги;
красители: гуашь, акварельные краски;
контейнеры с землей для посадки растений;
контейнеры с песком и водой;
контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
рулетка, портновский метр, линейка, треугольник;
часы песочные; глобус; микроскоп; ноотбук;
бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры;
клеёнчатые фартуки, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки, полотенца.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп; часы песочные; глобус; микроскоп; ноотбук; и др.);
разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.). Дополнительное оборудование:
специальная одежда (халаты, фартуки);
контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
карточки-схемы проведения эксперимента;
индивидуальные дневники экспериментов;
правила работы с материалом;
индивидуальные дневники.
Правила безопасности жизнедеятельности детей
Работа под наблюдением взрослого.
Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
Грязными руками не трогать глаза.
Не брать руки в рот.
Взаимодействие с семьей
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации, следует убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказывать, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, посещают собрания, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
Задачи | Мероприятия |
Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности. Ознакомление родителей с методами формами работы по разделу «Детское экспериментирование». Популяризация исследовательской активности ребенка дошкольника. Организация сотрудничества с родителями. | Родительские собрания: «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка» Памятки: «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных детей» Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей» Консультации для родителей: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»; «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» Оформление информационного Стенда: «Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» Фотовыставка «Мы экспериментируем» Создание семейного журнала «Экспериментируем дома» Привлечение родителей к проектной деятельности совместно с детьми пополнению коллекции Пополнение коллекций «Разные ткани», «Бумажная страна», «Разные камни» |
Кадровое обеспечение программы
Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение широкого круга участников. Условно они разделены на целевые группы:
Целевые группы участников | Субъекты проекта | Содержание деятельности |
Организаторы | Администрация детского сада | Нормативно-правовое обеспечение, координация процесса реализации программы, мониторинг результативности, изучение запросов родителей и социальных партнеров |
Реализаторы (непосредственные) | Педагог детского сада | Интеграция в образовательном процессе всех видов детской деятельности, ориентация на самостоятельную исследовательскую деятельность |
Реализаторы (опосредованные) | Родители | Создание домашнего развивающего пространства, поддержка ребенка и педагога в реализации программы, обмен опытом по организации детской деятельности в домашней среде и установлении собственных взаимоотношений с ребенком. |
Информационное обеспечение программы:
- создание банка данных по реализации программы;
- мониторинговые мероприятия;
- организация мероприятий по информированию общественности о ходереализации программы;
- возможность использования сети Интернет;
- подбор ИКТ материалов для программы;
- публикация материалов программы на сайте ДОУ.
Методическое обеспечение реализации Программы
Литература:
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
В.Н. Волчкова «Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе детского сада».
Вострухина Т.В., Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «ФГОС. Развитие познавательных способностей дошкольников(4-7лет)»
Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское Экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2016
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.–М.:ТЦ «Сфера»,2010.
О.В. Дыбина. «Из чего сделаны предметы» ,«Творим, измеряем ,преобразуем»
Иванова А.И. Живая экологи. Творческий Центр «Сфера» М.,2007
А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений».
Н.Г .Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу».
Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие /С.Н. Николаева.-М.: Педагогическое общество России, 2003.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников (методические рекомендации). Изд. Аркти. М.2005г.
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
«Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста»-под ред. О.В. Дыбиной.
Рыжова Н.А. Волшебница–вода / М.:Линка-Пресс,199816.Рыжова
Н.А. Рыжова «Воздух- невидимка» М.: Линка-Пресс, 1998
Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5-6 лет) ФГОС. Соломенникова О.А. Издательство: Мозаика-Синтез,2014
Султанова М. Простые опыты с воздухом. Автор: Султанова М. Издательство: Хатбер-Пресс Серия: для дошкольников
Султанова М .Простые опыты с водой. Автор: Султанова М. Издательство: Хатбер-Пресс Серия: для дошкольников
Султанова М. Простые опыты с бумагой. Автор Султанова М., Издательство: Хатбер, Серия: для дошкольников,2014
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016
Интернетресурсы:технологическиекартыhttps://www.maam.ru/detskijsad/tehnologicheskie-karty-provedenija-opytov.html
Приложение№1
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6лет)
Ф. И. ребенка
Возраст
Дата заполнения
Часть1.Диагностическаяметодика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. Примечание: в основе сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные исследователи"
Данная программа разработана для дополнительного образования детей 5-6 лет по познавательно-исследовательской деятельности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь" естественно-научной направленности...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (естественнонаучной направленности) Возраст обучающихся 6 – 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа«Юный исследователь»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь». Направленность программы: естественнонаучная. Уровень программы: ознакомительный. Возраст обучающих...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь». (по познавательно - речевому развитию)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (далее программа) имеет познавательно-речевую направленность и разработана для детей 5-7 лет. Программа на...