Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (естественнонаучной направленности) Возраст обучающихся 6 – 7 лет
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный исследователь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_opyty_korsakova_t.n._okonchatelnaya.docx | 48.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад № 16 г. Алзамай»
«Утверждено»
приказом директора
МКОУ «Школа – сад № 16 г .Алзамай»
№___ от ______________
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный исследователь»
(естественнонаучной направленности)
Возраст обучающихся 6 – 7 лет
Составитель:
Корсакова Татьяна Николаевна,
воспитатель
Алзамай, 2023г.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарный учебный график
4. Содержание программы
5. Тематическое планирование
6. Планируемые результаты обучения
7. Оценочные материалы
8. Методические материалы
1. Пояснительная записка
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основании авторской программы М. П. Костюченко, Н. Р. Камаловой «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории».
Актуальность
Современных детей окружают процессы информатизации и компьютеризации. Ребенок постоянно находится в мире поиска. Детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Оно способствует развитию у дошкольников таких качеств, как самостоятельность, творческая и познавательная активность, самореализация и помогает в дальнейшем успешному обучению в школе. Чем разнообразнее и интенсивнее будет поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться.
Программа кружка «Юный исследователь» разработана для развития интеллектуальных способностей детей и направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Программа разработана с учетом образовательных потребностей и особенностей развития детей группы и соответствует требованиям ФГОС ДО. Задача программы состоит в том, чтобы организовать посильную экспериментальную деятельность, способствующую формированию естественнонаучных представлений дошкольников. Практический материал программы представлен с учётом условий нашего детского сада.
Новизна данной программы заключается в том, что она дает дополнительные возможности знакомства ребёнка с окружающим миром через:
• поэтапное развитие умственных способностей старших дошкольников путем формирования у детей навыков экспериментальных действий и обучения методам самостоятельного сбора и обработки информации;
• применение экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира (знания, добытые самостоятельно путем исследования, всегда более осознанные и прочные);
• создание развивающей предметно-пространственной среды;
• совместную практическую деятельность воспитателя и детей.
Цель работы кружка:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через занимательные опыты и эксперименты.
Задачи:
1. Расширять представления дошкольников об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать у дошкольников умение пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов.
3. Побуждать к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Способствовать у детей коммуникативному развитию, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий.
Направленность программы: естественнонаучная, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.
Срок реализации: 1 год.
Объем учебного времени: 2 часа в неделю.
Занятия проводятся в группе и на территории детского сада (на участке, огороде, метеоплощадке, «Экспериментальной лаборатории»).
Форма проведения занятий кружка – занимательные игры, наблюдения, занятия с элементами экспериментирования, опытнической деятельностью (игры-путешествия, игры - соревнования, КВН, «Что? Где? Когда?» и др.).
2. Учебный план
Дополнительная общеразвивающая программа | Год обучения | Возраст для зачисления | Кол-во учащихся | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Форма промежуточной аттестации |
«Юный исследователь» | 2023-2024 | 6-7 лет | 10 | 2 часа. Продолжи-тельность занятия 30 мин | 34 | промежуточные и итоговые мини - олимпиады «Умники и умницы», выступление детей перед сверстниками, родителями, участие в городских, общероссийских и международных конкурсах. |
3. Календарный учебный график
№ | Объем и срок освоения программы | Часов в неделю | Сентябрь 2019 | Октябрь 2019 | Ноябрь 2019 | Декабрь 2019 | Январь 2020 | Февраль 2020 | Март 2020 | Апрель 2020 | Май 2020 | Всего часов в год |
1 | 1 год | 2 | 9 | 7 | 7 | 8 | 6 | 8 | 7 | 9 | 7 | 68 |
4. Содержание программы
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.
В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Содержание программы строится по разделам:
- неживая природа; - живая природа; - человек;
физические явления;
рукотворный мир
по следующим темам:
«В гости капелька пришла» - изучение свойств и состояний воды, опыты на исследование плавучести, растворимости и нерастворимости различных веществ.
«Свет и цвет» - знакомство со световым лучом, его движением и явлениями, влияющими на изменение направления и цвета светового луча.
«Воздух – невидимка» включает в себя занятия на обобщение и закрепление знаний детей о свойствах и качествах воздуха.
«Увидеть невидимое» - выявление на первый взгляд невидимых свойств веществ.
«Чудо магнит» - расширить знания детей о магните, его свойствах и способностях, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов.
«Неживая природа» - выделение признаков неживой природы.
«Необычное в обычном» подводит детей к пониманию того, что из совершенно обычных и привычных нам вещей можно сделать что-то интересное.
«Чудеса на окошке» - формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, умение наблюдать за их ростом.
«Руками человека» показывает детям, что человек, имея определенные знания, может изобретать интересные конструкции.
5. Тематическое планирование
№ | Раздел | Вид эксперимента | Всего часов |
1 | Живая природа | Экспериментирование с растениями | 6 |
Экспериментирование с живыми организмами | 2 | ||
Экспериментирование с насекомыми | 4 | ||
2 | Неживая природа | Экспериментирование с предметами и материалами | 12 |
Экспериментирование с водой | 10 | ||
Экспериментирование с воздухом | 4 | ||
Экспериментирование с магнитом | 2 | ||
Экспериментирование со стеклом | 2 | ||
Экспериментирование со светом | 2 | ||
Экспериментирование со звуком | 2 | ||
Экспериментирование с почвой | 2 | ||
Экспериментирование с песком | 4 | ||
Экспериментирование с температурой | 2 | ||
3 | Физические явления | Экспериментирование с физическими явлениями | 8 |
4 | Человек | 2 | |
5 | Рукотворный мир | 4 | |
ИТОГО | 68 |
6. Планируемые результаты:
• Умение детей видеть проблему (вести самостоятельный поиск доступных предметов).
• Ставить вопросы познавательного характера.
• Выдвигать гипотезы.
• Давать определение понятиям (пытаться устанавливать причинно-следственные связи).
• Классифицировать, наблюдать.
• Экспериментировать со знакомыми и новыми предметами и сравнивать их (проводить эксперименты).
• Совершать первые элементарные обобщения своего практического опыта и исследований (делать умозаключения и выводы).
• Структурировать материал.
• Готовить мини-тексты собственных докладов.
• Объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
7. Оценочные материалы
Критерии/уровни оценки сформированности практических умений: описание уровней сформированности и баллы за них
Мониторинг:
Результативность внедрения опытно - экспериментальной деятельности определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми. Мониторинг помогает выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования. Для осуществления мониторинга развития навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста использовать индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования.
Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование в дневнике наблюдений. Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте. Она позволяет проследить динамику формирования навыков.
Показатели:
Умеет задавать вопросы.
Умеет ставить проблему, выявляет ее.
Умеет выдвигать гипотезы.
Умеет давать определение понятиям.
Умеет классифицировать.
Умеет наблюдать.
Умеет проводить эксперименты.
Умеет рассуждать, делать заключения.
Критерии:
3 балла - умения и навыки сформированы
2 балла – частично, с помощью взрослого
1балл - умения и навыки не сформированы
Результаты:
Высокий уровень – 20-24
Средний уровень – 14-19
Низкий уровень - 8-13
Диагностическая карта кружка «Юный исследователь» Дата _________ Воспитатель Корсакова Т. Н.
№ п/п | Ф. И. ребенка | Умеет задавать вопросы | Умеет ставить проблему, выявляет ее. | Умеет выдвигать гипотезы | Умеет давать определение понятиям | Умеет классифицировать | Умеет наблюдать | Умеет проводить эксперименты | Умеет делать заключения | Баллы | Средний балл |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начало года: Высокий уровень _______ детей ______ %; Средний уровень _______ детей ______ %; Низкий уровень _______ детей ______ %.
Виды контроля:
Наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ детей; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.
Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
№ | Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования | 2023 – 2024 учебный год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов использовать: промежуточные и итоговые мини - олимпиады «Умники и умницы», выступление детей перед сверстниками, участие в праздниках, участие в городских, общероссийских и международных конкурсах. На протяжении учебного года систематически проводить обобщающие итоговые занятия, развивающие игры КВН, «Что? Где? Когда?». Детям предоставить возможность продемонстрировать свои знания окружающего мира и умения их добывать посредством опытно-экспериментальной деятельности. В конце года провести итоговое занятие в рамках «Дня открытых дверей» для родителей.
8. Методическое обеспечение:
∙ Картотеки опытов и наблюдений;
∙ Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности; ∙ Записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц и зверей, звуки транспорта и других механизмов);
∙ Игротека на электронных носителях;
∙ Таблицы, картины, карточки, схемы;
∙ Художественные произведения (загадки, рассказы, пословицы, поговорки);
∙ Материал для взаимодействия с родителями (анкеты, буклеты, оформление информационных уголков);
∙ Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности.
Материально – техническое обеспечение:
Развивающая предметно – пространственная среда
Центр «Групповая мини – лаборатория».
1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.
2. Халаты, передники, нарукавники.
3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.
4. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал).
5. Пищевые красители, гуашь.
6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
7. Книги познавательного характера, атласы; тематические карты.
8. Приборы – помощники: песочные часы, безмен, магниты, лупы, компас, различные не ртутные термометры (для измерения температуры воды, воздуха, тела); зеркала, воздушные шары и т. д.
9. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).
10. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).
11.Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.
12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.
13. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь погоды.
14. Комнатные растения с указателями по программе, алгоритм ухода за комнатными растениями.
15. Настольно – печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.
Центр «Опытно – экспериментальная лаборатория» на территории детского сада
1. Стол для экспериментирования.
2. Стенд «Вода».
3. Стенд «Песок».
4. Шкаф для оборудования и материалов для опытов и исследования.
5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
6. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.
7. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.
8. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.
9. Ёмкости с различным материалом для проведения опытов
Условия реализации программы:
Реализация задач программы осуществляется в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.
Взаимодействие с родителями.
Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интересы, поэтому привлечение родителей к активной помощи – необходимый элемент в организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
Родители принимают участие в обсуждении перспективного плана кружка, вносят предложения, оценивают объем материалов и оборудования для проведения экспериментальной деятельности, выносят решение об оказании помощи в проведении конкретных мероприятий. Кроме этого родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес, тем самым формируя в своих детях задатки коллекционирования, стимулируя познавательную активность личным примером.
Для того, чтобы эта работа проводилась родителями грамотно, необходимо наладить консультативную помощь. На стенде для родителей периодически размещать памятки о значении, правилах и условиях проведения опытов и экспериментов. Большой популярностью у родителей пользуются организованные совместно тематические выставки, мини-музеи, экскурсии и целевые прогулки.
Консультации:
«Познавательная активность и детское экспериментирование».
«Экспериментальная деятельность дошкольника в семье».
Оформление папок передвижек:
«Игрушки и пособия для экспериментирования».
«Проведение экспериментов летом».
Тренинг по овладению методом экспериментирования.
КВН «Маленькие исследователи».
Практикум «Хочу всё знать»
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. В. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М: «Мозаика-синтез», 2015г.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», М: «Мозаика -синтез», 2014г.
3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.
4. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005г;
5. О. В. Дыбина. «Ребёнок в мире поиска. Из чего сделаны предметы». Творческий Центр Сфера, 2010г.
6. Ф. Ола, Ж.-П. Дюпре, А.-М. Жибер, П. Либе, Дж. Лебьом «Занимательные эксперименты и опыты». ООО «АЙРИС- пресс», 20005г.
7. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории». Издательство «Учитель», 2016г.
8. В. А. Кайе. «Конструирование и экспериментирование с детьми 5 – 8 лет». Творческий Центр Сфера, 2014г.
9. В. А. Деркунская, А. А. Ошкина. «Игры – эксперименты с дошкольниками». ООО «Центр педагогического образования», 2016г.
10. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. «Экологические проекты в детском саду». Издательство «Учитель», 2012г.
11. В. Н. Кострыкина, Г. П. Попова. «Организация деятельности детей на прогулке» подготовительная группа. Издательство «Учитель», 2015г.
12. Марина Султанова. «Простые опыты с бумагой». ООО»ХАТБЕР –пресс», 2014г.
13. Марина Султанова. «Простые опыты с воздухом». ООО»ХАТБЕР –пресс», 2014г.
14. Марина Султанова. «Простые опыты с водой». ООО»ХАТБЕР –пресс», 2014г.
15. Марина Султанова. «Простые опыты с природными материалами». ООО»ХАТБЕР –пресс», 2014г.
16. Интернет –ресурсы Международного образовательного портала MAAM.ru http://www.maam.ru
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Программные задачи | |||
Сентябрь | 1 неделя | 1. Экскурсия в детскую лабораторию
2. Делаем фигурки. | 1. Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). 2. Познакомить с понятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира – эксперименте опыте), о назначении детской лаборатории; 3. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. 1. Познакомить детей со свойствами песка. 2. Развивать мелкую моторику кистей рук. 3. Воспитывать интерес к деятельности. | |||
2 неделя | 1. Какая бывает вода? 2. Плёнка на поверхности воды. | 1. Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы. 2. Познакомить с принципом работы пипетки. 3. Развить умение действовать по алгоритму и разгадывать элементарный кроссворд. | ||||
3 неделя | 1. Волшебный растворитель. 2. Очищение воды. | 1. Выявить вещества, которые растворяются в воде. 2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. 3. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | ||||
4 неделя | 1. «Почему осенью листья желтеют» 2. Куда деваются листья? | 1. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды (осенью холоднее, чем летом). 2. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. | ||||
Октябрь | 1 неделя | 1. Сила тяготения 2. Почему падают предметы? | 1. Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы, любые тела к Земле. | |||
2 неделя | 1. Упрямые предметы. 2. Пристегните ремни! | 1. Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией. 2. Развивать умение фиксировать результаты наблюдения. | ||||
3 неделя | 1. Волшебные стеклышки. 2. Линзы и очки. | 1. Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем. 2. Учить детей пользоваться приборами для наблюдения. | ||||
4 неделя | 1. Секреты бумаги. 2. Бумажные мосты. | 1. Познакомить детей со свойствами бумаги. | ||||
Ноябрь | 1 неделя | 1. Хитрости инерции. 2. Чародейство кухонной соли. | 1. Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении - инерции. 2. Показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличить сырые яйца от вареных). | |||
2 неделя | 1. Что такое масса? 2. Держится на поверхности или тонет? | 1. Выявить свойство предметов – массу. 2. Познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами. 3. Научить способам их использования. | ||||
3 неделя | 1. «В мире стекла» 2. «Фарфоровый секрет китайцев» | 1. Расширять представления детей о предметах, изготовленных из стекла, фаянса, фарфора. 2. Развивать умения детей сравнивать их качественные характеристики и свойства. Познакомить детей с историей создания стекла и фарфора. 2. Развивать познавательный интерес. | ||||
4 неделя | 1. Путешествие капельки. 2.Цветы распускаются зимой | 1. Уточнить представления детей о свойствах воды. | ||||
Декабрь | 1 неделя | 1. Воздух – невидимка. 2. Воздушные затеи. | 1. Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. 2. Познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. | |||
2 неделя | 1. Солнце дарит нам тепло и свет. 2.Отражаем свет. | 1. Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света. 2. Познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | ||||
3 неделя | 1. Почему дует ветер? 2. Под воздействием воздуха. | 1. Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс. 2. Уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. | ||||
4 неделя | 1. Тонет – не тонет. 2. Почему не тонут корабли? | 1. Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | ||||
Январь | 2 неделя | 1. Чем можно измерить длину? 2. Измерь длину предмета различными измерительными приборами. | 1. Расширить представление детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения. 2. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. 3. Развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). | |||
3 неделя | 1. Различные состояния воды. 2. Твердая вода. Почему не тонут айсберги? | 1. Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду. 2. Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. | ||||
4 неделя | 1. Мыльные пузыри. 2. Секреты мыльных пузырей. | 1. Познакомить с основными свойствами жидких веществ. 2. Развивать логическое мышление. 3.Воспитывать интерес к деятельности. | ||||
Февраль | 1 неделя | 1. Как происходит извержение вулкана? 2. Мастерим вулкан. | 1.Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | |||
2 неделя | 1. Движение. 2. Почему в космос летают на ракете? | 1.Уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. | ||||
3 неделя | 1. Что такое магнит? 2. Испытание магнита. | 1. Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями. 2. Опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими. 3. Показать способ изготовления самодельного компаса. Развивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. | ||||
4 неделя | 1. Сила и энергия. 2. Парашюты. | 1. Познакомить детей с понятиями «сила» и «энергия». | ||||
Март | 1 неделя | 1. Такие разные часы. 2. Делаем песочные часы. | 1. Обобщить представления детей об измерительных приборах. | |||
2 неделя | 1. Что такое молния? 2. «Волосы дыбом». | 1. Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток». 2. Объяснить причину образования молнии. 3. Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. | ||||
3 неделя | 1. Открытие электричества. 2. Почему горит фонарик? | 1. Уточнить представление детей о значении электричества для людей. 2. Познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. | ||||
4 неделя | 1. Забавные фокусы. 2. Забавные фокусы. | 1. Учить детей выполнять элементарные фокусы. 2. Активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. 3. Развивать у детей любознательность, наблюдательность | ||||
Апрель | 1 неделя | 1.Удивительная соль. 2. Выращиваем кристалл. | 1. Познакомить с историей появления соли в пищевом рационе людей. 2. Расширять знания детей о свойствах соли и ее видах. | |||
2 неделя | 1. Цветы. 2. Неизвестные семена. | 1. Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений. Понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. | ||||
3 неделя | 1. «Где цветы?» 2. «Огород на окне». | 1. Помочь детям установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках. Способы размножения растений. | ||||
4 неделя | 1. Звуки и вибрация. 2. Как работает ухо. | «Почему комар пищит, шмель жужжит?» 1. Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. 2. Дать простейшие понятия детям о строении и функционировании уха. | ||||
Май | 2 неделя | 1. Тёплый камешек. 2. «В гости к хозяйке Медной горы» | 1. Продолжать экспериментировать с неживой природой. 2. Развивать тактильное восприятие. 3. Воспитывать самостоятельность. | |||
3 неделя | 1. Как передаётся тепло? 2. Высушим платочек. | 1. Познакомить детей с температурой, развивать умение детей устанавливать взаимосвязь между температурой и скоростью высыхания. Воспитывать желание наблюдать за происходящим. | ||||
4 неделя | 1. Микроорганизмы. 2. Любопытное зрение. | 1. Дать понятие о микроорганизмах, их видах, происхождении; их пользе и вреде для человека. 2. Познакомить детей с особенностями своего организма. Развивать желание узнать о себе новое. Воспитывать привычку каждый день ухаживать за своими органами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»для детей 6-7 лет (срок освоения – 1 год)...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные исследователи"
Данная программа разработана для дополнительного образования детей 5-6 лет по познавательно-исследовательской деятельности....
Динамика нравственно-патриотического развития воспитанников, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе "Юный сахалинец" за 2022-2023 учебный год
В статье представлен результат и анализ диагностического обследования воспитанников от 4 до 6 лет, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе "Юный сахалинец" в ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
Детское экспериментирование основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательнос...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь»
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь». Направленность программы: естественнонаучная. Уровень программы: ознакомительный. Возраст обучающих...