Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые шашки»
учебно-методическое пособие (старшая группа)
- Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
методическим советом Директор МДОАУ
протокол № д/с «Золотой ключик»
«28» сентября 2021 г. ________Г.В. Юркова
Приказ № -1 ОД от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ШАШАКИ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
Направленность: технической направленности
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: ознакомительно базовый
Составитель
Шаманина.Н.А
г. Пыть-Ях
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ……………………………………………………. 3
- Учебный план ……………………………………………………………….6
- Содержание программы…………………………………………………….6
- Планируемые результаты освоения программы ……………………….. 10
- Методическое обеспечение программы ………………………………….11
- Список литературы ………………………………………………………...13
Приложения
Приложение 1. Дидактические игры и задания …………………………14
Приложение 2. Правила игры «Шашки»…………………………………15
- Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память.
Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.
У детей 6 лет развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющий заданный способ. В этом возрасте поведение детей обусловливают возникающие мотивы соперничества, соревнования.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.
Новизна программы направлена на развитие интеллекта личности ребёнка 5-7 лет, обучение детей основам шашечной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающие игры. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.
Актуальность данной программы заключается в том, что интеллектуальная игра «шашки» является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Игра в шашки развивает мышление, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер. Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал, развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, диаграммы, игры-задания, просмотр кинофильмов с шашечными фрагментами, викторины, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность) развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в решении следующих задач:
- расширять кругозор,
- пополнять знания,
- активизировать мыслительную деятельность дошкольников,
- учить ориентироваться на плоскости,
- тренировать логическое мышление и память, наблюдательность и внимание,
- вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
Данная культурно - досуговая деятельность позволяет ребенку раскрыться, ведь играя, ребенок живет в особом мире; изящество и красота отдельных ходов, комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой, стимулирует к занятию другими видами спорта.
Ведущие педагогические идеи, на которых базируется данная Программа:
Идея гуманизации образования – ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.
Идея демократизации образования – идея о предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Принцип демократизации образования реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и воспитанников, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников. Реализация этого принципа способствует расширению возможностей участников образовательных отношений в определении содержания образования, выборе технологии обучения.
Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.
Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.
Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Цель программы: Обучение дошкольника принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре, подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формировать знания основ шашечной игры;
- развивать умения выполнять простые комбинации, основы позиционной игры и комбинационные приёмы
Развивающие задачи:
- развивать стремления детей к самостоятельности;
- развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитать: настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности.
- выработать у детей умение применять полученные знания на практике.
Принципы реализации программы:
- принцип последовательности и системности - позволяет разрешить противоречия между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков. Это обеспечивается системным построением программы и установлением межпредметных и внутрипредметных связей. Это позволило более чётко структурировать учебный материал. Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Реализуется в процессе тематического планирования
- принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых.
- принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря общению и взаимодействию с другими людьми, что обеспечивает социализацию и развитие.
- принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в творческом процессе. Активность обучаемых может иметь репродуктивный и творческий характер.
- принцип доступности обучения требует учёта в его организации реальных возможностей обучаемых. Реализация этого принципа связана с учётом уровня развития познавательной сферы обучаемых. Традиционная дидактика рекомендует идти от простого к сложному.
- принцип наглядности зависит от качества дидактических материалов и технических средств.
- принцип продуктивности и надёжности обязывает осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с целями, совершенствовать их в интересах достижения целей.
Возраст детей:
Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы занятий – подгрупповая (8-10 человек).
Место проведения: групповая комната.
Режим занятий:
Количество занятий– 1 раз в неделю.
Количество учебных часов – 36 часов.
Итогом реализации программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Формы обучения и режим занятий:
- практическая игра;
- решение задач, комбинаций и этюдов;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- развлечения, познавательные досуги, игры в шашки.
Программа рассчитана на 9 месяцев при занятиях, проводимых один раз в неделю. Дни занятий выбираются в зависимости от образовательной нагрузки и в соответствии с расписанием основной образовательной деятельности.
- Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
2 | Основы шахматной игры | 33 | 9 | 21 | Практическое занятие |
3 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
ИТОГО | 36 |
- Содержание программы
Учебно-тематический план
Сентябрь - 4 | ||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |
Тема: подготовка игровой зоны для детей Цель: формировать умение обращаться с шахматной доской, фигурами | Тема: беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам Цель: воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе | Тема: подготовка игровой зоны для детей Цель: создание условий для развития логического мышления | Тема: знакомство с доской и фигурами Цель: продолжать формировать умение обращаться с шахматной доской, фигурами; обучать игре в шашки | |
Октябрь - 4 | ||||
Тема: терминология (фигура, доска, ход, бой) Цель: развивать умение обращаться с шахматной доской, фигурами, обучать играм в шашки | Тема: обучение ходам в игре Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | Тема: терминология (противоположные стороны, диагонали) Цель: развитие интеллектуальных способностей | Тема: обучение ходам в игре Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | |
Ноябрь -4 | ||||
Тема: развивающие игры Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания; творчески решать различные проблемы | Тема: обучение игре Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | Тема: объяснение положения в игре дамок Цель: продолжать обучение игре в шашки | Тема: игра с соперниками Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику | |
Декабрь - 4 | ||||
Тема: задания и задачи, развивающие логическое мышление Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания | Тема: игра между соперниками Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | Тема: игра между соперниками Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | Тема: соревнования по шашкам на сладкий приз Цель: продолжать развивать умение обращаться с шахматной доской, фигурами | |
Январь - 4 | ||||
Тема: показ и объяснение ходов игры «Поддавки» Цель: формировать умение играть в «Поддавки» | Тема: продолжение ознакомления с игрой Цель: развитие интеллектуальных способностей | Тема: игра между соперниками Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | ||
Февраль - 4 | ||||
Тема: развивающие игры Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе | Тема: игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки» Цель: закрепление навыков игры в «Шашки», «Поддавки» | Тема: игры между соперниками Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | Тема: игры между соперниками Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | |
Март – 5 (4 -5 неделя закрепление) | ||||
Тема: развивающие игры, игры со спичками Цель: формирование умения логически размышлять, обобщать и систематизировать свои знания | Тема: показ и обучение игре «Уголки» Цель: познакомить с новой игрой, развивать интеллектуальные способности | Тема: продолжение обучения игре «Уголки» Цель: продолжать знакомить с новой игрой, развивать интеллектуальные способности | Тема: игра между соперниками Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | |
Апрель - 4 | ||||
Тема: соревнование, игра «Поддавки» 1 тур Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | Тема: соревнование, игра «Поддавки» 2 тур Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | Тема: соревнование, игра «Уголки» 1 тур Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику | Тема: соревнование, игра «Уголки» 2 тур Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей, воспитание усидчивости, любознательности | |
Май - 4 | ||||
Тема: соревнование по шашкам 1 тур Цель: развивать умение пользоваться терминами во время игры; воспитывать усидчивость | Тема: соревнование по шашкам 2 тур Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций | Тема: игра в шашки с родителями Цель: воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе | Мониторинг |
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с шашками
Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуем в старшем дошкольном возрасте (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно – образная функция мышления, что позволяет решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут и способны играть по установленным правилам.
При обучении игре ШАШКИ важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме.
Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность.
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Играть с детьми в шашки нужно не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса.
Требования к шашкам для дошкольников:
- шашки должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям;
- шашки должны привлекать и вызывать желание играть в них;
- шашки следует хранить в группе в коробке в доступном для детей месте.
Чтобы ребенок овладел материалом и не потерял к нему живого интереса, весь процесс обучения должен строиться на увлекательной игре с сюжетом по определенным этапам:
- Знакомство с доской.
- Знакомство с фишками и их расстановкой.
- Обучение правилам игры.
- Включение игры в совместную деятельность детей со взрослыми и свободную деятельность детей.
- Организация турниров между детьми.
Знакомство и обучение детей игре в ШАШКИ происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять их на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы.
После того, как дети усвоили общие сведения об игре, можно приступать к знакомству с основными правилами.
Методы и приемы
1) использование демонстрационного пособия «Магнитные шашки» (педагогу и всем детям удобно следить за показом правил и ходом игры, дает возможность ребятам двигаться);
2) придумывание сказочных образов;
3) использование дидактических игр;
4) использование загадок, сказок и стихов;
5) рассматривание схем ходов
Одним из важных приемов знакомства детей с правилами игры ШАШКИ является придумывание сказочных образов, рассказывание сказки о шашечной стране и разыгрывание представления о сражении шашечных войск. («В некотором царстве, в шашечном государстве жили-были…»)
При знакомстве детей дошкольного возраста с правилами игры на первом этапе рекомендуем заменять белые и черные фишки сказочными фигурами (как будто шашки могут оживать, и ребенок может ими управлять). Фигурки должны быть эстетически красиво оформлены, чтобы детям было удобно их держать.
Немаловажную роль играет использование дидактических игр, способствующих возникновению интереса к игре, её особенностям. На этапе ознакомления детей с доской возможны следующие игры и упражнения.
- «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шашечницу.
- Из кубиков двух цветов выложить фрагмент шашечной доски, обращая внимание на чередование светлых и темных кубиков.
- Начертить мелом на асфальте фрагмент шашечной доски.
- Вспомнить, где кроме доски, видели клетки, расположенные в шахматном порядке.
- «Собери доску». Найти белые и черные поля, спрятанные в группе, собрать из них доску для игры в шашки. (Искать можно как по словесной инструкции педагога, так и по карточкам-схемам).
Второй этап освоения игры – ознакомление с фишками и их расстановкой на доске:
- «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке спрятаны различные предметы, среди которых есть шашки. Дети на ощупь по очереди достают из мешочка только шашки.
- «Что общего?» Педагог берет две шашки и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга, чем отличаются? (Можно использовать шашки разного цвета, размера).
- «Да или нет?» Перед детьми доска с расставленными на ней шашками. Педагог произносит фразу о положении шашек на доске, к примеру: «Белая шашка стоит в правом верхнем углу», и передаёт свободную шашку кому-то из детей. Если утверждение верно, то шашку следует взять, если нет, то поставить предложенную шашку на новую позицию и назвать её.
- Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.
- Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.
При работе с игрой ШАШКИ с детьми дошкольного возраста эффективно использовать рассматривание схем ходов (например, применяя дидактическую игру «Разгадай стратегию»).
Знакомить детей дошкольного возраста с новым для них материалом необходимо в простой форме. Полезно при проведении игры использовать всевозможные загадки, сказки и стихи. Это позволяет разнообразить игру и сделать атмосферу более непосредственной.
На третьем этапе рассказывать детям о правилах игры ШАШКИ можно в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро осваивают правила игры и перестают путаться.
Следующий этап приобщения детей к игре - это её включение в совместную деятельность детей со взрослыми (организуются партии игры между детьми группы под руководством педагога) и свободную деятельность детей.
Необходимо помнить, что играть в ШАШКИ ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее его.
Важно каждого ребенка время от времени хвалить и никогда нельзя его критиковать за проигрыш. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.
После освоения всех этапов игры дети участвуют в различных турнирах сначала внутри ДОО между собой, с родителями, между садами.
В процесс овладения дошкольниками интеллектуальной игрой ШАШКИ вовлекаются и родители. Здесь на помощь приходят такие формы работы, как родительское собрание, мастер-классы совместно с детьми, турниры между детьми и родителями, наглядная информация на стендах, совместные интеллектуальные досуги.
Весьма интересно и увлекательно проходит подвижный вариант игры ШАШКИ, в который могут играть сразу несколько детей. При подвижной игре дети обычно бывают более эмоциональными, у них появляется чувство сопереживания, спортивный азарт. Игра проходит интересно, увлекательно способствует повышению положительных эмоций у детей, развивает нравственные качества игроков.
Наблюдения показывают, что после проведенной работы некоторые дети проявляют к игре повышенный интерес, демонстрируют интеллектуальные способности, активизируется интерес к игре в семьях. Нужно помнить, чтобы ребенок хорошо научился играть, он должен постоянно тренироваться. Лучше всего для этого можно воспользоваться компьютерными играми. Здесь можно выполнять сохранение, проводить анализ игр, выявлять ошибки и избегать их в последующих играх.
- Планируемые результаты
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- дети владеют основными шашечными терминами,
- правилами хода, ориентируются на шашечной доске,
- играют без грубых нарушений правил,
- решают простые шашечные задачи,
- владеют простыми комбинациями в игре,
- умело используют основы позиционной игры,
- владеют в совершенстве комбинационными приёмами.
К концу обучения дети должны знать:
- шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
- центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья;
- правила хода,
- основные правила шашечной игры,
- основы позиционной игры,
- комбинационные приёмы.
К концу обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шашечной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
- нарушения правил;
- правильно располагать доску между партнёрами;
- правильно располагать фигуры перед игрой;
- решать простые шашечные задачи,
- использовать простые комбинации в игре,
- пользоваться приемами позиционной игры,
- умело владеть комбинационными приемами.
- Методическое обеспечение программы
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.
План изучения отдельных тем:
а) объяснение педагогом задачи данной темы;
б) объяснение материала;
в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;
г) проведение практических занятий на данную тему.
Перечень дидактических материалов:
- набор концовок и этюдов для решения позиций;
- диски с компьютерными программами;
- непосредственно шашки;
Материально-техническое обеспечение
Столы, стулья, комплекты настольные 5 шт. (шашки+шашечная доска), шахматные часы, компьютер, экран, проектор, напольные шашки, настенная магнитная шашечная доска
Программно-методическое обеспечение
- Голенищев В.А. «Подготовка юных шахматистов 4 разряда»
- Славин И.Л. «Учебник - задачник шахмат №1,2,3».
- Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы».
- Сухин И.Г. «Приключения в шахматной стране».
Формы и виды контроля
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности воспитанников для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с воспитателем, беседы. Итоговый контроль выявляет, насколько занимающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с воспитателем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.
Заключение
Итак, шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Список литературы
- Барский Ю., Герцензон Б. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
- Городецкий В.Б. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
- Городецкий В.Б. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
- Куличихин А.И. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
- Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.
- Куперман И.И., Каплан В.М. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
- Погрибной В.К., Юзюк В.Я. «Шашки для детей» - Ростов н/Дону: Феникс,2008
- Сидлин А. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
- Слезкин П.А. Основы шашечной игры, ОГИЗ -Физкультура и туризм, 1936.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал, 1953.
- Хацкевич Г.И. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
- Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
- Юровский Е.М., Кондратьева Л.П. «Зайкины шашки»: Книжка-игра для маленьких – СПб.: Издательский Дом «Литера», - 2001.
Приложение 1
Дидактические игры и задания
Понятие | Содержание |
Шахматная доска | Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. |
«Горизонталь» | Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.) |
«Вертикаль» | То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. |
«Диагональ» | То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. |
Шахматные фигуры | Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. |
«Волшебный мешочек» | В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. |
«Угадай, ка» | Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. |
«Секретная фигура» | Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее, вместо названия этой фигуры надо сказать «секрет». |
«Угадай» | Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. |
«Что общего?» | Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга, чем отличаются (цветом, формой). |
«Большая и маленькая» | На столе 6 разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. |
Начальная расстановка фигур | Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой из фигур в начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. |
«Мешочек» | Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. |
«Да и нет» | Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. |
«Мяч» | Педагог произносит какую-либо фразу о начальном положении: «Ладья стоит в углу» и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. |
Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса) | Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», беспольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. |
«Игра на уничтожение» | Важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. |
«Один в поле воин» | Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). |
«Лабиринт» | Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. |
«Перехитри часовых» | Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. |
«Сними часовых» | Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. |
«Кратчайший путь» | За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. |
«Захват контрольного поля» | Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. |
«Защита контрольного поля» | Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. |
«Атака неприятельской фигуры» | Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. |
«Двойной удар» | Белой фигурой надо напасть одновременно на 2 черные фигуры. |
«Взятие» | Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. |
«Защита» | Одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. |
«Выиграй фигуру» | Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. |
«Ограничение подвижности» | Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает побивший все фигуры противника. Примечание Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд транные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6-7 лет видеть те или реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. |
Цель шахматной партии | Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. |
«Шах или не шах» | Проводится ряд положений, в которых ученики должны определить, стоит ли король под шахом или нет. |
«Дай шах» | Требуется объявить шах неприятельскому королю. |
«Пять шахов» | Каждой из 5 белых фигур нужно объявить шах черному королю. |
«Защита от шаха» | Белый король должен защищаться от шаха. |
«Мат или не мат» | Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить, дан ли мат черному королю. |
«Рокировка» | Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. |
«Первый шах» | Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. |
Игра всеми фигурами из начального положения | Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию |
«Два хода» | Чтобы ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. |
Ценность шахматных фигур | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. |
«Кто сильнее?» | Педагог показывает 2 фигуры с спрашивает, какая фигура сильнее, на сколько очков. |
«Обе армии равны» | Педагог ставит на столе от 1 до 4 фигур и просит расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. |
«Выигрыши материала» | Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. |
«Защита» | В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. |
Техника матования одинокого короля | Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. |
«Шах или мат» | Шах или мат черному королю? |
«Мат или пат» | Определить мат или пат на шахматной доске. |
«Мат в один ход» | Требуется объявить мат в один ход черному королю. |
«На крайнюю линию» | Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей и горизонталей. |
«В угол» | Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. |
«Ограниченный король» | Надо сделать ход, после которого у черного короля остается наименьшее количество полей для отхода. |
Достижение мата Защита от мата | Учебное положение на мат в один ход в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. |
«Объяви мат в два хода» | В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. |
«Защитись от мата» | Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. |
Тактические приемы | Достижение материального перевеса с помощью тактических приемов: двойной удар, открытое нападение. Двойной шах, открытый шах, вилка, связка. Типы матовых комбинаций. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). |
«Объяви мат в один ход» | Требуется объявить мат в один ход. |
«Сделай ничью» | Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. |
«Выигрыш материала» | Провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. |
Правила игры «Шашки»
Правила игры в шашки достаточно просты и понятны. Однако за кажущейся простотой скрываются большие возможности.
Играют в шашки на специальной доске (шашечнице). Используется доска 8х8 клеток. Светлые клетки называются белыми полями, а темные, на которых ведется игра, — черными. Для записи партий или отдельных положений пользуются специальной системой обозначения полей, которая называется нотацией. Все поля доски располагаются в восьми горизонтальных и восьми вертикальных рядах. Вертикальные ряды обозначают первыми восемью буквами латинского алфавита: а, Ь, с, d, e, f, g, h. Горизонтальные ряды обозначаются цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Название вертикалей идет в порядке алфавита слева направо от играющего белыми, а счет горизонталям — снизу вверх, также со стороны белых. Так как горизонтали и вертикали пересекаются между собой, то каждое поле получает и буквенное, и цифровое обозначение.
Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ. Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край – верхними диагоналями.
Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется большой дорогой.
У каждого игрока в начальной позиции по 12 фишек — так называемых простых шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны. По принятым правилам игру начинают белые. Цель игрока — срубить все шашки противника или создать такую ситуацию на доске, при которой оппонент не мог бы сделать ход. Тихий ход – перемещение на одно поле вперед по диагонали. Тихий ход возможен, если соответствующее поле свободно и нигде на доске не требуется выполнить взятие шашки противника. Ударный ход (бой шашки противника) – перемещение на два поля вперед или назад по диагонали, через шашку противника. Шашка при своем ходе обязана побить (взять) шашку противника, если та находится на соседнем (по диагонали) поле и если следующее за ней поле свободно. Берущая шашка становится на это свободное поле, перескакивая через вражескую шашку, которая снимается с доски. Взятие шашки, если оно возможно, строго обязательно. При тихом ходе шашки передвигаются только вперед. Ударный же ход можно сделать как вперед, так и назад.
Одним приемом (ходом) можно и нужно брать столько шашек, сколько их есть на пути взятия. Если для взятия имеются два или несколько направлений, то выбор направления зависит исключительно от играющего и не связан с количеством или качеством уничтожаемых шашек.
Простая шашка, доведенная до последнего горизонтального ряда противника, превращается в дамку. Дамка имеет перед простой шашкой ряд преимуществ. При тихом ходе она может передвигаться как вперед, так и назад, не только на одно поле, а на любое количество. При взятии дамка тоже имеет большое преимущество перед простой.
Если простая попадает на последнюю горизонталь в результате взятия шашек противника, то она тотчас же приобретает права дамки.
Основные особенности:
- Шашки ходят только по клеткам тёмного цвета.
- Доска расположена так, чтобы угловое поле внизу слева со стороны игрока было тёмным.
- Тронул шашку – ходи.
- Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку или дамку на другое поле, но не отнял от нее руку, он вправе переставить эту шашку или дамку на любое возможное для них другое поле.
- Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: "поправляю". Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.
- Простая шашка бьёт вперёд и назад, дамка ходит и бьёт на любое поле диагонали.
- Во время боя простая шашка может превратиться в дамку и сразу продолжить бой по правилам дамки.
- При наличии нескольких вариантов боя можно выбрать любой из них.
- Взятие шашек противника обязательно (бить обязательно!!) Если после взятия одной шашки является возможным побить ещё одну шашку соперника, взятие продолжается.
В игре существуют, так называемые, Джентльменские правила, которые основаны на уважительном отношении к сопернику:
- Игра начинается с приветствия соперников рукопожатием.
- Игра должна проходить в полной тишине.
- Не следует отвлекать внимание соперника, подсказывать.
- Не следует смеяться над проигрышем соперника.
- Свою победу следует принять спокойно, с достоинством, без ярких ликований.
- В конце партии соперники обязаны поблагодарить друг друга за игру (рукопожатие).
Когда мы только учимся играть в шашки, кажется, будто решающую роль играет четкое и неукоснительное соблюдение правил. Конечно, запрещается отступать от правил, но не меньший приоритет принадлежит знанию базовых тактических приемов. Доведя владение ими до совершенства, можно говорить о том, что ваш уровень игры в шашки будет достаточно высок.
Остановимся на основных стратегических секретах игры в шашки:
- использование «поддавков». Стратегия основана на постановке заранее продуманных ловушек для соперника. Нужно жертвовать собственными шашками для того, чтобы в будущем провести выигрышные комбинации;
- заход между двумя шашками противника. Позволяет обеспечить безопасность своей шашки и забрать одну из фигур противника;
- блокировка противника. Шашки располагаются так, чтобы ликвидировать возможность движения противника без потерь для него;
- стремление к центру. Раздумывая, как научить ребенка играть в шашки, следует не упускать из виду, что больше шансов на победу у тех шашек, которые располагаются по центру доски. Это поля c5 – d4 – e5 – f4. Поэтому эти позиции нужно постараться занять в первую очередь.
- быстрое продвижение в дамки. Чем оперативней получится попасть на последнюю линию противника, тем быстрее в руках окажется мощное оружие – дамка;
- сохранение бортовых шашек (дамочной линии). Шашки с-1,е-1,жэ -1 у белых и f-8, d-8, b-8 e у чёрных являются не бортовыми, а защитниками. Их во время игры лучше совсем не снимать или сохранять как можно дольше на своих позициях.
- расчет возможных ходов противника. Нужно стараться предусмотреть последствия передвижения каждой шашки соперника. Соперник может специально расставлять ловушки, которые желательно определять как можно быстрее.
В каждом виде спорта есть своя терминология, понятная только тем, кто уже не один год занимается этим видом спорта. Шашки не исключение и имеют тоже свою терминологию. Например:
- Атака — наступление одной из сторон в шашечной партии.
- Партия — процесс сражения двух сторон с первого хода до окончательного результата.
- План игры — составление общей стратегической идеи, на игру в партии.
- Позиция — расположение шашечных сил на доске.
- Прорыв — приём, позволяющий прорваться в дамки.
- Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.
- Тихий ход — ход шашки без взятия.
- Ударный ход — взятие шашки (шашек) соперника.
- Фланг — левая или правая половина шашечной доски и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые кружочки»
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизи...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Веселая каруселька»
Сохранение и укрепление здоровья детей 6-7 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые шахматы»
Программа «Веселые шахматы» разработана на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образов...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые шашки»
Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, учас...
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый Язычок"
Дополнительная общеразвивающая программа гуманитарно-педагогической направленности «Веселый язычок» разработана в связи с актуальностью проблемы нарушений произноситель...

Дополнительная общеразвивающая программа «Умные шашки» для детей 5-7 лет
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЕ ШАШКИ»
Создание условий для развития личности обучающихся посредством обучения игре в шашки....