Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый Язычок"
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Дополнительная общеразвивающая программа гуманитарно-педагогической направленности «Веселый язычок» разработана в связи с актуальностью проблемы нарушений произносительной стороны речи воспитанников среднего дошкольного возраста.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. В связи с тем, что на логопедический пункт ДОО зачисляются дети старшего дошкольного возраста, возникает необходимость в развитии артикуляционной моторики детей среднего дошкольного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселый язычок» отвечает актуальным запросам участников образовательного процесса и позволяет чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, актуализирует его внутренние ресурсы и включает механизм самокоррекции.
Цель: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков);
4. Развивать движения кистей и пальцев рук;
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселый язычок» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Отличительные особенности программы «Веселый язычок» заключаются в том, что она:
- предусматривает соединение коррекционных технологий с традиционными средствами развития ребенка для подготовки речевого аппарата к формированию правильного звукопроизношения, как фундамента речевого развития.
- основана на важнейшем дидактическом принципе – развивающего обучения и научном положении Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью учителя-логопеда, чтобы обучение вело за собой развитие.
- удовлетворяет принципу учета эмоциональной сложности материала – проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создают у ребенка благоприятный эмоциональный фон.
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- учитывает важнейший принцип современной российской системы образования – его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов – семьи, детского сада и школы.
Адресат программы: дети 4–5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_ves_yazychok.docx | 56.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 48
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Весёлый язычок»
(гуманитарно–педагогическая направленность)
Возраст: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Андреева Марина Павловна,
учитель-логопед МБДОУ № 48
Кемерово 2020 г.
Содержание | ||
1. | Пояснительная записка …………………………………………. | 3 |
2. | Содержание программы ………………………………………... | 7 |
3. | Учебный план …………………………………………………… | 13 |
3. | Методическое сопровождение программы ………….………… | 15 |
4. | Организация работы по программе ……………………………. | 21 |
5. | Методическое обеспечение ……………………………………. | 21 |
Список литературы ……………………………………………... | 22 | |
I
I Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа гуманитарно-педагогической направленности «Веселый язычок» разработана в связи с актуальностью проблемы нарушений произносительной стороны речи воспитанников среднего дошкольного возраста.
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными задняя и средняя части спинки языка. Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.
К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель). Ребенок способен произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям.
После трех лет ребенок может поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим.
К 4 – 4,5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант – звук [р]. Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким. К пяти годам появляется возможность вибрации кончика языка. То есть, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.
Актуальность
В дошкольном периоде развития ребенка закладываются основы речевого развития, поэтому речь в этом возрасте является предметом особой заботы со стороны взрослых. Особенную заботу родителей и педагогов, а иногда и тревогу вызывает звукопроизношение. Трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з] отмечаются и другие замены. У детей наблюдаются трудности переключения с одной артикуляции на другую, снижение и ухудшение качества артикуляционного движения. В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например: «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.
Для развития звуковой стороны речи огромное значение имеет развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. В связи с тем, что на логопедический пункт ДОО зачисляются дети старшего дошкольного возраста, возникает необходимость в развитии артикуляционной моторики детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Веселый язычок» отвечает актуальным запросам участников образовательного процесса и позволяет чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, актуализирует его внутренние ресурсы и включает механизм самокоррекции.
Исходя из вышесказанного, основной целью Программыявляетсяразвитие и совершенствование моторики органов артикуляции.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков);
4. Развивать движения кистей и пальцев рук;
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселый язычок» (далее по тексту – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Отличительные особенности Программы заключаются в том, что:
- предусматривает соединение коррекционных технологий с традиционными средствами развития ребенка для подготовки речевого аппарата к формированию правильного звукопроизношения, как фундамента речевого развития.
- основана на важнейшем дидактическом принципе – развивающего обучения и научном положении Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью учителя-логопеда, чтобы обучение вело за собой развитие.
- удовлетворяет принципу учета эмоциональной сложности материала – проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создают у ребенка благоприятный эмоциональный фон.
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- учитывает важнейший принцип современной российской системы образования – его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов – семьи, детского сада и школы.
Адресат программы: дети 4–5 лет с нарушениями произносительной стороны речи.
Планируемые результаты освоения Программы
Знает:
- артикуляционные уклады основных фонетических групп звуков (свистящих, шипящих, соноров).
Умеет:
- плавно и легко выполнять движения губами, нижней челюстью, языком (движения без толчков, подергиваний, дрожания органа);
- способен контролировать темп движения, который должен стать произвольным – быстрым или медленным;
- удерживать положение органа без изменений произвольно долго;
- совершать переключение к другому движению и положению плавно и достаточно быстро.
Владеет:
- точными движениями органов артикуляции.
Формы педагогической диагностики
Результативность Программы определяется по итогам мониторинга в конце срока реализации Программы.
Мониторинг проводится в форме игрового занятия «Путешествие Язычка»
Диагностические задания, которые позволяют определить знает ли воспитанник артикуляционные уклады основных фонетических групп звуков (свистящих, шипящих, соноров):
Где находится язычок при произнесении звука [с], [з], [ц];
Где находится язычок при произнесении звука [ш], [ж], [ч], [щ];
Что делает язычок при произнесении звука [л], [л’];
Что делает язычок при произнесении звука [р], [р’];
Произнесение звуков изолированно;
Произнесение звуков в слогах (прямых и обратных).
Диагностические задания, которые позволяют определить умение удерживать положение органа без изменений произвольно долго:
Выполни упражнение «Домик открывается», «Блинчик», «Чашечка», «Иголочка», «Грибок» (произвольность определяется как выполнение данного упражнения согласно инструкции: «Выполни упражнение «Домик открывается», а я посчитаю от 1 до 7.»)
Диагностические задания, которые позволяют определить умение контролировать темп движения и совершать переключение к другому движению и положению плавно и достаточно быстро:
Выполни упражнение «Качели», «Часики» чередование упражнений «Улыбка» – «Хоботок», «Блинчик» – «Чашечка», «Блинчик» – «Иголочка» (умение контролировать темп движения определяется:
для упражнений «Качели», «Часики» инструкция: «Медленно (Быстро)»;
для чередования упражнений изменением темпа называния упражнения).
Диагностические задания, которые позволяют определить владение точными движениями органов артикуляции.
Правильное четкое произнесение звуков в словах (без стечения согласных и простых по слоговой структуре)
Проговаривание чистоговорок, потешек.
II Содержание программы
СодержаниеПрограммы предусматривает интегрированные подходы в организации образовательно–развивающего процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
Раздел 1. Подготовительный этап (8 занятий)
Занятие 1. Вводное занятие «Знакомство с Веселым Язычком»
Теория (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: беседа о строении и названии органов артикуляционного аппарата.
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Листопад», игра «Что звучит?»
Занятия 2 – 4. В гостях у Веселого Язычка (3 ч.)
Практика (3 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Толстячки» и упражнением для дыхания «Надуй пузырь».
Игровая деятельность: пальчиковые игры «Ёжик», «Курочка», игры «Громко – тихо», «Шумящие коробочки», «Что изменилось?».
Занятие 5. Поездка к бабушке (1 ч.)
Практика (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Худышки» и упражнением для дыхания «Надуй пузырь».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Курочка», игра «Кто какие звуки издает?».
Занятия 6, 7. Прогулка по лесу (2 ч.)
Практика (2ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционными упражнениями «Домик открывается», «Лошадка» и упражнением для дыхания «Ветерок».
Игровая деятельность: пальчиковые игры «Ёжик», игры с пуговицами, игры «Большой, средний, маленький», «Что слышал?».
Занятие 8. За грибами (1 ч.)
Практика (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Непослушные губки» и упражнением для дыхания «Веселый футбол».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Листопад», игра «Что звучит?».
Раздел 2. Свистящие звуки (15 занятий)
Занятия 9, 10. В гостях у свистящей семейки (2 ч.)
Теория (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным укладом свистящих звуков и упражнением для дыхания «Веселый футбол».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Семья», игра «Запомни слова».
Практика (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Чистим зубки» и упражнением для дыхания «Насос».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Семья», игра «Слово на ладошке».
Занятия 11 – 15. Бусы для Свистелочки (5 ч.)
Практика (5 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционными упражнениями «Кошка сердится», «Песенка мышки» и упражнениями для дыхания «Ветерок», «Мыльные пузыри».
Игровая деятельность: пальчиковые игры «Орех», игра с прищепками «Зоопарк», игры с пуговицами, игры «Громко–тихо», «Шумящие коробочки», «Что слышал», «Слово на ладошке», «Услышишь – хлопни».
Занятия 16 – 20. ЗагадкиЗвенелочки (5 ч.)
Практика (5 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционными упражнениями «Улыбка–Хоботок», «Горка» и упражнениями для дыхания «Насос», «Ветерок с горки».
Игровая деятельность: пальчиковые игры «Сказки», «Кормушка», массаж с помощью эспандера, игра «Кто какие звуки издает?», «Кто какие звуки издает», «Поймай звук», «Внимательный слушатель», «Что изменилось?»
Занятие 21. За покупками (1 ч.)
Практика (1ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Качели» и упражнением для дыхания «Веселое лесное путешествие».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Покупки», игра «Что изменилось?»
Занятие 22. День рождения Свистелочки (1 ч.)
Практика (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Блинчик», выполнение упражнения для дыхания «Насос».
Игровая деятельность: пальчиковые игры «Подарки», игра «Кто какие звуки издает?»
Занятие 23. День рождения Звенелочки (1 ч.)
Практика (1ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Иголочка», выполнение упражнения для дыхания «Насос».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Подарки», игра «Что изменилось?»
Раздел 3. Шипящие звуки (15 занятий)
Занятия 24, 25. В гостях у шипящей семейки (2 ч.)
Теория (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным укладом шипящих звуков и упражнением для дыхания «Воздушный шарик».
Игровая деятельность: массаж с помощью эспандера, игра «Слушай и выполняй»
Практика (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Грибок», выполнение упражнения для дыхания «Воздушный шарик».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Мебель», игра «Назови первый звук».
Занятия 26 – 30. Шкатулка Шипелочки (5 ч.)
Практика (5 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционными упражнениями «Грибок», «Маляр», «Чашечка», выполнение упражнения для дыхания «Воздушный шарик», «Катись, карандаш!».
Игровая деятельность: пальчиковые игры «Посуда», «Транспорт», «Мебель», игры с прищепками, с пуговицами, игры «Эхо», «Поймай звук», «Что слышал?», «Внимательный слушатель», «Что изменилось?».
Занятия 31 – 35. Пирожки для Жужжалочки (5 ч.)
Практика (5 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционными упражнениями «Гармошка», «Вкусное варенье», «Не разбей чашечку», выполнение упражнения для дыхания «Снежинка», «Фокус».
Игровая деятельность: пальчиковые игры «Сказки», «Наша Армия», «Пирожки», игры с прищепками, с пуговицами, игра «Где звук?», «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Эхо», «Назови первый звук».
Занятие 36. День рождения Шипелочки (1 ч.)
Практика (1ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Пчелка», выполнение упражнения для дыхания «Фокус».
Игровая деятельность: игра с прищепками, игра «Назови на этот звук».
Занятие 37. День рождения Жужжалочки (1 ч.)
Практика (1ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: выполнение артикуляционного упражнения «Пчелка», выполнение упражнения для дыхания «Фокус».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Подарки», игра «Что изменилось?»
Занятие 38. Путаница (1 ч.)
Практика (1ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: уточнение артикуляционных укладов свистящих и шипящих звуков, выполнение упражнения для дыхания «Веселый футбол».
Игровая деятельность: игра с прищепками, игра «Эхо».
Раздел 4. Сонорные звуки (16 занятий)
Занятия 39, 40. В гостях у звуков [ Л ] и [ Л’ ] (2 ч.)
Теория (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным укладом звуков [Л] и [Л’] и выполнение упражнения для дыхания «Воздушный шарик».
Игровая деятельность: игра с грецким орехом, игра «Петрушка ошибается»
Практика (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Самолет», выполнение упражнения для дыхания «Воздушный шарик».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Транспорт», игра «Кто в домике живет?».
Занятия 41 – 45. Леденцы для звука [Л] и [Л’] (5 ч.)
Практика (5 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционными упражнениями «Маляр», «Качели», выполнение артикуляционного упражнения «Самолет», выполнение упражнений для дыхания «Воздушный шарик», «Катись, карандаш!», «Фокус».
Игровая деятельность: пальчиковые игры «Транспорт», «Мебель», игры с грецким орехом, с пуговицами, игры «Эхо», «Если звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки», «Кто в домике живет?», «Внимательный слушатель», «Что изменилось?».
Занятие 46. Посиделки с [Л] и [Л’] (1 ч.)
Практика (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: выполнение артикуляционных упражнений «Чашечка», «Самолет», выполнение упражнения для дыхания «Катись, карандаш!».
Игровая деятельность: игра с прищепками, игра «Поймай звук».
Занятия 47, 48. В гостях у звуков [Р] и [Р’] (2 ч.)
Теория (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным укладом звуков [Р] и [Р’] и выполнение упражнения для дыхания «Фокус».
Игровая деятельность: игра с прищепками, игра «Слушай и выполняй»
Практика (1 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: знакомство с артикуляционным упражнением «Болтушка», выполнение упражнения для дыхания «Катись, карандаш!».
Игровая деятельность: игра с прищепками, игра «Назови одним словом».
Занятия 49 – 53. Морские ракушки для [Р] и [Р’] (5 ч.)
Практика (5 ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: выполнение артикуляционных упражнений «Гармошка», «Болтушка», «Барабанщик», выполнение упражнения для дыхания «Катись, карандаш!», «Фокус».
Игровая деятельность: пальчиковые игры «Сказки», «Наша Армия», «Пирожки», игры с прищепками, с пуговицами, игра «Где звук?», «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Эхо», «Назови первый звук».
Занятие 54. На ракете с [Р] и [Р’] (1 ч.)
Практика (1ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: выполнение артикуляционного упражнения «Барабанщик», выполнение упражнения для дыхания «Фокус».
Игровая деятельность: игра с прищепками, игра «Назови на этот звук».
Раздел 5. Итоговый этап (2 занятия)
Занятие 55. Диагностика (1 ч.)
Практика (1ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: выполнение диагностических заданий – «Язычок–спортсмен».
Игровая деятельность: пальчиковая игра «Круглый год», игра «Придумай слово»
Занятие 56. Путешествие Язычка (1 ч.)
Практика (1ч.)
Коммуникативная и познавательная деятельность: уточнение артикуляционных укладов свистящих и шипящих звуков, выполнение упражнения для дыхания «Веселый футбол».
Игровая деятельность: игра с прищепками, игра «Эхо».
III Учебный план
№ занятия | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Подготовительный этап | |||||
1 | Знакомство с Веселым Язычком | 1 | 1 | Беседа | |
2-4 | В гостях у Веселого язычка | 3 | 3 | Беседа, диагностические задания | |
5 | Поездка к бабушке | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
6, 7 | Прогулка по лесу | 2 | 2 | Беседа, диагностические задания | |
8 | За грибами | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
Итого часов по разделу: | 8 | 1 | 7 | ||
Свистящие звуки | |||||
9, 10 | В гостях у свистящей семейки | 2 | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания |
11-15 | Бусы для Свистелочки | 5 | 5 | Беседа, диагностические задания | |
16-20 | Загадки Звенелочки | 5 | 5 | Беседа, диагностические задания | |
21 | За покупками | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
22 | День рождения Свистелочки | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
23 | День рождения Звенелочки | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
Итого часов по разделу: | 15 | 1 | 14 | ||
№ занятия | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Шипящие звуки | |||||
24, 25 | В гостях у шипящей семейки | 2 | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания |
26-30 | Шкатулка для Шипелочки | 5 | 5 | Беседа, диагностические задания | |
31-35 | Пирожки для Жужжалочки | 5 | 5 | Беседа, диагностические задания | |
36 | День рождения Шипелочки | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
37 | День рождения Жужжалочки | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
38 | Путаница | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
Итого часов по разделу: | 15 | 1 | 14 | ||
Сонорные звуки | |||||
39, 40 | В гостях у звуков [Л] и [Л’] | 2 | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания |
41-45 | Леденцы для звука [Л] и [Л’] | 5 | 5 | Беседа, диагностические задания | |
46 | Посиделки с [Л] и [Л’] | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
47, 48 | В гостях у звуков [Р] и [Р’] | 2 | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания |
49-53 | Морские ракушки для [Р] и [Р’] | 5 | 5 | Беседа, диагностические задания | |
54 | На ракете с [Р] и [Р’] | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
Итого часов по разделу: | 16 | 2 | 14 | ||
№ занятия | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Итоговый этап | |||||
55 | Диагностика | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
56 | Итоговое занятие «Путешествие Язычка» | 1 | 1 | Беседа, диагностические задания | |
Итого часов по разделу: | 2 | 2 | |||
Итого часов: | 56 | 5 | 51 |
IV Методическое сопровождение программы
Методы обучения
Педагогическое воздействие осуществляется разнообразными методами:
словесными,
наглядными,
практическими.
К словесным методам относятся рассказ и беседа.
Рассказ представляет собой форму обучения, при которой изложение носит описательный характер. С помощью рассказа ребенок получает представление о красивой и правильной речи. Рассказ должен побуждать ребенка к дальнейшему общению. На занятиях с дошкольниками рассказ сопровождается иллюстрациями. Перед рассказом обычно проводят предварительную беседу, а после рассказа – итоговую беседу, которая предполагает обмен впечатлениями.
В зависимости от целей и задач беседы бывают предварительными и итоговыми.
При предварительной беседе выявляются представления детей, их знания о чем-либо.
Итоговая беседа проводится для закрепления полученных умений и навыков.
Кроме этих словесных методов также используются словесные приемы: пояснения, показ образца и объяснение. Объяснение и пояснение используются совместно с наглядными и практическими методами, когда педагог показывает и одновременно объясняет упражнения и задания.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматриваниекартин и рисунков, прослушивание дисков и магнитофонных записей.
При использовании наглядного метода предъявляются требования к наглядным пособиям: они должны быть хорошо видны, должны подбираться с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, их показ должен сопровождаться правильной речью педагога и соответствовать поставленным задачам.
При прослушивании и воспроизведении магнитофонных записей и дисков необходимо сопровождать их беседой или пояснением, которые проводит педагог.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
- Объёмные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
- Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы и т.п.)
- Проекционный материал (фильмы, слайды, презентации и т.п.)
Пособие должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям,предъявляемым к другим элементам воспитательного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетичный вид и т.п.
Основные требования к наглядным пособиям в ДОУ :
- Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;
- Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 - 95%);
- Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.
- Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.
- Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.
- Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование.
Упражнение представляет собой многочисленные повторения различных заданий. Они успешно применяются для развития артикуляционной моторики, так как при выполнении упражнений ребенок на практике использует приобретенные умения и навыки. Упражнения должны выполняться систематически. Упражнения бывают подражательно-исполнительские и творческие.
При выполнении подражательно-исполнительских упражнений ребенок повторяет их за педагогом, который показывает ему образец упражнения. Педагог вначале показывает ребенку правильное выполнение и просит ребенка повторить его. Постепенно логопед уже не показывает упражнения, а только называет их, а ребенок повторяет.
При использовании упражнений творческого характера ребенок применяет уже сформированные и полученные навыки для новых видов упражнений. Такие упражнения повсеместно используются при коррекции звукопроизношения.
Основным средством развития речевой моторики являются артикуляционные упражнения.
В логопедической практике артикуляционные упражнения классифицируются
- по степени активности мышц артикуляции;
- по направленности на различные группы мышц органов артикуляции;
- по направленности на формирование артикуляционных укладов различных фонетических групп.
Другим видом практических методов являются различные игры, где ведущая роль обычно принадлежит педагогу. Он подбирает игры в зависимости от поставленных целей и задач, распределяет роли и организует деятельность детей. В игре могут включаться музыкальные, подвижные и творческие элементы. В игре возникают положительные эмоции, которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, стимулируют речь. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только педагог, ребёнок же только играет. Игру можно применять в различных вариантах, иногда использовать только фрагменты игры.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Форма организации занятий: подгрупповая.
Занятия проводятся в свободное от непосредственной образовательной деятельности время.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
- Разучивание нового артикуляционного упражнения.
- Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
- Упражнения, направленные на формирование речевого (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
- Дидактические игры на развитие фонематического слуха.
Педагогические технологии
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики:выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Работа осуществляется по двум направлениям:
- формирование кинестетической основы движения;
- формирование кинетической основы движения.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.
Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается повышенная саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом непроизвольные движения переходят в произвольные).
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда – под подбородком ребенка, другая –на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются – движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.
Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).
Исследователями института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
- Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
- Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
- Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
V Организация работы по Программе
Срок реализации Программы– 7 месяцев (с октября по апрель)
Количество занятий в неделю – 2, в месяц – 8.
Длительность занятия – 20 минут.
Таким образом, в год проводится 56 занятий.
Занятия проводятся в подгрупповой форме в свободное от непосредственной образовательной деятельности время.
Занятия проводит учитель–логопед.
Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет;
2. Столы и стулья;
3. Большое настенное зеркало;
4. Индивидуальные зеркала для детей;
5. Массажные валики;
6. Прищепки;
7. Детские эспандеры;
8. Игрушки и предметные картинки;
9. Магнитофон и аудиозаписи
VI Методическое обеспечение (список используемой литературы )
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский Дом «Литера»,2012.- 64с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- КрупенчукО.И. Стихи для развития речи. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994.- 344с.
- Воробьева Т.А. Дыхание и речь.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. -112с.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - М.: «КАРО», 2007.-92с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: ГНОМиД, 2011.-16с.
Список литературы
- Беккер, К.П. Логопедия [Текст]: учебник для студентов высших проф. /К.П. Беккер, М.А. Совак. – М.: Медицина, 1981. - 288 с.
- Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст]: логопедическое пособие /А.И. Богомолова - СПб.: ТОО «Издательство «Библиополис», 1994. - 208 с.
- Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика [Текст]: методическое пособие /Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 64 с.
- Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: под ред. Н.Ф. Фомичевой. - Практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 1989. – 123 с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / В.П. Балобанова [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 79 с.
- Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: Л.Н. Ефименкова - М.: ВЛАДОС, 1985. – 64 с.
- Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст]: Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, 1971. – 67 с.
- Логопедия [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов /Л.С.Волкова [и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос,1995.–384 с.
- 11. Лопухина, И.С. Логопедия, упражнения для развития речи [Текст]: Пособие для логопедов и родителей /И.С. Лопухина - СПб.: Дельта, 1997. – 336 с.
- Матусевич, М.И. Современный русский язык. Фонетика [Текст]: М.И. Марусевич – М.: «Просвещение», 1976. – 78 с.
- Нейман, Л.В. Анатомия. Физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
- Основы логопедии с практикуом по звукопроизношению [Текст]: /Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 213 с.
- Основы теории и практики логопедии [Текст] /Под. Ред. Р.Е. Левиной. - М., Просвещение, 1967. – 143с.
- Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] /М.А. Поваляева – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
- Практикум по дошкольной логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988. -222 с.
- Понятийно - терминологический словарь логопеда [Текст]/ Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 46 с.
- Ребенок учится говорить [Текст]/Под ред. М.М. Кольцовой. М.: Россия, 1979. – 63с.
- Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада /Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 1999. - 272с.
- Речь: истоки и принципы развития [Текст] /Под ред. Т.Н. Ушаковой - М.: ВЛАДОС, 2004. — 275 с.
- Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи [Текст]: логопедическое пособие/ В.И. Рождественская - М.: Просвещение, 1967. – 75 с.
- Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] /В.И. Селиверстов – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
- Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст] /Т.А. Ткаченко – СПб.: Детство пресс, 1997. – 73 с.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] /Г.А. Тумакова – М.: ВЛАДОС, 2001. – 56 с.
- Уроки логопедии [Текст] /Под ред. З.А. Репиной - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. – 69 с.
- Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» / Т.Б.Филичева [и др.] – М.: Просвещение 1989. – 223 с.
- Филичева Т.Б., Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст] /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: ВЛАДОС, 1993. – 86 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-6 лет "Весёлый язычок"
Цель программы: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по логоритмике «Веселый язычок»
Познавательно – речевая, развивающая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживаю...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка по развитию речи «Весёлый язычок»
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей в условиях дошкольного учреждения.Задачи:1. Формировать связную речь, умение регулировать силу г...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми младшего возраста в соответствии с ФГОС.Новизна и оригинальность программы заключается в представле...