Дополнительная общеразвивающая программа «Умные шашки» для детей 5-7 лет
рабочая программа
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shashki.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, 6
Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru
Дополнительная общеразвивающая программа
«Умные шашки» для детей 5-7 лет
на 2022 – 2023 учебный год
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст общающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составители: воспитатели Туйкина Р.Х
Крлыбаева И.И.
г. Янаул, 2022 г.
Структура программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Основные принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
1.5. Способы определения результативности реализации Программы
II. Содержательный раздел
2.1. Методы реализации Программы
2.2. Формы реализации Программы
2.3. Учебно-тематический план
2.4. Перспективное планирование работы
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
2.6. Требования к педагогу дополнительного образования
III. Организационный раздел
3.1. Расписание занятий
3.2. Особенности организации предметно – пространственной среды
3.3. Материально – техническое обеспечение
3.4. Программное – методическое обеспечение
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- I. Целевой раздел
- 1.1. Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Направленность программы. Направленность программы –социально-гуманитарная, по форме организации — кружковая; по времени реализации — годичной.
При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 утвержденная санитарными правилами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, шашечная литература для педагога, ИКТ, дидактические игры. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка в и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях.
Возрастные особенности детей 6-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому игровой метод имеет ряд преимуществ. Игра — естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Игровая деятельность привлекательна тем, что в процессе ее возникают благоприятные условия для удовлетворения интересов, желаний, запросов, творческих устремлений детей. Кроме того, им нравятся необычность, таинственность обстановки, особая занимательность. Радость доставляет и то, что в игре открывается возможность коллективных действий и коллективного общения. Предлагаемая игра шашки отвечает данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.
Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как шашки и шахматы.
В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенство-ванием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.
Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны дошкольникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
- 1.2. Цели и задачи реализации Программы
Исходя их вышесказанного, основной целью данной программы: создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Обучающие:
- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
-обучение основам шашечной игры;
-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
-познакомить с основами композиционной игры.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
- развивать внимание, память, логическое мышление
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.
- 1.3. Основные принципы и подходы к формированию Программы
Отличительные особенности программы состоит в том, что важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шашечных дидактических игр и пособий. Обучаясь игре в шашки, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шашечной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
-принцип наглядности;
-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шашечной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Культурологический подход основывается на признании самоценности дошкольного детства как этапа вхождения в мир культуры, как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода развития личности, её психического и физического здоровья.
Особенности дошкольного детства определяют в качестве ведущей деятельности – игровую деятельность ребёнка.
Аксиологический подход в воспитании заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде.
- 1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Срок реализации программы: 1 год
Ожидаемые результаты:
-развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
- повышение уровня развития мышления;
- повышение интереса к игре.
По окончании года обучения дети:
- знают правила игры
- проводят простейшие комбинации.
- ориентироваться на шашечной доске;
- играют каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
-правильно располагать доску между партнёрами;
-правильно располагать фигуры перед игрой;
- решать простые шашечные задачи - ставить известные ловушки и не попадать в них самим, доводить до конца простые выигрышные окончания, творчески подходят в придумывании простейших шашечных задач, знают отличие международных шашек от русских.
Итогом проделанной работы являются: тренировочные турниры, турнир с участием родителей.
- 1.5. Способы определения результативности реализации Программы
- С целью выявления эффективности педагогического воздействия проводится педагогическая диагностика два раза в год (сентябрь-май).
- Методика проведения диагностики автор Давыдова Т.Г.,Атаян Г.М.
- Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
- Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.
|
|
|
|
|
|
|
|
- Пояснения к пунктам таблицы:
- 1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
- 2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
- 3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
- 4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
- 5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием. 6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
- 7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками. 8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
- Критерии оценки результатов:
- Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием; Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
- Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
II. Содержательный раздел
2.1. Методы реализации Программы
Возраст обучающихся 5-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы.
Используются такие методы реализации программы:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
2.2. Формы реализации Программы
Используются такие формы реализации программы:
1.Практическая игра.
2.Решение задач, комбинаций и этюдов.
3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.Развлечения и познавательные досуги, игры в шашки, векторины
Форма занятий –групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
2.3. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | |
Сентябрь | 1 | Диагностика. | 1 | 1 |
2 | История шашечной игры. | 2 | ||
3 | Шашечная доска. | 1 | 1 | |
4 | Словарик шашечных терминов. | 1 | 1 | |
Октябрь | 1 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». | 1 | |
«Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | 1 | |||
2 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки» | 1 | 1 | |
3 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | 1 | ||
«В гостях у знатока шашек – Зайки». | 1 | |||
4 | «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». | 1 | 1 | |
Ноябрь | 1 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | 1 | 1 |
2 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | 1 | 1 | |
3 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | 1 | 1 | |
4 | «Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля | 1 | 1 | |
Декабрь | 1 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | 1 | 1 |
2 | «Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры . | 1 | 1 | |
3 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии | 1 | 1 | |
4 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | 1 | 1 | |
Январь | 1 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | 1 | 1 |
2 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | 1 | ||
«Как справится с задачей?» | 1 | |||
3 | «Веселый бой» | 1 | ||
Викторина «Королевство шашек» | 1 | |||
4 | «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | 1 | 1 | |
Февраль | 1-2 | «Лесной турнир» | 4 | |
3-4 | Решите самостоятельно. | 4 | ||
Март | 1 | 25 Решите самостоятельно. | 2 | |
2 | 26 Уроки психологической подготовки. | 1 | 1 | |
3 | 27 Корифеи шашечной игры. | 2 | ||
4 | 28 Правила игры в «Поддавки». | 1 | 1 | |
Апрель | 1-4 | Шашечный турнир. | 8 | |
Май | 1-3 | Шашечный турнир. | 6 | |
4 | Диагностика. | 1 | 1 | |
26 | 46 |
2.4. Перспективное планирование индивидуальной работы
Недели | № и тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1 | Диагностика. | Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки. |
2 | История шашечной игры. | Дать детям краткую историческую справку о возникновении шашечной игры. Вызвать интерес к шашкам, расширить кругозор у детей. |
3 | Шашечная доска. | Дать детям представление о шашечной доске, как об игровом поле для шашек. Вызвать интерес к шашкам, расширить кругозор у детей. |
4 | Словарик шашечных терминов. | Познакомить детей с шашечной терминологией. Использование в игре шашечных терминов. Развивать интеллектуальные способности. |
Октябрь | ||
1 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. |
«Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». | |
2 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки» | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ |
3 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра |
«В гостях у знатока шашек – Зайки». | Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | |
4 | «Там на невиданных дорожках» - «Диагональ». | Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол |
Ноябрь | ||
1 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | Познакомить с шашечным понятием центр. восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях, называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
3 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске |
4 | «Лесная школа умного зайца» - «Дамка». Дамочные поля | Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. |
Декабрь | ||
1 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
2 | «Правила хорошие, знать каждому положено»- Основные правила шашечной игры . | Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. |
3 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии | Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. |
4 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. |
Январь | ||
1 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле. |
2 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Познакомить с правилами поведения во время игры Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: Взялся – ходи! Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями |
«Как справится с задачей?» | Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | |
3 | «Веселый бой» | Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» |
Викторина «Королевство шашек» | Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | |
4 | «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. |
Февраль | ||
1-2 | «Лесной турнир» | Практическое закрепление материала. |
3-4 | Решите самостоятельно. | Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость.. |
Март | ||
1 | Решите самостоятельно. | Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость. |
2 | Уроки психологической подготовки. | Дать детям положительный настрой на игру. |
3 | Корифеи шашечной игры. | Познакомить детей с мастерами нашей страны. Развивать чувства гордости за Родину. |
4 | Правила игры в «Поддавки». | Познакомить детей с правилами игры в «Поддавки», отличия от игры в шашки. |
Апрель | ||
1-4 | Шашечный турнир. | Развивать коммуникативные связи, здоровое соперничество. |
Май | ||
1-3 | Шашечный турнир. | Развивать коммуникативные связи, здоровое соперничество. |
4 | Диагностика. | Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки. Подведение итогов. |
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
Занятия кружка посещают воспитанники с письменного согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ознакомлены с планом кружка.
Планируются мероприятия:
- индивидуальные беседы о способностях ребенка;
- анкетирование родителей в начале года (Приложение 1);
- консультации для родителей «Роль игры в шашки в развитии детей!» ;
- турнир по шашкам между родителями.
Родители по договорённости с педагогом могут посетить занятия кружка. В конце учебного года родителям будет представлен отчёт на родительском собрании, стендовый доклад по итогам деятельности кружка.
- 2.7. Требования к педагогу дополнительного образования.
Для реализации программы «Веселый язычок» к учителю-логопеду предъявляются ряд требований.
Должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
-законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- возрастную и специальную педагогику и психологию;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы, организацию свободного времени воспитанников;
- представление о шашечной доске, как об игровом поле для шашек;
-использование в игре шашечных терминов;
-основы шашечной игры.
-простые комбинациям, теорию и практику шашечной игры.
-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
- специфику и содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей;
- основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- требования к квалификации.
III. Организационный раздел
3.1. Расписание занятий
Дни недели | Время работы | Вид деятельности |
Вторник | 15.00 — 15.25 | Групповая работа с детьми 5-7 лет |
Четверг | 15.00-15.25 | Групповая работа с детьми 5-7 лет |
3.2. Особенности организации предметно – пространственной среды
Предметно-развивающая среда представляет собой хорошо оборудованное пространство. Для реализации Программы имеется кабинет, оснащённый мебелью, дидактическим материалом для организации деятельности с детьми по речевому развитию и коррекции речевых нарушений.
При оснащении кабинета учтены принципы:
- системности: весь материал систематизированы по разделам;
- доступности: расположение на уровне глаз ребенка;
- здоровьесбережения: в соответствии с СанПиН;
- учёта возрастных особенностей: материал подобран в соответствии с возрастом детей;
- мобильности: пособия легко снимаются, переносятся;
- вариативности: пособия многовариантны.
3.3. Материально – техническое обеспечение
-наглядный материал: иллюстрации к темам, картинки-нелепиц
-шахматная доска
- набор шашек
-опорные схемы
-простой карандаш, линейка
-стол – 1 шт
-стул – 1 шт
-магнитная доска – 1 шт.
-икт
3.4. Программное – методическое обеспечение
1.Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
2. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
3. Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
5. Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
7. Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 1996.
8. Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.:Просвещение, 1989. 9. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
Приложение 1
Анкета для родителей.
«Шашки в вашей семье»
В детском саду ведет работу кружок «Чудо – шашки», где дети имеют возможность научиться игре в русские шашки.
Данная анкета проводится с целью сбора информации о заинтересованности к игре в семье и выявления потенциальных участников кружка.
Фамилия и имя ребенка ………………………………………………………………
ФИО родителя или законного представителя ребенка………………………………………………………………………….
Умеете ли Вы играть в русские шашки? Если нет, хотели бы Вы научиться? .....................................................................................................................
Кто в Вашей семье из взрослых играет в шашки? ..........................................................................................................................
Умеет ли играть Ваш ребенок? ……………………………………………………….
Если нет, то хотели бы Вы научить его? ……………………………………………..
Есть ли у Вас дома шашечный набор? ………………………………………………..
По – Вашему мнению, какую роль имеют шашки в жизни? ……………………………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Умные пальчики»
http://slovo.mosmetod.ru/2017/04/17/somova-i-v-dopolnitelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma-umnye-palchiki/...
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные шашки»
Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняш...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умничка»
Предлагаемая программа развивает математическую логику, творческие и интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста, ори-ентирована на развитие познавательной активности, самостоятел...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умный малыш» для детей 3-5 лет
Рабочая программа кружка "Умный малыш"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умные ручки" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Программа была разработана для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, ВПР, профилактики дисграфии и дислексии для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР с применением современных ...
- Мне нравится (2)