Самообразование «Реализация регионального компонента с детьми 5-6 лет, через ознакомление с историей и культурой родного края»
учебно-методический материал (старшая группа)
План по самообразованию «Реализация регионального компонента с детьми 5-6 лет, через ознакомление с историей и культурой родного края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 356.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Реализация регионального компонента с детьми 5-6 лет, через ознакомление с историей и культурой родного края»
Актуальность
Дошкольный возраст-благоприятный период для потенциональных возможностей развития нравственно-патриотических чувств. ФГОС ДО рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что любовь к Родине, начинается с малой Родины - с того места, где ты родился и живешь.
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение, это детский сад, семья, улица, поселок, а затем и страна, столица и символы.
Родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. В программе отведено место региональному компоненту, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей края.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории.
Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема патриотизма. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии, посещение музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного поселка.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их район, поселок - это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Цель самообразования:
Повышение своего профессионального уровня знаний, для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории своего родного края, народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС и ФОП ДО.
Задачи:
- Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
- изучить учебную и научно-методическую литературу;
- составить план работы по данной теме;
- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
- заинтересовать детей историей, национальными традициями и обычаями коренных народов Севера, обобщить знания детей о родном крае (поселке, районе, округе);
- поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную и эмоциональную активность;
- воспитание нравственно - патриотических чувств через изучение государственной символики – пгт Берёзово, ХМАО – Югры;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому, средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
- воспитывать у детей гуманное отношение к природе родного края, бережное и заботливое отношение ко всему живому;
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к традициям нашего народа, к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Реализация программы рассчитана на 2 года (сентябрь 2024 г. - май 2026г.).
Ожидаемые результаты:
• Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному
краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
• Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских
умений и навыков, навыков проектной деятельности;
• Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников;
• Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь
коллегам;
• Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного
отношения к родному краю.
Формы и методы работы:
- Практические (наблюдения, семейные конкурсы, рисунки, поделки;)
- Наглядные (рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий, виртуальные прогулки и экскурсии);
- Словесные (беседы, чтение художественных произведений, знакомство с загадками и пословицами народов севера);
- Игровые (настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры);
- Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
Основной формой являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Этапы:
1 этап - Организационно-ознакомительный: изучение и анализ научно-методической литературы, составление плана работы, подготовка практического материала, начальный этап диагностики.
2 этап – Основной (практический): внедрение в работу подготовленного материала, консультации для родителей, практическое применение наработанных материалов с детьми.
3 этап – Заключительный (обобщающий): проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО,
педсовете, родительском собрании, творческий отчет, участие в конкурсах.
Перспективный план работы на 2024-2025 учебный год
(старшая группа)
№ | Месяц | Тема | Цель | Содержание |
1-4 | Сентябрь | Изучение и подбор литературы. Разработка перспективного плана работы. Мониторинг способностей детей. Пополнение уголка по региональному компоненту «Моя семья», «Природа родного края», «Моя малая родина». | ||
1 | Октябрь | «Моя малая Родина» «Ознакомление с символикой пгт Березово» | Формирование знаний о том, что такое «Малая Родина». Расширить и конкретизировать представления о посёлке и символике Берёзово у детей старшего дошкольного возраста. | Беседа «Край, в котором мы живем. Мое Березово» НОД «Презентация «Путешествуем с Югоркой» Чтение стихотворения «С чего начинается Родина», Рассматривание фотографий о родном посёлке. |
2 | «История семьи» | Формирование знаний детей об истории своей семьи. | Беседа «Кем были мои предки «Рассматривание фотографий бабушек, дедушек и т.д. Выставка рисунков «Я и моя семья» | |
1 | Ноябрь | «3 ноября - День рождения Березовского района» | Знакомство с историей поселка, района, с его гербом. | Выставка ко Дню Березовского района, совместно с родителями «Мой любимый Березовский район». Гости группы –родители и сотрудники ДОУ в национальных костюмах. |
2 | «Вот эта улица, вот этот дом» | Формирование представлений детей о своей малой Родине, ее улицах, достопримечательностях | Виртуальная экскурсия по Березово с участием родителей и детей «Вот моя улица, дом мой родной» (история названия некоторых улиц «Их именами названы улицы. Наши Герои» ) | |
1 | Декабрь | День округа – 10 декабря «Моя Югра» | Дать представления детям о географическом положении ХМАО-Югры, климатических особенностях; истории округа; развивать познавательный интерес; обогащать словарь детей; воспитывать любовь к родному краю. |
|
2 | «Столица ХМАО-Югры – город Ханты-Мансийск» | Сформировать знания детей о столице ХМАО-Югры – городе Ханты-Мансийск. |
| |
1 | Январь | «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси» | Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям коренных народов. | Разучивание хантыйских народных игр «Важенка и оленята», «Хейро», «Перетягивание палки» и др. Оформление картотеки «Национальные игры ханты и манси» (подвижные игры и игры-головоломки) |
2 | «Песенное и танцевальное творчество Югры» | Создание условий для развития познавательной и двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям своего региона. | Просмотр видеоролика: «Мой край Югра» (песни и танцы). Гости группы: учащиеся Березовской школы искусств (матер-класс для детей - национальные танцы) | |
1 | Февраль | «Национальные праздники ханты и манси» | Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В процессе коллективной работы совершенствовать коммуникативные навыки. | Презентация: «Праздники коренных народов Югры»: (День Оленеводов», «Вороний день», «Праздник Трясогузки», «Медвежий праздник», «Проводы лебедя»). |
2 | «Праздник День Оленеводов» | Познакомить детей с жизнью, традициями, праздниками, играми народов Севера. | Соревнования для детей и родителей «День оленевода» | |
1 | Март | «Знаменитые люди ХМАО-Югры, пгт Березово» | Расширять знания и представления детей о родном крае. Воспитание чувства гордости за малую Родину, чувство патриотизма. | Презентация «Югра в лицах». Гость группы – Р.М. Проводников. |
2 | «Поэты и писатели земли Югорской» | Познакомить детей с творчеством поэтов и писателей Югры. | Литературная гостиная «Югра творческая: писатели и поэты ХМАО-Югры» | |
1 | Апрель | «Красная книга» | Знакомство детей с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. | Презентация «Красная книга Югры». |
2 | «Заповедники Югры» | Познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры; воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу. | Познавательный фильм «Заповедники Югры», Заказник «Березовский». | |
1. | Май | «Этот День Победы!» | Воспитание патриотических чувств толерантности у старших дошкольников; расширять знания детей о ВОВ, празднике Победы; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине. | Беседа о подвигах наших земляков в ВОВ. Рассказ о том, как важно помнить об этом дне и чтить память предков. Чтение стихотворений, прослушивание песен, о войне. Возложение цветов к вечному огню. Участие в акции «Письмо бойцу» (рисунки детей) |
Диагностика детей для анализа знаний о ХМАО-Югре на конец учебного года | Выявить уровень знаний детей о ХМАО-Югре на конец учебного года. | Видеоролик «Мы живем в Югре». Литературная гостиная «В гостях у бабушки Анне», посвященная празднику «Дню Семьи». | ||
2. | Анализ и обобщение итогов самообразования. | Подведение итогов работы по реализации темы самообразования. | Оформление и публикация материалов по теме самообразования на личном сайте и в Интернет-сообществах. Распространение опыта среди педагогов. |
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»;
- Консультации и папки передвижки по теме: «Знакомим детей с родным краем», «Приобщение детей к истокам народной культуры», «Что должен знать ребенок о родном крае», «Организация народных игр в семье»;
- Привлечь родителей к сбору материала: «Устное народное творчество», «Народные праздники в кругу семьи», к пополнению в группе мини-музея (предметы быта, фотографии, декоративно-прикладное творчество и т.д.);
- Оформление видеоролика «Достопримечательности нашего края» (родители);
- Выставки: «Ремесло», «День рождения Березовского района», «День Округа ХМАО-Югры», конкурс творческих работ «Пасха радость нам несет», «День Победы»;
- Привлечь родителей к оформлению стенда «Бессмертный полк»,
совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы
- Мастер-класс для мам: «Изготовление куклы Акань»;
- Экскурсии по достопримечательностям поселка, в Березовский
Краеведческий музей «Природа нашего края», «День Округа»;
- Разучивание с детьми пословиц и поговорок о Родине («В своём болоте и лягушка поёт», «Всякая птичка своё гнездо бережёт», «Где родной край, там и рай», «Где родился, там и пригодился» и т.д.).
Заключение
Планирование самообразования по этому направлению позволит познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями.
Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Календарно-обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Литература:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошк. учр. // Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса //- М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
- Гаврилова, О.Н. Край родной. Азбука краеведения/ О.Н. Гаврилова. Екатеринбург: ООО «СВ – 96», 2001. – 392с.
- Конькова, А.М. Сказки бабушки Аннэ /А.М. Конькова. – Екатеринбург: Сред. – Урал, кН.Изд–во, 2001. – 120с. 13.
- Кумаева М.В. Методическое рекомендации по мансийскому детскому фольклору. /М.В. Кумаева Ханты –Мансийск –Омск 2006.- 19с.
- Матюков, А.К., ЛозямоваЗ, Н. Ремесла обских угров (По материалам семинаров этнографического музея «Торум-Маа»)
- Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды/ С.А. Попова. Издательство Томского университета 2008. - 133с.
- Привалова, Р.В. Лесные сказки: сборник сказок для детей дошкольного возраста/Р.В. Привалова. – Сургут: РИИЦ «Нефть Приобья», 2001. – 151с.
- Ромбандеева Е.И. Мансийские сказки / Е.А. Ромбандеева. – М.: «ИКАР», 1996. – 48с.
- Сказание о земле Югорской. //Под ред. Западновой Н. Л. // Тюмень, ИФА, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...
Обобщение инновационного педагогического опыта Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Обобщение инновационного педагогического опыта...

«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края». На 2020-2021гг
Актуальность«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.Дошкольный возраст-благоприятный период для потенцион...
План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

Отчет по самообразованию на тему "Развитие речевой активности у воспитанников в процессе приобщения к истории и культуре родного края"
Данный материал будет интересен педагогам-дошкольникам, которые разрабатывают темы по краеведению со своими воспитанниками, и тем, кому нужна помощь в обобщении материала....

Представление педагогического опыта. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Р...

Опыт работы по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту ...