Опыт работы по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Воспитатель Григорьева Н.А.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к Отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному языку, дому, улице, городу, народу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, произведения русского народного творчества, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.
Изучение своей малой Родины можно оценивать как первый шаг в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Современный ребенок находится в информационном потоке, получаемом благодаря телевидению, компьютерным играм и это воздействие не всегда позитивное.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли перемены: постоянно обновляется содержание образования и воспитания детей. Появляется множество инновационных идей и программ. Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Патриотическое воспитание в современных условиях
ориентировано на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают развивать познавательный интерес, любовь к Родине и родному краю, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Я, считаю, что важной частью нравственно-патриотического воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Уже с детства ребенок должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край. Если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, то это останется с ним на всю жизнь.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к Родине через любовь к родному краю.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе или селе, он с гордостью рассказывает гостям о красоте и богатстве своего родного края? Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе должны занять мы, педагоги.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Основная идея опыта.
Основная педагогическая идея моей работы по нравственно – патриотическому воспитанию - это приобщение и ознакомление детей с историей и культурой Родного края.
Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических качеств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Главное условие нравственно - патриотического воспитания — разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить ее интересной, содержательной деятельностью.
Основная цель работы по ознакомлению с родным краем – введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:
- обогатить знания детей о деревне Бор, городе Бокситогорск, Ленинградская область, Российская Федерация;
- воспитывать чувство Родины, любви и уважения к людям родного края;
- учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
- воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.
Теоретическая база.
Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Изучив методическую, педагогическую литературу, мной был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам нравственно- патриотического воспитания детей через ознакомления с родным краем наиболее близок.
Список литературы по патриотическому воспитанию.
- «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
- «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. 2011 УЦ Перспектива, 2011.
- Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
- Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТС Сфера, 2006.
- Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2007.
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
- Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011.
- Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / Сост.: А.И. Сухомлинская, Л.В. Голованов; Фотоочерк А.А. Кулешова. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1980.
- Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
Планирование, разработки занятий и мероприятий. Автор-составитель
Е.А.Позднякова, Волгоград: Учитель,2008
Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Работа в ДОУ: Воинская слава России; Русская матрешка; Городская и сельская природа и др.: Методическое пособие, Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.Сфера,2007
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
- Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Далинина Г.Н. Дошкольнику – Об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.
- Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005
- Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008
- Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
- Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Сфера, 2010
- Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006
- Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007
Проанализировав свои знания и способы работы, проведя мониторинг качества результатов по нравственно-патриотическому развитию своих воспитанников, а также изучив результаты анкетирования родителей, с целью выявления знаний и представлений о родном крае, я выявила следующие проблемы:
- дети владели недостаточной информацией о родном крае;
- отсутствовала гордость за свой родной город, не было осознания своей гражданской принадлежности;
- родители не уделяли должного внимания проблеме нравственно-патриотического воспитания своих детей;
- отсутствовала единая система ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольников и родителей.
Наличие этих проблем, побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми старшей и подготовительной к школе группы по формированию их нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным краем. Реализация данной работы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Новизна педагогического опыта заключается в расширении знаний детей о родном крае, его обычаях, традициях, формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой Родине. Этот работа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Технология опыта.
Технология нравственно - патриотического воспитания дошкольников состоит в приобщении детей к традициям родного края. Она включает в себя ознакомление детей с народными играми, старинными праздниками и ремеслами, знакомство с бытом народа, фольклором, природой, с интересными людьми. Использование краеведческого материала в работе с детьми, тоже занимает важное место, но при этом его надо тщательно отбирать, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей.
Для формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО, способствующая обогащению знаний детей о России:
- картотека национальной одежды и предметов быта;
- картотека русских народных игр;
- собрана историческая и художественная литература о России;
- в группе оборудован патриотический уголок.
Использую следующие наглядные пособия:
- герб, флаг, гимн России;
- портрет президента России;
- карта Ленинградской области;
- глобус;
-папка - передвижки «Люби и знай свой родной край»;
-фотоальбомы достопримечательностей г. Бокситогорск;
-фотографии писателей, спортсменов ;
- куклы в национальных костюмах;
-уголок национальной культуры;
- книги и альбомы о России.
Целью моего педагогического опыта – является приобщение дошкольников к культуре русского народа в процессе социально -личностного, познавательно - речевого, художественно - эстетического, физического развития.
Задачи:
- формирование у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории России;
- формирование представлений о России как о родной стране;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России;
- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в России;
- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
- воспитание гражданско-патриотических чувств.
Основные формы работы:
- беседы;
- рассказы педагога;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- поездки к памятникам;
- рассматривание картин, иллюстраций, изделий народного прикладного творчества.
В содержание кружковой работы входят следующие темы:
- природа родного края (животный и растительный мир, заповедники); город, улицы;
- Бокситогорский район (обычаи, народные промыслы, традиции, исторические и памятные места);
- город Бокситогорск (символика) ;
- знаменитые люди нашего края, писатели, художники.
Результативность опыта.
Анализ результативности работы показал, что возрос уровень знаний детей о своем родном крае, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории культуре, чувство причастности к жизни своей малой Родины:
высокий уровень составил - 66 %, средний - 27 %, низкий – 7%.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование кружковой работы «Мой родной край» в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.
В данном опыте мной представлена система занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками, их родителями исследование малой Родины и приобщение к ней. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в процесс творчества и чудотворства.
В результате кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, дети стали более самостоятельными, общительными, целеустремлёнными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к сотрудничеству. Родители стали активными участниками в проектной и поисково-познавательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проведённая работа была последовательной и позволила добиться хороших результатов. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование краеведческого содержания в целях формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников является весьма действенным и эффективным, так как у детей формируются:
- нравственная гражданская позиция;
- основы патриотизма;
- правильность и полнота представлений о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов России;
- понимание и уважение иных народов, культур;
- интерес к традициям и фольклору.
Таким образом, полученные результаты позволяют считать, что совершенствование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, своей семье и родному краю нами достигнуты в процессе решения задач:
- создания условий для формирования и воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
- формирования чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- формирования у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирования представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
Список литературы
по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
- Александрова З. «Родина», «Наша семья», «Дозор»
- Барто А. «Маляр», «Катя»
- Баруздин С. «Страна, где мы живем», «Хозяин»
- Баруздина С. А. «Страна, где мы живём»,
- Белозеров Т. «В родном краю»,
- Благинина Е. «Посидим в тишине»,
- Былина «На заставе богатырской»,
- Воскресенской З.И. «Мама»,
- Кассиль Л «Твои защитники».
- Киричек Е.А., Проснякова Т.Н., Савина Е.В. «Край, в котором я живу» Учебное наглядное пособие для дошкольных образовательных организаций. – Москва: ООО «Аст-Пресс школа», 2020. – 64.
- Маршак С. «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости»
- Матусовский М. «С чего начинается родина»,
- Михалков С. «Дядя Степа - ветеран»,
- Нехода А. «Летчики»,
- Носов Н. «Заплатка»
- Пантелеев А.И. «Честное слово»,
- Пермяк Е. «Как Маша стала большой»
- Пришвин М.М. «Моя Родина»,
- Прокофьев А. «Родина»,
- Соловейчик С. «Наша Родина»,
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?», (Знакомство с окружающим миром. Развитие речи ). ООО «Издательство Гном и Д », Москва,2007.
- Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7лет», ООО «ТЦ Сфера», Москва,2009.
- Трутнева Е. «В родном крае»,
- Ушинского К.Д. «Наше Отечество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
методическая разработка...
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...
Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...
Примерный перспективный план работы с воспитанниками и родителями в старшей группе . «Воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями»
Примерный перспективный план на учебный год...
План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...
Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".
quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...