Опыт работы по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Н. Григорьева

  «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

Воспитатель Григорьева Н.А.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к Отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному языку, дому, улице, городу, народу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, произведения русского народного творчества, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.

Изучение своей малой Родины можно оценивать как первый шаг в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Современный ребенок находится в информационном потоке, получаемом благодаря телевидению, компьютерным играм и это воздействие не всегда позитивное.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли перемены: постоянно обновляется содержание образования и воспитания детей. Появляется множество инновационных идей и программ. Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Патриотическое воспитание в современных условиях

ориентировано на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают развивать познавательный интерес, любовь к Родине и родному краю, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Я, считаю, что важной частью нравственно-патриотического воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Уже с детства ребенок должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край. Если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, то это останется с ним на всю жизнь.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к Родине через любовь к родному краю.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе или селе, он с гордостью рассказывает гостям о красоте и богатстве своего родного края? Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе должны занять мы, педагоги.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Основная идея опыта.

Основная педагогическая идея моей работы по нравственно – патриотическому воспитанию - это приобщение и ознакомление детей с историей и культурой Родного края.

Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических качеств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Главное условие нравственно - патриотического воспитания — разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить ее интересной, содержательной деятельностью.

Основная цель работы по ознакомлению с родным краем – введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города.

В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

- обогатить знания детей о деревне Бор, городе Бокситогорск, Ленинградская область, Российская Федерация;

- воспитывать чувство Родины, любви и уважения к людям родного края;

- учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;

- воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.

Теоретическая база.

Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Изучив методическую, педагогическую литературу, мной был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам нравственно- патриотического воспитания детей через ознакомления с родным краем наиболее близок.

Список литературы по патриотическому воспитанию.

  1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
  2. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. 2011 УЦ Перспектива, 2011.
  4. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005.
  5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
  6. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТС Сфера, 2006.
  7. Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2007.
  8. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
  9. Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011.
  10. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  11. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  12. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / Сост.: А.И. Сухомлинская, Л.В. Голованов; Фотоочерк А.А. Кулешова. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1980.
  13. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.

Планирование, разработки занятий и мероприятий. Автор-составитель

Е.А.Позднякова, Волгоград: Учитель,2008

  1. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Работа в ДОУ: Воинская слава России; Русская матрешка; Городская и сельская природа и др.: Методическое пособие, Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.Сфера,2007

  2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
  3. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.- Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Далинина Г.Н. Дошкольнику – Об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2005.
  6. Жуковская Р.И. Родной край.- М.: Айрис-Пресс, 2005
  7. Зацепина М. Дни воинской славы.- М.: Мозаика-Синтез, 2009
  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М., 2008
  9. Козлова С.А. Мой мир.- М.: Сфера, 2006.
  10. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
  11. Кузьменко Г., Богачева И. Мое Отечество Россия.- М.: Гном, 2005
  12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Сфера, 2010
  13. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
  14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка-Пресс, 2006
  15. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2007


Проанализировав свои знания и способы работы, проведя мониторинг качества результатов по нравственно-патриотическому развитию своих воспитанников, а также изучив результаты анкетирования родителей, с целью выявления знаний и представлений о родном крае, я выявила следующие проблемы:

- дети владели недостаточной информацией о родном крае;

- отсутствовала гордость за свой родной город, не было осознания своей гражданской принадлежности;

- родители не уделяли должного внимания проблеме нравственно-патриотического воспитания своих детей;

- отсутствовала единая система ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольников и родителей.

Наличие этих проблем, побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми старшей и подготовительной к школе группы по формированию их нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным краем. Реализация данной работы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Новизна педагогического опыта заключается в расширении знаний детей о родном крае, его обычаях, традициях, формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой Родине. Этот работа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.

Технология опыта.

Технология нравственно - патриотического воспитания дошкольников состоит в приобщении детей к традициям родного края. Она включает в себя ознакомление детей с народными играми, старинными праздниками и ремеслами, знакомство с бытом народа, фольклором, природой, с интересными людьми. Использование краеведческого материала в работе с детьми, тоже занимает важное место, но при этом его надо тщательно отбирать, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей.

Для формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО, способствующая обогащению знаний детей о России:

- картотека национальной одежды и предметов быта;

- картотека русских народных игр;

- собрана историческая и художественная литература о России;

- в группе оборудован патриотический уголок.

Использую следующие наглядные пособия:

- герб, флаг, гимн России;

- портрет президента России;

- карта Ленинградской области;

- глобус;

-папка - передвижки «Люби и знай свой родной край»;

-фотоальбомы достопримечательностей г. Бокситогорск;

-фотографии писателей, спортсменов ;

- куклы в национальных костюмах;

-уголок национальной культуры;

- книги и альбомы о России.

Целью моего педагогического опыта – является приобщение дошкольников к культуре русского народа в процессе социально -личностного, познавательно - речевого, художественно - эстетического, физического развития.

Задачи:

- формирование у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории России;

- формирование представлений о России как о родной стране;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России;

- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в России;

- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;

- воспитание гражданско-патриотических чувств.

Основные формы работы:

- беседы;

- рассказы педагога;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры;

- поездки к памятникам;

- рассматривание картин, иллюстраций, изделий народного прикладного творчества.

В содержание кружковой работы входят следующие темы:

- природа родного края (животный и растительный мир, заповедники); город, улицы;

- Бокситогорский район (обычаи, народные промыслы, традиции, исторические и памятные места);

- город Бокситогорск (символика) ;

- знаменитые люди нашего края, писатели, художники.

Результативность опыта.

Анализ результативности работы показал, что возрос уровень знаний детей о своем родном крае, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории культуре, чувство причастности к жизни своей малой Родины:

высокий уровень составил - 66 %, средний - 27 %, низкий – 7%.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование кружковой работы «Мой родной край» в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

В данном опыте мной представлена система занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками, их родителями исследование малой Родины и приобщение к ней. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в процесс творчества и чудотворства.
В результате кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, дети стали более самостоятельными, общительными, целеустремлёнными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к сотрудничеству. Родители стали активными участниками в проектной и поисково-познавательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проведённая работа была последовательной и позволила добиться хороших результатов. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование краеведческого содержания в целях формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников является весьма действенным и эффективным, так как у детей формируются:

- нравственная гражданская позиция;

- основы патриотизма;

- правильность и полнота представлений о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов России;

- понимание и уважение иных народов, культур;

- интерес к традициям и фольклору.

Таким образом, полученные результаты позволяют считать, что совершенствование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, своей семье и родному краю нами достигнуты в процессе решения задач:

  • создания условий для формирования и воспитания нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
  • формирования чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
  • формирования у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • формирования представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

Список литературы

по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста

  1. Александрова З. «Родина», «Наша семья», «Дозор»
  2. Барто А. «Маляр», «Катя»
  3. Баруздин С. «Страна, где мы живем», «Хозяин»
  4. Баруздина С. А. «Страна, где мы живём»,
  5. Белозеров Т. «В родном краю»,
  6. Благинина Е. «Посидим в тишине»,
  7. Былина «На заставе богатырской»,
  8. Воскресенской З.И. «Мама»,
  9. Кассиль Л «Твои защитники».
  10. Киричек Е.А., Проснякова Т.Н., Савина Е.В. «Край, в котором я живу» Учебное наглядное пособие для дошкольных образовательных организаций. – Москва: ООО «Аст-Пресс школа», 2020. – 64.
  11. Маршак С. «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости»
  12. Матусовский М. «С чего начинается родина»,
  13. Михалков С. «Дядя Степа - ветеран»,
  14. Нехода А. «Летчики»,
  15. Носов Н. «Заплатка»
  16. Пантелеев А.И. «Честное слово»,
  17. Пермяк Е. «Как Маша стала большой»
  18. Пришвин М.М. «Моя Родина»,
  19. Прокофьев А. «Родина»,
  20. Соловейчик С. «Наша Родина»,
  21. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?», (Знакомство с окружающим миром. Развитие речи ). ООО «Издательство Гном и Д », Москва,2007.
  22. Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7лет», ООО «ТЦ Сфера», Москва,2009.
  23. Трутнева Е. «В родном крае»,
  24. Ушинского К.Д. «Наше Отечество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".

quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...