Представление педагогического опыта. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
материал

Дорофеева Наталья Михайловна

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_2022.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Дорофеевой Натальи Михайловны–

воспитателя МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №73»

Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

Дорофеева Наталья Михайловна, образование высшее, окончила Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева по специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специализацией «Преподавание родного языка и литературы в начальной национальной школе». Общий трудовой стаж 18 лет, педагогический 10 лет. В МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73» работаю с 2012 года.

Актуальность и перспективность опыта.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному языку, дому, улице, городу, народу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, произведения русского народного творчества, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.

Изучение своей малой родины – Мордовии, можно оценивать как первый шаг в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Основная идея опыта.

        Основная педагогическая идея моей работы по нравственно – патриотическому воспитанию -это приобщение и ознакомление детей с историей и культурой родного края. 

Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических качеств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Одним из условий формирования ведущей идеи моего опыта является включение регионального компонента в образовательный процесс. Главное условие нравственно - патриотического воспитания — разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить ее интересной, содержательной деятельностью.

Основная цель работы по ознакомлению с родным краем – введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города.

В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

- обогатить знания детей о Мордовии;

- воспитывать чувство родины, любви и уважения к людям родного края;

- учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;

- воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.

Теоретическая база.

Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Изучив методическую, педагогическую литературу, мной был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам нравственно- патриотического воспитания детей через ознакомления с родным городом наиболее близок. Это прежде всего Н.В.Алешина "Патриотическое воспитание дошкольников». А для обеспечения теоретической базы наряду с региональным образовательным модулем дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева мной используются следующие материалы:

1 Брыжинский, В. С. в своей книге Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009г. раскрыл все многообразие народных игр.

Кладезем информации о родном крае является книга - Все о Мордовии / сост. : Е. М. Голубчиков, В. Д. Еремкин, В. С. Ионова, А. С. Лузгин; Худож. : В. Пресняков, Ю. Смирнов. – Саранск : Мордов. кн. изд. -во, 1997.

2. В книге - День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / сост. : М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990г. авторы знакомят детей богатым творчеством мордовских писателей и поэтов.

3. В системе дополнительных услуг актуальна работа «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации» / А. И. Исайкина. – Саранск : Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.

4. Для чтения дошкольникам используется книга-Лисьмаприне : Вишкинетнень туртов хрестоматия / сост. А. И. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с. Родничок : Хрестоматия для маленьких / Сост. А. И. Брыжинский

5. С декоративно-прикладным творчеством мордовского народа нас знакомит работа -Промыслы Мордовии / А. С. Лузгин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. – 142 с.

6. По построению предметно-пространственной среды мной использовалась работа Матовой В. Н. Краеведение в детском саду. — СПб. : ООО «Издательство. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 176 с.

7. Любимым произведением для слушания являются - Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов; сост. : А. А. Долгачев, А. Д. Шуляев. - 2-е изд., доп. и прераб. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006..

Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта / сост. Л. В. Седова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 336 с.

8. В работе по краеведению,раскрывающей технологию данной деятельности актуальной является книга «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева – М. ИздательствоДетство-Пресс :2015. – 304 с.

  Проанализировав свои знания и способы  работы, проведя мониторинг качества результатов по нравственно-патриотическому развитию своих воспитанников, а также изучив  результаты анкетирования  родителей, с целью выявления знаний и представлений  о родном городе, я выявила следующие проблемы:

-дети владели недостаточной информацией о родном городе;

-отсутствовала  гордость за свой родной город, не было осознания своей гражданской принадлежности;

-родители не уделяли должного внимания проблеме нравственно-патриотического воспитания  своих детей;

- отсутствовала единая система ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольников и родителей.

Наличие этих проблем, побудило меня  включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми  старшей группы по формированию их  нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа. Краеведение в дошкольной организации является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитании любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.  Мной была разработана программа по краеведению «Лейне». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитания любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на его познавательную деятельность. Данная  программа предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, традициях, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Этот курс предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.

Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Новизна педагогического опыта заключается в расширении знаний детей о родном крае, его обычаях, традициях, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Этот курс предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.

В поиске новых форм и методов обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных карт и решила применить ее в работе по краеведению.

Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий, ментальные карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. 

Использовать этот метод можно как на этапе ввода в новую тему, так и на обобщающем этапе. Интеллект-карта помогает детям запоминать материал благодаря использованию образов и цвета. Умственная работа происходит в обоих полушариях мозга. 

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Использование и применение мною в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста ментальных карт, даёт положительные результаты: повысился интерес детей к занятиям, возросла их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал. В процессе работы у детей формируются умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи. Связная речь детей стала логичнее, грамотнее, расширился пассивный и активный словарь. Используя этот метод, я обратила внимание на то, что у детей появилось желание участвовать в совместной деятельности (каждый привносит в карту своё видение темы), налаживать партнёрские отношения среди сверстников. На мой взгляд, метод ментальных карт – это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании. Дети с огромным интересом принимают участие в создании интеллект - карт, яркие картинки и сочетание аппликации (коллажа) и рисования привлекают к работе всех, не зависимо от уровня успешности в различных видах изобразительной деятельности, что позволяет пережить каждому ребёнку ситуацию успеха.

Технология опыта.    

Технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников  состоит в приобщении детей к традициям  мордовского народа, родного края. Она включает в себя ознакомление детей с народными играми, старинными праздниками и ремеслами, знакомство с бытом народа, фольклором, природой, с интересными людьми. Использование краеведческого материала в работе с детьми, тоже занимает важное место, но при этом его надо тщательно отбирать, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей.

Для формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО, способствующая обогащению знаний детей о Мордовии:

-мини-музей краеведения, где собраны национальная одежда, предметы быта;

-составлена картотека мордовских народных игр;

-собрана историческая и художественная литература на мордовском и русском языках о  Мордовии;

- в каждой возрастной группе оборудованы уголки национальной культуры.

Использую следующие наглядные пособия:

- герб, флаг и карта Республики Мордовии;

-папки- передвижки «Люби и знай свой родной край»;

-фотоальбомы достопримечательностей г. Саранска;

-фотографии писателей, спортсменов Мордовии;

- куклы в национальных костюмах;

-уголок национальной культуры;        

- книги и альбомы о Мордовии.

Целью  моего педагогического опыта – является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Задачи:

- формирование у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории Мордовии;

- формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;

- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;

- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;

- воспитание гражданско-патриотических чувств.        

Основные формы работы:

- беседы;

- рассказы педагога;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры;

- экскурсии в музеи;

- прогулки к памятникам;

- рассматривание картин, иллюстраций, изделий народного прикладного творчества.

В содержание программы по краеведению входят следующие темы:

- природа родного края (животный и растительный мир, заповедники Мордовии); город, улицы;

- мордовский край (обычаи, народные промыслы, традиции, исторические и памятные места);

- столица – город Саранск, символика Мордовии;

- знаменитые люди нашего края, писатели, художники.

Результативность опыта. 

Анализ результативности работы показал, что возрос уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории культуре, чувство причастности к жизни своей малой родины:

высокий уровень составил - 68 %, средний - 32 %.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование программы «Лейне» в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

В данном опыте мной представлена система разноаспектных занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками, их родителями исследование социокультурных условий малой родины и органичное приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького гражданина к большому патриоту. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в диалог с миром малой родины, в процесс творчества и чудотворства.
В результате использования инновационной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, общительными, целеустремлёнными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Родители стали активными участниками в проектной и поисково-познавательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проведённая работа была последовательной и позволила добиться хороших результатов. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование краеведческого содержания в целях формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников является весьма действенным и эффективным, так как у детей формируются:

-нравственная гражданская позиция;

-основы патриотизма;

-правильность и полнота представлений о родной республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов Республики Мордовия;

- понимание и уважение иных народов, культур;

- интерес к традициям и фольклору.

Рекомендации по использовании опыта.

  Опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»  ») и распространен в рамках проведения курсов стажировки руководителей ДОУ г. Ульяновска и Ульяновской области в ноябре 2015 г., а также  может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города.

Список используемой литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2004. - 256

2. Буре Р.С., Година Г.Н., Виноградова А.М.- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.- Издательство: Просвещение,1989.

3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс.

4. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края/  Герасимова, Н.Козачек// Дошкольное воспитание.-2001.-№12-с.47-52

5. Все о Мордовии/ Сост.: Е.Н. Голубчик, В.Д. Еремкин, В.С. Ионова, А.С. Лузгин; худ.: В. Пресняков, Ю. Смирнов. – Саранск: Морд.кн. изд-во,1997. – 720 с.

6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М.: 2013

7. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //

Д/в № 9 – 2001.

8. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Нравственное воспитание, развитие

коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992

9. Мы в Мордовии живем: пример.регион. модуль программы дошкольного образования/ [О.В. Бурляева и др.] – Саранск: морд. кн. изд-во, 2011. – 104 с.

10. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду:

Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение , 1984

11. Ознакомление дошкольников с родным краем./ Е.А. Свешникова, методист кафедры дошкольного и начального образования Мордовского РИО.

12. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании

дошкольника. – М.: Просвещение, 1987 .

13. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез , 2006

14. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.8 Детский фольклор/ сост. Э.Н. Таракина. – Саранск: морд.кн. изд-во, 1978. – 300с.

15. Хрестоматия к программе «Валдоня»: пособие для дошк. образ.учреждений РМ/ авт. – сост. Е.Н. Киркина. – Саранск: морд.кн. изд-во, 2004. – 352 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как  одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Статья: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями».

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родн...