Обобщение инновационного педагогического опыта Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
учебно-методический материал на тему
Обобщение инновационного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_-_olontseva.docx | 155.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» г. Городца
606503 Нижегородская область, г.Городец, ул.Фурманова, д.17 тел.(883161) 9-07-63
«Утверждаю» Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 29» Протокол №3 от 26 мая 2016 г. |
Обобщение инновационного
педагогического опыта
Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Автор опыта: Олонцева Ирина Сергеевна
воспитатель I квалификационной категории
г. Городец
2017-2018 уч. год
Содержание.
Введение
- Теоретическая часть.
- Теоретические основы формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
- Анализ психолого- педагогических исследований зарубежной и отечественной педагогики о воспитании нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
- Условия, методы, приемы формирования воспитания нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
- Практическая часть.
- Цель, задачи воспитания нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
- Принципы и подходы воспитания нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
- Система работы по воспитанию нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
- Результативность и перспективность работы по формированию воспитания нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
- Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение
«Любовь к Отчизне начинается
с любви к своей Малой Родине –
месту, где человек родился.
Постепенно расширяясь, эта
любовь к родному переходит
в любовь к своему государству,
к его истории, его прошлому и
настоящему, а затем и ко всему
человечеству».
Д.С.Лихачёв
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.
Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Социально-нравственное воспитание – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.
Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковский, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина и другие.
Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П.Арнаутова и другие), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, Е.С.Шукшина и другие), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт) и т.д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно, но и в эмоциональном плане. (И.А.Колесникова и др.).
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В.Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность данного направления работы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Новизна и оригинальность опыта работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края, состоит в интеграции образовательных областей, где краеведческая деятельность является системообразующим фактором.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
I. Теоретическая часть
1.1. Теоретические основы формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края
Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений.
Научное понимание этого патриотизма раскрыто классиками советской школы. Доказано, что данная категория отражает социальные явления, не существующие вне рамок человеческого общества, что патриотизм - это элемент общественного сознания. Являясь таковым, патриотизм вторичен по отношению к экономической жизни, базису общества, определяющему форму идеологической надстройки, духовную жизнь людей, их патриотические чувства.
На современном этапе в концепции по развитию патриотического воспитания дано следующее определение: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Теоретически важным является выяснение сущности понятий "родина" и "отечество". В работах философов А. Г. Агаева, М.Н. Росенко дается следующая трактовка данных понятий. Авторы считают, что в широком смысле понятие "отечество" включает в себя понятие "родина". В узком смысле "родина" - это народ, природа родного края, история, культура, традиции народа, его язык. Понятие "родина" содержит в себе больше общечеловеческого, это социально-этническое понятие.
Исходя из сущности и особенностей патриотизма, философы А.Г. Агаев, Ж.Г. Голотвин и Р.Я. Мирский выделяют следующие его структурные компоненты:
1. Чувственно - эмоциональный: чувство любви к родине, народу, традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональная гордость.
2. Интеллектуальный: научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, осознание ответственности за судьбы родины.
3. Действенно-практический: труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Академик Лихачёв Д.С. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.
1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: "люблю я родину, за что не знаю сам". Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К. Д. Ушинского: " как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями", опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.
2-й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде - окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т.д. Необходимо также отметить, что Родина - это не только страна с её языком, историей, обычаями, это ещё и люди, населяющие её. Поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, "особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому", - писал Я.А. Коменский.
3-й этап. Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.
4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку. Эту мысль высказывали многие писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич, писала, что родной язык "…как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать".
5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.
6-й этап. Изучение историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу.
7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо отечества. Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
1.2. Анализ психолого- педагогических исследований зарубежной и отечественной педагогики о воспитании нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются, как отмечают психологи, новообразования, облегчающие процесс воспитания дошкольников. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний (А.Г. Ковалев, А.А. Люблинская, Т.А. Репина, П.М. Якобсон. Исследователи также указывают на тесную взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников (Л.С, Выготский, А.В. Запорожец, Д. Эльконин, подчеркивают важное значение эмоций в регуляции деятельности и поведения детей (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я,3. Неверович.
Психологами и педагогами доказано, что на основе возросших умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к родной стране, событиям в ней происходящим; у детей этого возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.И. Логинова.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.
По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком.
Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения - стимул - поступок.
Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок.
Таким образом, исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
1.3. Условия, методы, приемы формирования воспитания нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств и методов.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень значима в решении задач нравственного воспитания, поскольку содействует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети быстро, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им стихи, рассказы, сказки рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее результативны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, охранять их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многосторонне и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою особенность, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть насыщена доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнpaвственностью. Окружающие ребенка условия становится средством воспитания чувств, взглядов, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на воспитание определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, степени их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формиpoвать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).
Методы воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.
Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.
Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:
1. Методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
2. Методы формирования нравственного сознания: объяснение, уговор, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
3. Методы стимулиpoвания: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
- соответствие метода цели и задачам воспитания;
- гуманный характер метода, не унижающий ребенка, не нарушающим его права. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;
- реальность метода, требующий логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она, и не выполняют обещанного. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, важным;
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочется использовать метод организации коллективной деятельности детей - устроить "мастерскую по ремонту игрушек". В этом случае он должен приготовить материалы, которыми дети могли бы работать;
- избирательность отбора метода. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может обратиться в назидание и не приносить нужный результат;
- тактичность применения метода. Воспитанник не должен испытывать, что его воспитывают. Опосредованное влияние - великое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;
- планирование вероятного результата воздействия метода. Важно предвидеть вероятные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе - от выбранного метода следует отказаться;
- терпение и толерантность педагога при использовании метода. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя надеяться на мгновенный и устойчивый результат. Следует терпеливо воспроизводить примененные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;
- доминирующая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников. Если только опираться на осoзнaние, понимание знaчимoсти положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет;
- методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в кoмплeксе. Основаниями для подбора методов служит ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т.п.).
Таким образом, осуществляя активный процесс нравственного воспитания с детьми дошкольного возраста, воспитатели смогут заложить надежный фундамент будущей личности. Социализация личности начинается в детстве, от ее успеха зависит, насколько личность, усвоив моральные ценности и нормы поведения, принятые в нашем обществе, сумеет реализовать себя в жизни. Окружающая ребенка среда, процесс социализации помогают детям понять систему прав и обязанностей, которые станут гарантией его самосохранения и сохранения его культуры.
II. Практическая часть
2.1. Цель, задачи воспитания нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края
Цель: формировать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый город.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
2.2. Принципы и подходы воспитания нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края
В основу работы по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
- Принцип доступности. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Принцип научности. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Принцип культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
- Принцип приоритетности культурного национального наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям). Бережного отношения к природе родного края, приобщение ребёнка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, национально – культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
- Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирования развития ситуации.
Цели и задачи работы решаются во всех видах детской деятельности, в совместной образовательной деятельности, в режимных моментах, так как они воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Последовательность указанной работы отражена в алгоритме:
2.3. Система работы по воспитанию нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края
Работа по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края строилась по этапно:
- Подготовительный. Его цель: уточнить имеющиеся у детей представления о родном городе.
- Работа с детьми, направленная на формирование у них знаний о городе и воспитание на этой основе интереса и любви к нему.
- Заключительный. Проводится сравнительный анализ, который даёт возможность вскрыть изменения в знаниях детей о родном крае и в проявлении своего отношения к нему.
На первом этапе. Изучения уровня сформированности знаний у дошкольников представлений о родном городе, крае стране.
На втором этапе работа с детьми дошкольного возраста по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края строилась по перспективному планированию, которое было разработано с учетом тематических блоков.
Содержание тематического планирования материала
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все эти темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Родная семья. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. Дети, начиная с младшей группы, получают знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, видах деятельности, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за малую родину, желание сделать её лучше.
Родная страна. На занятиях дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируется представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная культура. Очень важно прививать чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Воспитатели формируют детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
При ознакомлении детей с родным городом мы старались опираться на имеющийся у детей опыт, учитывали их психологические особенности. Принимали во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления и впечатлительность.
В своей работе используем различные технологии:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- консультативные,
- визуальные,
- проектные,
- ИКТ.
В работе по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Основной формой работы является непосредственно образовательная деятельность, которая организуется фронтально, подгруппами, индивидуально. Спецификой организации всего педагогического процесса является построение работы педагога с детьми по сюжетно-тематическим линиям, что позволяет объединить различные виды деятельности детей на основе единого содержательного поля. Эти занятия строятся по основным методическим принципам с учетом ФГОС:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применяемости в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей старшего дошкольного возраста;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (включает в свое содержание разнородные задания, направленные на решение нескольких задач, чередование разных видов деятельности, активизацию разных видов восприятия информации - зрительного, слухового, тактильного, пространственного);
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста (все задания связаны между собой тематически и сюжетно: каждое вытекает из предыдущего, выполнение каждого задания является необходимым условием дальнейшего разворачивания сюжета);
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущая деятельность - игра: дидактическая, сюжетно-ролевая, настольно-печатная, подвижная, народная);
- систематичность и последовательность применения методов и приемов в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
При организации совместной деятельности педагога с детьми уделяется огромное внимание:
- знакомству с предметами быта;
- экскурсиям по групповой комнате, детскому саду, в ближайшем окружении, в музее, к памятникам и т.д.;
- целевым прогулкам;
- развлечениям;
- праздникам;
- тематическим неделям;
- развивающим играм (словесным, дидактическим, подвижным, настольно-печатным, народным);
- индивидуальной работе с каждым конкретным ребенком, исходя из трудностей, замеченных воспитателем;
- работе с родителями;
- деятельности детей по их собственной инициативе.
Для того чтобы игры, игровые упражнения, занятия, экскурсии были интересными, используются такие универсальные средства, как:
- наглядно-демонстративный и раздаточный материал (разнообразные объекты окружающего мира, сюжетные и предметные картинки, предметы старины, модели, схемы, планы и т.д.);
- литературный материал (загадки, стихи, считалки, потешки, песенки, заклички) ;
- план праздничных мероприятий;
- музыкальный материал (колыбельные, народные песни).
При организации педагогического процесса по патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления с краеведческими материалами используется широкий спектр самых разнообразных материалов:
- географические карты, глобус, планы, схемы;
- гербарии растений, листьев и семян деревьев;
- народные игрушки;
- иллюстрации с изображением народных костюмов;
- предметные сюжетные картинки, иллюстрации, репродукции произведений изобразительного искусства, ярко иллюстрирующие самобытность народной культуры;
- стихи, загадки, потешки, пословицы, поговорки.
Вместе с детьми и родителями были оформлены альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Времена года», «Природа родного края», «Моя Родина -Россия». Расширили уголок природы, в который внесли различные игры экологического содержания: «Чей малыш», «Найди ягодку», «Животные нашего края» и др. Изготовили макеты по временам года с изображением животных нашего края. Внесли разнообразие в уголок ручного труда за счёт природного материала (высушенные листья, семена, перья, шишки, веточки, мох и т.д.), оформили уголок по изодеятельности. Подобрали специальную научно-познавательную и художественную литературу в книжном уголке о семье, о родном крае, стране.
Основной задачей заключительного 3 этапа является обобщение и закрепление впечатлений детей после экскурсии. Это позволяет сделать итоговые занятия в детском саду после экскурсии.
По результатам занятий можно судить об изменениях в познавательном развитии ребёнка. Мы также заметили, что на итоговых занятиях отмечается творческое оживление, эмоциональная и вербальная раскованность детей, желание результативно проявлять себя.
Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе мы используем современные педагогические технологии:
- Моделирование. Использование картинок – моделей - «Часть – целое», предметно-схематическая модель «Мой город», модель «Законы юных художников», модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины», схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний.
- ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Мы используем такие приемы ТРИЗ, как морфологические дорожки «Виды города», системный оператор «Найди пару».
- ОТСМ – общая теория сильного мышления. Этому способствуют такие игры, как «Городец – мой любимый город», «Угадай, что это?», «Угадай по описанию» и пр.
- Проектная деятельность. Она позволяет взрослому вместе с детьми создавать краткосрочные и долговременные проекты по нравственно-патриотическому, экологическому, эстетическому воспитанию (проект «Моя семья», «Книга Памяти» и т.д.).
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе использовала не только художественную литературу, иллюстрации, шутку, но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок. Работа с родителями всегда была существенной частью деятельности детского сада.
Формы сотрудничества с семьями воспитанников
- Анкетирование
- Родительские собрания
- Консультации
- Оформление стендовой информации
- Совместные праздники
- Выставки народно-прикладного творчества
- Совместные акции
- Реализация совместных проектов
Родители стали единомышленниками в проблеме приобщения детей к родному краю. Для этого была организована разнообразная совместная деятельность педагогов, детей и родителей:
- Консультации: «Писатели и поэты земли Городецкой», « Что посмотреть в музее», «Как составить родословную и рассказать о ней ребёнку», «Воспитание патриота-дошкольника в современных условиях» и т.д.;
- Совместные выставки работ детей и родителей: «Осенние фантазии», «Зимушка хрустальная», «Мой край Городецкий»;
- Участие в фольклорных праздниках и развлечениях;
- Совместные творчества детей и родителей: учили пословицы, поговорки, стихи, делали герб своей семьи, свою родословную;
- Анкетирование родителей: «Что я знаю о родном крае»
- День открытых дверей.
Жизнь ребёнка в детском саду обогащается за счёт непосредственного участия в ней семьи, общественности и социальных институтов.
Большое значение на формирование социальной компетентности оказывает связь с социумом. Дети с удовольствием посещают библиотеку, мини-музей детского сада. Дошкольники знакомятся с достопримечательностями родного города, их назначением. Расширяют кругозор об окружающей действительности, приобретают системные знания о своей «малой» Родине, учатся ориентироваться в современном мире. Так в библиотеке дети посетили следующие мероприятия «Птицы родного края», «Мы-потомки победителей» и т.д. С появлением мультимедийного средства с детьми появилась возможность шире знакомить детей с историей, природой нашего края.
2.4. Результативность и перспективность работы по формированию воспитания нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края
1.1 Результативность опыта
Критериями результативности опыта являются оценка накопленных знаний и сформированности осознанных патриотических чувств. Для определения уровня знаний детей использовалась диагностика знаний о родном крае.
Ожидаемый результат:
- Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах.
- Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
- Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
На основе методов наблюдения, опроса, анкетирования, беседы диагностика уровня развития детей старшей группы показала, что в начале учебного года у 15 детей выявлен низкий уровень развития по всем разделам и составила 64%. На начальном этапе работы были выявлены следующие результаты: дети не знали названия страны, города, своего адреса; не узнавали флаг, герб, гимн России; не называли достопримечательности родного города, название улиц, природных богатств, народных праздников, промыслов, не могли назвать всех членов семьи. К концу года низкого уровня не стало, средний уровень составил 37 %.а высокий -63% .
Рис.1Диагностика уровня развития детей 2014-2015г
ёВ 2015-2016г.г. из группы ушел 1 ребенок, пришли 2 новых ребенка, поэтому в начале года низкий уровень развития составил 23%, в основном преобладал средний уровень развития - 67% К концу года низкого уровня не было совсем, средний уровень - составил 20%, а высокий уровень - 80%.
Рис.3Диагностика уровня развития детей 2015-2016гг.
В 2016-2017г.г. из 14 детей в начале года показали низкий уровень 60%. , это связано с тем, что поступили новые дети из старшей группы. К концу года средний уровень развития составил 27%, а высокий 73%. В основном дети вышли на высокий уровень развития благодаря систематической работе не только с детьми, но и их родителями, которые присутствовали на открытых занятиях, активно принимали участие в проводимых проектах, праздниках.
Рис.2Диагностика уровня развития детей 2016-2017гг.
В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей по теме опыта к концу обучения (дети 5-7 лет). К концу обучения дети научились рассказывать о семейных традициях, преданиях; хорошо ориентируются в своем микрорайоне, с гордостью рассказывают о достопримечательностях города и Нижегородской области, о знаменитых земляках; знают флаги и гимны России, города Нижегородской области. У детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.
Дети принимали активное участие в мероприятиях различного уровня: ДОУ, муниципальном, региональном.
Рис.4Сравнительный анализ уровней развития детей.
Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих условий.
1. Готовность самого педагога к патриотическому воспитанию дошкольников. Переход на новый уровень понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы блочно-тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края.
2. Воспитание у дошкольников патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса.
3. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем.
4. Подаваемые знания из многообразия самых ярких и типичных явлений, фактов, событий должны быть доступны для восприятия и понимания ребенком. Подобный подход позволит приблизить дошкольника к реальной жизни, показать созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии – защитницы границ родного Отечества, самобытность национальной культуры.
5. Осуществление логической последовательности этапов работы:
- передача детям знаний о родном крае в деятельностном ключе (взаимодействие взрослого и ребенка, сотрудничество и партнерство в разных видах и формах работы);
- формирование у детей на основе приобретенных знаний отношения к воспринимаемой окружающей действительности: интереса, живого эмоционального отклика, эмоционально-положительного отношения к внешнему миру; активной включенности в доступные события, традиции, праздники, в созидательную продуктивную деятельность;
- организация доступной возрасту деятельности с усилением патриотической направленности (экскурсии, занятия, игры, труд, чтение, музыка, изобразительное творчество, праздники, досуги, развлечения и т.д.).
6. Непрерывное накопление и обогащение социального опыта жизни в своем родном крае, как формирование базового этапа воспитания у детей патриотизма.
7. Налаживание диалога ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего родного края, что позволит сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создаст необходимый эмоциональный фон, будет способствовать лучшему, наиболее осмысленному усвоению материала.
8. Тесное сотрудничество с семьей.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Дж. Байрон писал: "Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего".
Список литературы
1. Валеева, Г.X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Г. X. Валеева; Челябинский гос. пед. ун-т. - Магнитогорск, 2006. - 23 с.
2. Казаева, Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Е. А. Казаева; Шадринский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - 23 с.
3. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н.А. Ивашкина; Московский гуманитарный ун-т. - М., 2008. - 22 с.
4. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / О.С. Колпачук, И.Г. Добрицкая // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Минск: БГПУ, 2012. - С.66-68.
5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.
6. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - М: Владос, 1991. - 112 с.
7. Цеева,Л.Х. Об архитектуре города Майкопа детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста./Л.Х. Цеева. – Майкоп: ИП Магарин. -2010.- 66 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Перспективный план формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Диагностика.
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 5-7 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родном городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов).
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии.
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень
Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.
Материалы: Герб города Городца.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Городца.
Оценка результатов.
Высокий уровень
Ребенок правильно и без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Городецкого герба. Проявляет интерес.
Средний уровень
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень
Ребенок затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «Личностное отношение к родному городу».
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Городец?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал, посещая музеи нашего города. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с новыми достопримечательностями.
Средний уровень
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Сформированность знаний о родном городе у детей 5-7 лет.
Высокий уровень
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает герб города Городца, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень
Знает название города, свой домашний адрес; герб города Городца; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Диагностика уровня знаний детей
по теме « Защитники Отечества».
Высокий.
Знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребенок самостоятельно ведет повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы проверяющего.
Средний
Знания частично поверхностные, многие явления или события ребенку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.
Низкий
Ребенок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказкой взрослого.
Анкета для родителей
«Воспитываем юного гражданина»
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок посещает наш детский сад. Просим вас ответить
на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей
по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Ф. И. О. Ребёнка ______________________________________________________
- В какую группу ходит ваш ребёнок? ___
- Ведёте ли вы беседы с ребёнком на нравственно – патриотические темы
- Читаете ли вы с ним художественные произведения о войне? ___
- Смотрите ли фильмы на военную тему? ___
- Слушаете ли песни военных лет? ___
- Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны,
военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках? ____
- Посещаете ли вы музеи? _________
Благодарим за сотрудничество!
Памятник Минину и Пожарскому
Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.
Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Более с 1804 по 1815 г. трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.
4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине К. Маковского "Воззвание Минина".
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
1. Начало смутного времени
После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович!
Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!
И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.
2. Цари - самозванцы
Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.
Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!" Тогда и наступил конец терпению народа.
3. Народное единство
Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.
Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".
4. Так и случилось!
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Воспитания нравственно - патриотического чувства у детей - это будующие России....
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»
В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материал...
"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города"
Приоритетное направление к образовательной программе....
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города».
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого:...
Представление педагогического опыта. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Р...