Инновационные технологии социально- коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Яковлева Анастасия Сергеевна

Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролейучится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии социально- коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста


Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролейучится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я.

Мы все знаем, что задачами социально – коммуникативного развития являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками

И такую инновационную систему социализации, предложила нам Наталья Петровна Гришаева, старший научный сотрудник Института социологии РАН РФ. Ее система направлена на формирование основ и умений жить в социальном обществе. Перед дошкольной организацией ставится задача - организации дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.

Предлагаемая система социализации включает технологии, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:

1.Клубный час.​

2. Проблемная ситуация.​

3. Рефлексивный круг.​

4. Дети – волонтеры.​

5. Волшебный телефон.​

6. Социальная акция.​

7. Ситуация месяца.​

8. Коллективный проект.​

9. Развивающее обучение

Данные технологии позволяют сформировать и развивать у ребенка – саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – то есть все те качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

На сегодняшний день мы в свою работу взяли 2 технологии:

Технология «Ежедневный рефлексивный круг»

 «Рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей. Круг способствует совершенствованию речи,  как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

«Рефлексивный круг»  направлен на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания публично.

Целью этого круга обсуждение планов на день или каких-либо проблем группы. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло какое-то событие, то «рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после события.

Круг проводится в одном и том же месте, для того чтобы в будущем дети привыкли обсуждать свои проблемы в кругу без присутствия воспитателя. Для эффективности обсуждения во время кругов используем  любой предмет, которую дети передают друг другу во время ответов на вопросы, что помогает детям концентрироваться на выслушивание ответов и не перебивать друг друга.

Задачи педагогической технологии «рефлексивный круг» следующие:

-       сплочение детского коллектива;

-       формирование умения слушать и понимать друг друга;

-       формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

-       обсуждение планов на день, неделю, месяц;

-       развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

Темы «Рефлексивных кругов» рекомендуются по темам «Ситуации месяца». Например, по ситуации месяца «Мальчики и девочки» могут быть следующие темы: «Чем я отличаюсь от мальчиков (девочек)»; «Что влияет на наше настроение?»; «Зачем мы питаемся?»; «Мои добрые поступки по отношению к девочкам (мальчикам)». Темы «Кругов» могут определяться индивидуально в группе с воспитателем по обстоятельствам, например, если в группе произошло ЧП, то «Рефлексивный круг» может проводится сразу после происшествия.

Вопросы, задаваемые во время «ежедневного рефлексивного круга», можно поделить на несколько тем. Например«Чем мы сегодня будем заниматься?»«Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?»«Что делать, если хочется подраться?» и т. д.

Рефлексивные круги создают коммуникативные условия для того, чтобы слушать другого человека, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. Между воспитанниками складываются отношения в психологически безопасной форме.

Виды рефлексивных кругов.

Личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых. 

Событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).

Творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению…  

Понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.

Еженедельный итоговый круг.

             Благодаря таким традициям вырабатывается навык осознания воспитанниками происходящего в группе. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей. Развивается межличностное доверие, обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.

«Рефлексивный круг. (Предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе);

Правила для детей:

Говорит тот, у кого мяч

Отвечает только на вопрос

Нельзя повторять одно и то же

Если воспитатель поднимает руку – тишина

Правила для взрослого:

Ни каких оценок

Когда нарушается правило, взрослый поднимает руку, дети говорят какое правило нарушено.

 «Проблемные ситуации» 

  Ребенок проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы, поиск ее решения - на этапе введения знаний; выражении решения и реализацию продукта на практике - на этапе воспроизведения знаний. При этом ребенок сам формулирует проблему, открывает новое знание и выражает его в простых формах».

Сущность данной технологии  заключается в следующем:

  • воспитатель создаёт проблемную ситуацию,
  • направляет детей на её решение,
  • организует поиск решения.

Таким образом,

  • ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения,
  • и как результат у него образуются новые знания,
  • он овладевает новыми способами действия.

Основное звено технологии– проблемная ситуация – спланированный, специально задуманный приём, направленный на пробуждение интереса у воспитанников. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность.

Цели проблемного обучения:

- Дать прочные знания

- Стимулировать интеллектуальное развитие

- Воспитывать активную личность

Образовательные результаты:

- Умение решать проблемы

- Вести диалог

- Извлекать информацию, делать логические выводы

- Оценивать проблемную ситуацию с точки зрения нравственного выбора

При составлении содержания проблемных ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.

- В разрешении проблемной ситуации роль педагога – создать условия для решения детьми познавательной задачи, направить на поисковую самостоятельную деятельность. Педагог не стремится дать новое знание в готовом виде. Он внимательно выслушивает все предположения детей, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, и постепенно подводит к мысли «Что же можно сделать, чтобы решить проблему?».

- Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их возрастные особенности.

- Игровые ситуации должны включать моменты импровизации в связи с неожиданным изменением условий (педагог должен быть готов к разным вариантам развития проблемной ситуации в зависимости от знаний детей, их жизненного опыта и предложенных вариантов решения проблемы).

- Ситуации должны быть эмоционально окрашены и адресованы каждому. (Для поддержания интереса детей очень важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», сказочных героев, а также включать каждого ребенка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т.п.)).

Успешное освоение приемов решения проблемных ситуаций в дошкольном возрасте может стать прочной основой для школьного обучения детей и пригодится в принятии решений во взрослой жизни.

Таким образом, используя данные технологии, ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей.

Я планирую продолжать свою работу по совершенствованию социально - коммуникативного развития детей, изучая и внедряя в практику наиболее эффективные и новые методы, направленные на социализацию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста...

Технология: «Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста через использование малых жанров фольклора»

Приоритетным направлением государственной образовательной политики  является духовно-нравственное развитие детей, основой которого выступает сохранение и развитие традиционной народной культуры. ...

Докладна тему: "Инновационные технологии социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста"

   Самостоятельность, целеустремленность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольникам...

Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Воспитываем у детей семейные ценности»

В настоящее время далеко не все дети владеют информацией о своей семье, не знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные пр...

Игровые технологии с использованием ИКТ как средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста

В настоящее время уже не возможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. К набору существенных преимуществ использования компьюте...