Докладна тему: "Инновационные технологии социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста"
материал
Самостоятельность, целеустремленность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Социализация – это процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Инновационные технологии социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста»
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений-
одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»
В.А. Сухомлинский
Самостоятельность, целеустремленность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.
Социализация – это процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. В настоящее время ситуация в системе образования ставит на первое место в развитии дошкольников исключительно интеллектуальный компонент. Осознание важности социальной зрелости для перехода на следующий этап развития недооценивается. А ведь именно этот фактор является основным при переходе ребенка на новый этап его жизни – начало взросления и школьное обучение. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать такие инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Инновационная система социализации, разработанная старшим научным сотрудником Института социологии РАН РФ Натальей Петровной Гришаевой, направлена на важность социализации дошкольников, то есть на формирование основ и умений жить в социальном обществе. Перед дошкольной организацией ставится задача - организации дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.
Предлагаемая система социализации включает технологии, которые Вы видите на экране, и они могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:
9 технологий системы социализации
1. Клубный час.
2. Проблемная ситуация.
3. Рефлексивный круг.
4. Дети – волонтеры.
5. Волшебный телефон.
6. Социальная акция.
7. Ситуация месяца.
8. Коллективный проект.
9. Развивающее обучение.
Данные технологии позволяют сформировать и развивать у ребенка –дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Я строю свою педагогическую деятельность на следующих технологиях, предложенных Н.П.Гришаевой, но применяю их в собственной интерпретации: «Рефлексивный круг», «Дети – волонтеры», «Волшебный телефон».
Рассмотрим каждую, из перечисленных технологий, более подробно.
Технология «Ежедневный рефлексивный круг» - это технология, позволяет стимулировать речевую деятельность дошкольников, способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать свои предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.
Цель: направлена на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга.
Задачи:
- формировать общую позицию относительно различных аспектов жизни в группе;
- обсуждать план на день, неделю, месяц;
- развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
- развивать умение анализировать и делать выводы.
«Ежедневный рефлексивный круг» в нашей группе проводится каждый день перед завтраком и после полдника, а также когда в группе происходит какое-то происшествие или конфликт. Утром обсуждаем вместе, какой сегодня день, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ждет от сегодняшнего дня, если в группе именинник, то каждый ребенок произносит свои пожелания. Темы «Рефлексивных кругов» я стараюсь подобрать в соответствии с темой календарно-тематического планирования, с темой проектной деятельности, по обстоятельствам (если, например, в группе произошли ссора, конфликт).
Существует несколько видов рефлексивных кругов:
- личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения;
- событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее);
- творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению и т.п.;
- понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
Если говорить о влиянии данной технологии на развитие детей, то здесь с уверенностью можно отметить положительный результат. Дети усвоили социальные нормы, характерные для их возраста. Они не остаются равнодушными к происходящему вокруг, активны, принимают участие в жизни группы, умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Также умеют вести диалог, внимательно слушают друг друга и понимают. Дети могут понять причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии. Робкие, стеснительные, малоговорящие дети стали более активными, раскрепощенными.
Технология «Дети – волонтеры» предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, кушать, лепить, рисовать и т. д.
Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- развивать самостоятельность и ответственность у старших дошкольников, а также навыки общения в разновозрастном коллективе;
- создавать ситуацию развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- давать возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.
Технология «Дети - волонтеры» безумно понравилась детям. Запуск детского волонтерства произошел на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация групп детей-волонтеров, обдумывание девиза и эмблемы.
С детьми проводились беседы: «Кто такие волонтеры?», «Чем занимаются волонтеры?», «Какими качествами должен обладать волонтер?», «Можем ли мы стать волонтерами?», «Чему мы можем научить малышей». Из детей старшего дошкольного возраста, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировались группы по пять человек. С будущими волонтёрами были проведены практикумы различной тематики, во время которых, проходило обучение детей-волонтеров определенным знаниям, умениям и коммуникативным навыкам.
Следующий этап - практический. На этом этапе реализовывались конкретные дела волонтерской команды. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Ребята оказывали помощь в проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений; помогали в одевании детей на прогулку, организовывали совместные игры на прогулке, оказывали помощь на участке; после прогулки – умывание и обед. Во второй половине дня, в ходе совместной продуктивной деятельности, волонтеры учили малышей рисовать красками, карандашами, лепить из пластина. Волонтеры оказывали помощь своим подопечным в уборке игрушек, учили складывать одежду и наводить порядок в шкафчике.
После каждого волонтерского выхода организовывается «Рефлексивный круг», в ходе которого с детьми обсуждаются следующие вопросы: понравилось ли им быть волонтером; что понравилось в их работе больше; что мы сделали правильно; что сделали неверно; над чем нам нужно поработать, чтобы впредь не совершать ошибок.
В дальнейшей работе по данному направлению планируем поставить для малышей спектакли, проводить с ними сюжетно-ролевые игры, учить ребят мыть игрушки, ухаживать за растениями, заправлять постель, проводить совместные акции и еще много всего интересного придумали наши волонтеры для помощи малышам.
Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду дала положительные результаты. Данная технология позволила детям научиться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки; волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
Технология «Волшебный телефон» - это своеобразный телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.
Цель: развитие умения самостоятельно выражать свои чувства и мысли.
Задачи:
- развивать социальную активность;
- понимать, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком воспитателю, психологу или родителям;
- своевременно решать детские проблемы.
- от имени любимого персонажа направлять ребёнка на позитивную модель поведения.
Технология «Волшебный телефон» вызывает огромный интерес у детей. И хотя они вначале сомневаются, «а правда ли всё это», практически все хотят пообщаться с любимым персонажем. В данном направлении ведется совместная работа воспитателя и педагога – психолога.
Организация данной методики следующая. Детям рассказывают, что в саду появился волшебный телефон. Объясняют, как им пользоваться, с кем можно поговорить и в какое время. Как правило, это происходит после полдника, 2-3 раза в неделю. Предварительно выясняем, какие герои популярны у детей, - для этого с детьми проводится беседа о его любимом герое или просим ребят нарисовать своего любимого персонажа и рассказать кто он такой. Затем определяем героя (кто сыграет того или иного персонажа), намечаем примерные вопросы, которые он мог бы задавать от лица какого-либо персонажа, и определять цель общения с каждым контактным ребенком.
Педагог - психолог ведет журнал, куда записывает проблемы ребенка и свои дальнейшие действия в отношении коррекции его развития или поведения, а может быть, советы родителям.
Данная технология позволяет своевременно реагировать на имеющиеся проблемы, помогает понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается. Особым достоинством является то, что ребенок после завершения диалога со сказочным героем испытывает чувство восторга и эмоциональной приподнятости.
Вывод: Воспитатель, работающий по таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью. Ведь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Главные действующие лица ситуации – дети. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная.
Я планирую продолжать свою работу по совершенствованию социально - коммуникативного развития детей, изучая и внедряя в практику наиболее эффективные методы, и инновационные технологии, направленные на социализацию детей старшего дошкольного возраста.
Результатом своей работы в данном направлении считаю формирование личности ребенка, как полноценного участника социального взаимодействия, включенного в общественные отношения, что так необходимо подрастающему поколению в современном мире.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социализация – это процесс становления личности.
Актуальность - осознание важности социальной зрелости для перехода на следующий этап развития, которое в современном мире недооценивается.
Инновационная система эффективной социализации ребенка в дошкольном образовательном учреждении Натальи Петровны Гришаевой. Цель : создание дружественного социума в ближайшем окружении ребенка.
9 технологий системы социализации: 1.Клубный час. 2. Проблемная ситуация. 3. Рефлексивный круг. 4. Дети – волонтеры. 5. Волшебный телефон. 6. Социальная акция. 7. Ситуация месяца. 8. Коллективный проект. 9. Развивающее обучение.
Технология : «Ежедневный рефлексивный круг» Цель: сплочение детского коллектива, через формирование умения слушать и понимать друг друга.
Технология : «Дети - волонтеры» Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Технология : «Дети - волонтеры» Девиз : «Мы там, где в нас нуждаются!»
Технология : «Дети – волонтеры»
Технология : «Дети – волонтеры»
Технология : «Дети – волонтеры»
Технология : «Волшебный телефон» Цель: развитие умения самостоятельно выражать свои чувства и мысли.
Технология : «Волшебный телефон»
Вывод: Использование данных технологий способствует развитию у детей социально значимых качеств и умений, приобретая которые, на практике, ребёнок становится активным участником социального взаимодействия, включенным в общественные отношения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...
Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения. Данный материал презентует опыт работы воспи...
Консультация для воспитателей «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения...
«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
*Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуник...